Ожидания оправданы, но...
Внешние ценные бумаги
Валютные операции
Репатриация валюты РФ
Обязательная продажа
Как и ожидалось, новый Закон оказался значительно лучше с точки зрения юридической техники по сравнению с ныне действующим. Центральный Банк, Правительство РФ и Государственная Дума РФ постарались максимально учесть проблемы, которые постоянно возникали (и по-прежнему возникают) в практике работы уполномоченных банков, резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Причиной тому являются противоречия отдельных положений действующего Закона. Однако и в новом Законе мы можем найти отдельные неясности и проблемы.
Внешние ценные бумаги
В соответствии с п.4 ч.1 ст.1 Закона к внешним ценным бумагам относятся все ценные бумаги, которые не попали в категорию внутренних ценных бумаг.
Учитывая, что термин "ценные бумаги" используется в соответствии с ч.2 ст.1, при составлении перечня внешних ценных бумаг мы должны включить в него все объекты, которые обозначаются как ценные бумаги в гражданском, административном и других отраслях законодательства Российской Федерации. В основном в этот перечень войдут ценные бумаги, перечисленные в ГК РФ (акции, облигации, векселя, чеки, складские свидетельства и т.д.), в ФЗ "О рынке ценных бумаг" (эмиссионные ценные бумаги), а также в федеральных законах "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "Об ипотечных ценных бумагах" (закладные и ипотечные ценные бумаги).
Далее из этого перечня нам необходимо исключить внутренние ценные бумаги, к которым в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 относятся:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
В перечень внешних ценных бумаг попадут:
а) все эмиссионные ценные бумаги, для которых или номинальная стоимость не указана в валюте Российской Федерации, или их выпуск не зарегистрирован в Российской Федерации;
б) все ценные бумаги, которые не относятся к эмиссионным и которые или не удостоверяют право на получение валюты Российской Федерации, или не выпущены на территории Российской Федерации.
В результате мы вынуждены признать, что к внешним ценным бумагам будут относиться, например:
а) вексель с номиналом в рублях, выписанный резидентом в пользу другого резидента вне территории Российской Федерации;
б) простое (двойное) складское свидетельство, которое удостоверяет право резидента на распоряжение товарами, находящимися на складе, принадлежащем другому резиденту, на территории России;
в) опцион эмитента, который закрепляет право его владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента (даже если и эмитент, и владелец являются резидентами, а номинал акций выражен в рублях).
Вызывает сомнение, что законодатель предполагал относить указанные выше ценные бумаги к внешним ценным бумагам. По-видимому, неясность будет устранена при разработке Банком России порядка выполнения валютных операций с внешними ценными бумагами, в который войдет конкретный список таких бумаг.
Валютные операции
Определение валютной операции приведено в п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ и содержит замкнутый перечень действий резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, которые квалифицируются законом как валютные операции. Это именно определение валютной операции, а не их перечень. Любая конкретная валютная операция должна строиться как выполнение каких-либо из указанных в п.9 ч.1 ст.1 Закона действий с конкретными валютными ценностями (например, валютные операции, перечисленные в ст.8 Закона).
При этом в Законе мы видим, по крайней мере, две неопределенности, связанные с валютными операциями. Во-первых, это неопределенность, которую вносит фраза "на законных основаниях" в подп."а", "б" и "в" п.9 ч.1 ст.1 Закона. Фактически речь идет о том, что если валютные ценности приобретаются или отчуждаются не на законных основаниях, то данные действия с валютными ценностями не будут являться валютными операциями.
"На законных основаниях" означает в соответствии с требованиями законодательства. Но любое приобретение или отчуждение валютных ценностей даже с мелким нарушением Закона можно рассматривать как несоответствующее законодательству и тем самым вывести данное действие из категории "валютных операций". Наиболее противоречивым это выглядит при нарушении Закона: чтобы он не работал, достаточно его нарушить.
Вторая неопределенность связана с термином "валютные операции движения капитала". Закон не определяет данный термин, но использует его в названиях и в тексте ст.7 и 8. Если бы в указанных статьях везде использовался бы только данный термин, то ст.7 и 8 можно было бы рассматривать как определение понятия "валютные операции движения капитала". Но в тексте статей наряду с "валютными операциями движения капитала" присутствуют также "валютные операции", без указания того, как "валютные операции движения капитала" соотносятся с "валютными операциями".
Например, в соответствии с ч.8 ст.7 Закона ее действие "... не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами". Но в тексте Закона ни определения, ни перечня таких операций не приводится (везде речь идет о "валютных операциях").
Репатриация валюты РФ
Репатриация валюты России предусмотрена ст.19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" Закона 173-ФЗ. Учитывая, что понятие "репатриация" в Законе не раскрывается и необходимо использовать обычное толкование данного термина как "возвращение в страну", в принципе о репатриации имеет смысл говорить только в отношении наличной валюты РФ, так как все безналичные рубли в конечном итоге хранятся на корреспондентских счетах банков (типа "Ностро") в Банке России.
Конечно, при определенной доле условности перевод средств в рублях со счета нерезидента в банке-нерезиденте за рубежом в пользу резидента также можно считать "трансграничной" операцией, что оправдывает применение к ней понятия "репатриация". Но как найти признаки "трансграничности" в случае, если нерезидент списывает в пользу резидента средства в рублях со своего счета в банке на территории России на счет резидента в банке на территории России за товар, переданный резидентом нерезиденту на территории России? Тем не менее ст.19 включает и такие операции (п.1 ч.1).
Кстати, "либеральный" Закон содержит очень жесткое требование, которое отсутствует в текущем валютном законодательстве: резидент должен обеспечить поступление выручки "в соответствии с условиями договоров", то есть в том числе в сроки, предусмотренные договорами, независимо от того, истекли или нет предельные сроки отсрочки платежа в соответствии со ст.7 Закона.
Обязательная продажа
В заключение сделаем два небольших замечания по поводу обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Во-первых, обратим внимание, что в соответствии с ч.2 ст.21 "Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке". То есть, с одной стороны (так как в Законе не оговорено иное), - только на основании распоряжения резидента, а с другой - не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления на банковский счет. Очевидно, при отсутствии распоряжения резидента второе требование можно будет выполнить, только нарушая первое.
Во-вторых, отметим, что объект обязательной продажи определен в ч.3 ст.21 Закона как "... выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности... ". Но фраза "включающая в себя... " может толковаться и как "включающая в себя только... ", и как "включающая в себя в том числе... ". Во втором случае Закон будет определять открытый перечень поступлений, что создаст некоторую неопределенность в процедуре обязательной продажи части валютной выручки. Тем более что все исключения (поступления, не относящиеся к объекту обязательной продажи) перечислены в пунктах 1-4 ч.3 ст.21 Закона.
В. Лопатин,
заместитель директора Департамента
международных расчетов Внешэкономбанка
"эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru