"ФСЭНП не только полностью сформирована, но и активно работает"
(интервью с С.В. Веревкиным-Рахальским, руководителем заместителя министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом)
В прошлом году была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции. Вместо нее была создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям в составе МВД России (ФСЭНП). О работе вновь образованной структуры мы попросили рассказать ее руководителя заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта Сергея Владимировича Веревкина-Рахальского.
Сергей Владимирович, у многих наших читателей нет четкого понимания того, какая организация выполняет сегодня функции по пресечению налоговых преступлений. Не могли бы вы рассказать, какое место в структуре МВД России занимает Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям и каковы ее основные задачи и права?
1 июля 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ была создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Сегодня она приняла на себя основную тяжесть борьбы с этими видами преступлений.
"Налоговая полиция, созданная 11 годами ранее, фактически влилась в новую структуру"
Налоговая полиция, созданная 11 годами ранее, фактически влилась в новую структуру. Появление ФСЭНП было продиктовано самой жизнью. Это связано с тем, что налоговая полиция выполнила свою миссию на определенном этапе становления и развития экономики России, но в последние годы спецслужбы, расследуя преступления в экономической и налоговой сферах, зачастую стали дублировать друг друга. Сотрудники налоговой полиции и подразделений ГУБЭП МВД России параллельно занимались пресечением криминальных преступлений по одним и тем же составам Уголовного кодекса.
Президент поставил четкую задачу - бескомпромиссная борьба со всеми видами преступности и порождающими ее факторами. И это сразу нашло отклик в обществе. Ведь объединение усилий правоохранительных органов в борьбе против экономических и налоговых преступлений способствует созданию благоприятной атмосферы для развития бизнеса, привлечения иностранных инвестиций.
С точки зрения структурных изменений в рамках реформирования правоохранительной системы России и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям является составной частью сил криминальной милиции. Ее основная функция - организация борьбы с экономическими преступлениями, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также налоговыми преступлениями, преступлениями против интересов государственной власти. Помимо этого к ее функциям также отнесены: комплексный анализ информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения; подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налогообложения; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.
Структура ФСЭНП МВД России утверждена министром внутренних дел Российской Федерации. В ее составе Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП ФСЭНП), ранее входившее в структуру Службы криминальной милиции МВД России, и вновь созданное Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП).
На уровне федеральных округов ФСЭНП представлена оперативно-розыскными бюро по экономическим и налоговым преступлениям соответствующих главных управлений МВД России, а в субъектах федерации - управлениями и отделами.
Права сотрудников ФСЭНП МВД России утверждены на законодательном уровне. Согласно пункту 25 статьи 11 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" сотрудникам МВД России предоставлен ряд прав. В частности, право требования обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также право их проведения.
Кроме того, в данный закон внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми органам внутренних дел предоставлены следующие права:
- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
- получать сведения, составляющие налоговую тайну;
- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением российского законодательства о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц. В данном случае органы внутренних дел фактически стали субъектами налоговых правоотношений и получили право осуществлять налоговые проверки налогоплательщиков. Причем не только совместно с налоговыми органами, но и самостоятельно.
"Органы внутренних дел фактически стали субъектами налоговых правоотношений"
В начале 2004 года планируется завершить подготовку инструкций по совместной работе с МНС России, которые снимают все разночтения и разногласия при проведении совместных проверок.
Как вы считаете, сформирована ли Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям в полном объеме?
Она не только полностью сформирована, но и активно работает. Безусловно, изменились направления и условия ее деятельности. Так, в ФСЭНП произошло усиление правоохранительной составляющей.
Плановые проверки, разъяснительная и консультативная работа с налогоплательщиками - прерогатива МНС России. Наша же главная задача - выявление и пресечение преступлений в экономической и налоговой сферах.
При реформировании Федеральной службы налоговой полиции произошло сокращение аппарата. Большое количество профессиональных сотрудников было направлено для непосредственной работы с экономической и налоговой преступностью. И сегодня это дает реальный результат. (Об итогах работы ГУНП ФСЭНП в 2003 году см. врезку. - Примеч. ред.)
Обновление коллективов подразделений ФСЭНП в регионах, активная ротация кадров - все это объективно влияет на эффективность работы новой структуры. В январе 2004 года плановая численность ФСЭНП составит 32 тысячи человек, в том числе подразделений по налоговым преступлениям - 14 тысяч сотрудников. Назначены руководители центрального аппарата, начальники оперативно-розыскных бюро в федеральных округах, руководители в региональных подразделениях.
Нам удалось сохранить профессионалов, пришла на работу в ФСЭНП и молодежь с высшим образованием.
Вот уже больше полутора лет действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. Задолго до его принятия многие специалисты отмечали, что он вызовет сложности для правоохранительных органов. О каких проблемах для правоприменительной практики можно говорить сегодня?
По новому УПК все дела возбуждаются только с санкции прокурора. Основные сложности, с которыми приходится сталкиваться, связаны с несвоевременной дачей санкции прокурором при возбуждении уголовного дела. Встречаются случаи отказа в возбуждении уголовного дела. Особенно стоит упомянуть дела по налоговым преступлениям. Как правило, они представляют собой значительную сложность в силу объемности, трудности доказывания и многоэпизодности. И чтобы подтвердить свою точку зрения на перспективность дела в суде, наши сотрудники должны быть высокопрофессиональны и объективны.
В целом отмечу, что ожидаемого "провала" в расследовании уголовных дел не произошло. Уголовно-процессуальный кодекс достаточно эффективно работает. Мы должны его неукоснительно соблюдать, тем более что некоторые поправки, которые с нашей подачи были в него внесены, депутаты Госдумы восприняли положительно. Так, до 30 суток был увеличен процессуальный срок для производства предварительной проверки по делам экономической направленности. Это дает нашим сотрудникам время для проведения всех необходимых доследственных мероприятий.
В прошедшем году Государственной Думой были приняты поправки в Уголовный кодекс, предложенные Президентом РФ. Что, по вашему мнению, принципиально изменилось в подходе к уголовным наказаниям за налоговые преступления?
С правовой точки зрения внесенные поправки являются хорошо компенсированными. Происходит либерализация законодательства - снижены сроки наказаний в среднем на год-два, но квалифицированные правонарушения по уклонению от уплаты налогов части второй статьи 199 Уголовного кодекса остались в категории тяжких преступлений. В связи с этим мы можем проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-розыскной деятельности.
Наряду со снижением сроков наказания произошло ужесточение штрафных санкций, материальной ответственности. Теперь сумма штрафа может достигать 500 000 рублей. Расширился перечень налоговых преступлений. Раньше это были лишь две статьи - уклонение от уплаты налогов физическими и юридическими лицами. Теперь предусмотрено наказание и за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента - по статье 199.1, и уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно осуществляться взимание недоимки, - по статье 199.2.
Теперь все - и налогоплательщики, и налоговики, и прокуроры, и судьи, и сотрудники ФСЭНП - имеют четко прописанные составы преступлений, за принятие которых мы давно выступали. Таким образом, исключаются способы недобросовестного толкования состава преступлений в ту или иную сторону.
Правовая система государства формируется одновременно с развитием экономики. Сейчас мы работаем над новыми предложениями, которые будем вносить на рассмотрение Госдумы. В этой связи подчеркну: Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям не выступает за необоснованное ужесточение законов. Главное - это соблюдение правил во взаимоотношениях государства и налогоплательщика. Именно это является гарантией стабильного экономического развития нашей страны.
Справка
Итоги работы Главного управления по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России за 2-е полугодие 2003 года
За июль - декабрь 2003 года было выявлено 2509 налоговых преступлений.
Сумма причиненного ущерба по раскрытым преступления по сравнению с аналогичным периодов 2002 года увеличилась более чем на 6 млрд. руб. и составила 15,8 млрд. руб. Сумма возмещенного ущерба по возбужденным уголовным делам составила 3,3 млрд. руб., что по сравнению со 2-м полугодием 2002 года больше на 1,7 млрд. руб.
За июль - декабрь прошлого года за налоговые преступления к уголовной ответственности было привлечено 650 граждан.
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99