Рассчитываем социальные пособия по-новому
С 1 января 2004 года изменились правила расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Новый порядок установлен Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год".
1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (далее - Закон N 166-ФЗ). Он внес ряд изменений в порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее - пособия). А именно: теперь пособия исчисляются исходя из среднего заработка работника за последние 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности или отпуску по беременности и родам. Но обо всем по порядку.
Что изменилось в расчете пособий
Напомним, что до 1 января 2004 года порядок расчета пособий зависел от системы оплаты труда. Это было предусмотрено Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6.
При повременной оплате труда пособия исчислялись исходя из должностного оклада (тарифной ставки). Также учитывались постоянные надбавки, доплаты на день наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам и среднемесячная (среднедневная, среднечасовая) сумма премий.
При сдельной оплате труда средний заработок рассчитывался исходя из фактического заработка за последние два календарных месяца, предшествовавших 1-му числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам. К заработку каждого месяца прибавлялась среднемесячная сумма премий.
С 1 января 2004 года пособия должны рассчитываться исходя из среднего заработка, исчисленного в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса. Такой порядок уже утвержден. Речь идет о Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213 (далее - Положение).
Таким образом, в 2004 году пособия исчисляются исходя из среднего заработка. Он, в свою очередь, определяется в соответствии с Положением и с учетом норм статьи 8 Закона N 166-ФЗ.
Как рассчитать средний заработок
Минтруд России и ФСС России подготовили разъяснение "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году" (далее - Разъяснение). Оно утверждено постановлением Минтруда России от 24.12.2003 N 89. Документ прошел регистрацию в Минюсте России 15 января этого года.
При расчете среднего заработка для исчисления пособий учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации. При этом расчет среднего заработка производится независимо от режима работы работника, исходя из фактически начисленной ему зарплаты и фактически отработанного им времени в расчетном периоде.
В 2004 году расчетным периодом при исчислении среднего заработка для расчета пособий являются последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
Для исчисления пособий учитывается только заработная плата по основному месту работы. Основанием служит прямое указание на это в части первой статьи 8 Закона N 166-ФЗ.
Обратите внимание на следующий момент. Пособия выплачиваются за счет:
- начисленного единого социального налога (в части, зачисляемой в ФСС России);
- средств, поступающих в составе единого налога от работодателей, применяющих специальные налоговые режимы;
- добровольных страховых взносов, уплачиваемых работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, и другими лицами (адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера), добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, при исчислении среднего заработка учитываются только те выплаты, на которые согласно действующему законодательству начисляются единый социальный налог и страховые взносы (в том числе добровольные), уплачиваемые работодателями в ФСС России.
Не учитываются в фактическом заработке выплаты, относящиеся к заработной плате, на которые не начисляется единый социальный налог в соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ (выплаты и вознаграждения, независимо от формы, в которой они производятся, выплаченные из прибыли организации).
Так, не должны учитываться суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам, и другие выплаты, не предусмотренные положением о системе оплаты труда, трудовым или коллективным договорами.
Организация своим локальным документом (коллективным договором, положением об оплате труда и т.д.) не вправе устанавливать иной порядок исчисления среднего заработка для расчета пособий. Этот вывод основан на том, что статья 8 Закона N 166-ФЗ предусматривает единственно возможный порядок расчета среднего заработка и не дает организациям права устанавливать иной порядок.
Как рассчитать сумму пособия
Для расчета суммы пособия нужно выполнить следующие действия.
1. Прежде всего определить, имеет ли работник право на получение пособия, исходя из среднего заработка (в пределах максимального размера пособия) или пособие не должно превышать минимального размера оплаты труда (МРОТ) за полный календарный месяц.
2. Определить фактический заработок в расчетном периоде и фактическое время, в течение которого он был получен.
3. Необходимо рассчитать средний дневной или средний часовой заработок. Это делается так: фактический заработок, начисленный за расчетный период, нужно разделить на количество фактически отработанных дней (часов) в этом периоде.
4. Нужно определить размер дневного пособия. Величина пособия по-прежнему зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа. А именно:
- если непрерывный трудовой стаж менее 5 лет - работнику выплачивается 60% среднего заработка;
- если стаж составляет от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка;
- если же стаж работника свыше 8 лет - 100% среднего заработка.
Размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка и не зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Дневное пособие определяется путем умножения среднего дневного (среднего часового) заработка на один из указанных выше коэффициентов (соответственно 60, 80 или 100%).
5. Нужно рассчитать максимальную величину дневного (часового) пособия. Она рассчитывается так: максимальный размер пособия за полный календарный месяц, то есть 11 700 руб., нужно разделить на количество рабочих дней (часов) по норме в месяце нетрудоспособности. Дневное (часовое) пособие не должно превышать его максимально возможной величины.
Обратите внимание: при определении максимальной величины дневного пособия продолжительность непрерывного трудового стажа не имеет значения.
6. Сумма пособия определяется путем умножения дневного (часового) пособия (с учетом ее ограничения) на количество рабочих дней (часов) по графику работы, пропущенных в связи с нетрудоспособностью или отпуском по беременности и родам.
Пример 1
Работник был нетрудоспособен с 12 по 17 января 2004 года (5 рабочих дней по графику работы). Его непрерывный трудовой стаж - 6,5 лет. Следовательно, работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 80% среднего заработка. На данном предприятии он постоянно работает с ноября 2002 года.
Поскольку работник отработал полностью 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, расчетным для него будет являться период с 1 января по 31 декабря 2003 года. Количество рабочих дней в этом периоде - 250. Заработная плата, начисленная за данный период, составила 150 000 руб.
Определим средний дневной заработок:
150 000 руб. : 250 дн. = 600 руб.
Рассчитаем размер дневного пособия:
600 руб. х 80% = 480 руб.
Максимальный размер дневного пособия составляет:
11 700 руб. : 19 дн. = 615,79 руб.
Поскольку 480 руб. меньше 615,79 руб., работнику должно быть выплачено пособие исходя из его среднего заработка. Сумма пособия составит:
480 руб. х 5 дн. = 2400 руб.
Если расчетного периода нет...
Как быть, если работнику за расчетный период зарплата не была фактически начислена? Или у него нет фактически отработанных дней? Или весь расчетный период у него состоял из времени, которое должно быть исключено из этого периода?
В этом случае средний заработок для такого работника определяется исходя из суммы зарплаты, фактически начисленной за предыдущий период, равный расчетному. Это разрешено пунктом 5 Положения.
Обратите внимание на еще один важный момент. Как определить, что работник имеет право на расчет пособия исходя из среднего заработка? Для этого необходимо установить, что он фактически отработал более трех месяцев в течение последних 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
В трехмесячный срок включаются периоды, когда работник фактически работал и получал зарплату. Исключение составляют два случая, когда за работником сохраняется средний заработок: нахождение в служебной командировке и перевод на нижеоплачиваемую работу. Эти периоды также учитываются в трехмесячном сроке.
При определении же расчетного периода для исчисления среднего заработка учитываются только те периоды, когда работник не только работал, но и фактически получал за это время заработную плату (а не сохраненный средний заработок).
Таким образом, при определении среднего заработка не учитываются периоды (и соответственно начисленные за них суммы), когда:
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ. Например, ежегодный оплачиваемый отпуск, освобождение от работы в связи с участием в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора (не более трех месяцев), участие в работе комиссии по трудовым спорам, период сдачи итоговых государственных экзаменов и подготовки и защиты выпускной квалификационной работы для успешно обучающихся в учебных заведениях, медицинские осмотры, в том числе внеочередные в соответствии с медицинскими рекомендациями, и др.;
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
- работник не участвовал в забастовке, но в связи с этим не имел возможности выполнять свою работу;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
- работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание: периоды, когда работник находился в служебной командировке или был переведен на нижеоплачиваемую работу, являются периодами, когда за ним сохраняется средний заработок. Поэтому ни сами эти периоды, ни начисленные за них суммы не учитываются при расчете среднего заработка.
Пример 2
Сотрудница работает в организации с июня 2000 года. С 15 по 30 января 2004 года (12 рабочих дней по графику работы) она была нетрудоспособна. Непрерывный трудовой стаж - 7 лет (то есть размер пособия составляет 80% среднего заработка).
Предположим, что с 1 января по 31 декабря 2003 года она сначала была длительно нетрудоспособна (с 1 января по 22 сентября), затем переведена на нижеоплачиваемую работу на 2 месяца с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы (с 23 сентября по 19 ноября) и 1,5 месяца находилась в служебной командировке (с 22 ноября по 30 декабря).
Прежде всего необходимо определить, имеет ли сотрудница право на расчет пособия исходя из среднего заработка.
Поскольку в последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности сотрудница фактически отработала в период с 23 сентября по 30 декабря 2003 года, то есть более 3 месяцев, она имеет право на расчет пособия исходя из среднего заработка.
Однако в расчетном периоде для исчисления среднего заработка это время не учитывается, так как согласно пункту 4 Положения при исчислении среднего заработка периоды, когда за работником сохраняется средний заработок, из расчетного периода исключаются.
Поэтому средний заработок для исчисления пособия определяется исходя из фактического заработка работницы, начисленного за предшествующий период времени, равный расчетному (то есть январь - декабрь 2002 года).
Допустим, за это время сотрудница фактически отработала с 1 января по 15 мая (87 рабочих дней по графику работы) и ей была начислена зарплата в размере 60 000 руб.
Определим ее средний дневной заработок:
60 000 руб. : 87 дн. = 689,66 руб.
Рассчитаем размер дневного пособия:
689,66 руб. х 80% : 100 = 551,72 руб.
Максимальный размер дневного пособия в январе - 615,79 (см. предыдущий пример). Поскольку 551,72 руб. меньше 615,79 руб., сотруднице должно быть выплачено пособие исходя из среднего заработка. Сумма пособия составит:
551,72 руб. х 12 дн. = 6620,64 руб.
Если отработано менее трех месяцев...
На практике может встретиться ситуация, когда работник, впервые устроившись на работу, заболел буквально сразу. Как правильно начислить ему пособие?
Ответ на этот вопрос содержится также в пункте 2 статьи 8 Закона N 166-ФЗ. В нем установлено, что в таком случае пособия работнику выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц одного МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Обратите внимание: при расчете пособия исходя из МРОТ продолжительность непрерывного трудового стажа не имеет значения.
Обратите внимание. Какие документы по расчету пособий продолжают действовать?
Статьей 8 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Таким образом, продолжают действовать в части порядка назначения пособий, определения размера пособий, сроков обращения и выдачи пособий, выплаты пособий:
1) Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
2) Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
3) постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию";
4) Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6;
5) Указ Президента РФ от 02.07.92 N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными";
6) Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Статьей 7 Закона N 166-ФЗ предусмотрено продление действия статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", а также статьи 17 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", которыми установлен максимальный размер пособий - 11 700 руб.
С введением нового порядка исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ФСС России своим постановлением от 05.01.2004 N 3 признал:
1) утратившим силу постановление Правления ФСС России от 15.04.92 N 30 "О порядке перерасчета пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности в связи с повышением заработной платы";
2) не подлежащими применению письма:
- Центральной исполнительной дирекции ФСС России от 05.03.93 N 114-43 "Об изменении учета премий, а также заработка для отдельных категорий работников при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 1993 году";
ФСС России от 06.04.95 N 07-175ЛР "Об изменении порядка учета вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам за год и единовременного вознаграждения за выслугу лет при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Пример 3
Молодой специалист был принят на работу в организацию 3 ноября 2003 года. В январе 2004 года он заболел, и ему был выдан листок нетрудоспособности за период с 19 по 30 января 2004 года (10 рабочих дней по графику работы).
Непрерывный трудовой стаж работника - менее 5 лет. Следовательно, размер пособия составляет 60% среднего заработка. Фактический заработок составил 7000 руб.
Поскольку работник проработал менее трех месяцев, то пособие не должно превышать за полный календарный месяц одного МРОТ (с 1 октября 2003 года 600 руб.).
Сначала произведем расчет пособия исходя из фактически полученного заработка и фактически отработанного времени (ноябрь - декабрь 2003 года) и определим размер дневного пособия.
Средний дневной заработок составит:
7000 руб. : 41 дн. (количество рабочих дней, фактически отработанных работником) = 170,73, руб.
Дневное пособие будет равно:
170,73 руб. х 60% : 100 = 102,94 руб.
Далее определяем, какая сумма пособия подлежит выплате работнику в связи с тем, что он отработал фактически менее трех месяцев.
Для этого определяем средний дневной заработок исходя из МРОТ:
600 руб. : 19 дн. (количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности) = 31,58 руб.
Размер дневного пособия также равен 31,58 руб.
Так как 102,94 руб. больше 31,58 руб., то пособие работнику должно быть рассчитано исходя из МРОТ.
Сумма пособия составит:
31,58 руб. х 10 дн. = 315,80 руб.
Возможна и другая ситуация. Сотрудник работает давно, а пособие ему все равно должно быть рассчитано исходя из МРОТ.
Пример 4
Сотрудница принята на работу 10 января 2003 года.
В период с 19 по 23 января 2004 года она была временно нетрудоспособна, в подтверждение чего был представлен листок нетрудоспособности.
Непрерывный трудовой стаж сотрудницы - 8 лет 10 месяцев.
Расчетным для исчисления пособия в нашем примере является период с января по декабрь 2003 года.
Однако работница с первого дня работы, то есть с 11 января 2003 года, оформила отпуск по уходу за ребенком и вышла на работу только 5 января 2004 года.
За период с 5 по 18 января 2004 года (4 рабочих дня по графику работы) ей начислено 3000 руб.
Сначала определим, имеет ли работница право на расчет пособия исходя из среднего заработка или оно не должно превышать одного МРОТ за полный календарный месяц.
В нашем примере сотрудница не имеет права на расчет пособия из среднего заработка, так как в последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности она фактически работала менее трех.
Сотрудница также не имеет заработка в расчетном периоде. В этом случае на основании части второй статьи 8 Закона N 166-ФЗ и пункта 6 Положения пособие должно быть исчислено из заработка, полученного в месяце нетрудоспособности, при этом оно не может превышать один МРОТ за полный календарный месяц.
Определим средний дневной заработок:
3000 руб. : 4 дн. = 750 руб.
Дневное пособие будет равно среднему дневному заработку, поскольку продолжительность непрерывного трудового стажа у работницы составляет более 8 лет, то есть 750 руб.
Максимальная величина дневного пособия составляет 615,79 руб. (расчет приведен в примере 1).
Далее определим средний дневной заработок исходя из МРОТ:
600 руб. : 19 дн. (количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности) = 31,58 руб.
Как было сказано выше, размер пособия не должен превышать одного МРОТ за полный календарный месяц. Поэтому дневное пособие не должно превышать 31,58 руб. (продолжительность непрерывного трудового стажа в этом случае не имеет значения).
Сумма пособия составит:
31,58 руб. х 4 дн. (количество рабочих дней, пропущенных по графику работы в связи с нетрудоспособностью) = 126,31 руб.
Согласно упомянутому выше разъяснению Минтруда России в случае, если работник в течение последних 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при исчислении трехмесячного периода работы учитывается период его фактической работы как у последнего работодателя, так и у предыдущего (или предыдущих). Пособие исчисляется из фактического заработка работника по последнему месту работы за фактически отработанные дни.
Если была повышена зарплата...
Предположим, что в течение расчетного периода зарплата работника была повышена. О том, как правильно рассчитать пособия в данном случае, сказано в части первой статьи 8 Закона N 166-ФЗ.
Согласно положениям этой статьи в случае повышения в расчетном периоде зарплаты (должностного оклада, тарифной ставки, денежного вознаграждения) оно учитывается с того дня, когда фактически произошло. В связи с этим пункты 15 и 16 Положения при определении среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не применяются. На это обращено внимание в разъяснении Минтруда России.
Пример 5
Работник был нетрудоспособен с 12 по 25 февраля 2004 года (10 рабочих дней по графику работы). Его должностной оклад - 8000 руб. Непрерывный трудовой стаж работника - 7 лет 4 месяца (размер пособия - 80% среднего заработка). С 1 октября 2003 года работнику был повышен должностной оклад на коэффициент 1,15.
Расчетным для исчисления среднего заработка в данном случае является период с 1 февраля 2003 года по 31 января 2004 года. Фактический заработок за этот период составляет 100 800 руб. (8000 руб. х 8 мес. + 8000 руб. х 1,15 х 4 мес.).
Определим средний дневной заработок:
100 800 руб. : 249 дн. (количество рабочих дней, фактически отработанных в расчетном периоде) = 404,82 руб.
Рассчитаем размер дневного пособия:
404,82 руб. х 80% = 323,86 руб.
Полученная величина меньше 492,63 руб. - максимальной величины дневного пособия в феврале 117 000 руб. : 19 дн. = 615,79 руб. Поэтому работнику должно быть выплачено пособие исходя из его среднего заработка. Сумма пособия составит:
323,86 руб. х 10 дн. = 3238,60 руб.
Если работник заболел в 2003 году...
А вот если случилось так, что работник заболел в декабре 2003 года, а на работу вышел уже в январе 2004-го, все описанные выше правила расчета пособий уже не действуют. Это следует из того, что Закон N 166-ФЗ вступил в силу только 1 января 2004 года. Поэтому если страховой случай наступил до 1 января 2004 года, пособия исчисляются по старым правилам.
Пример 6
Работник представил в бухгалтерию организации листок нетрудоспособности за период с 10 ноября 2003 года по 14 января 2004 года (44 рабочих дня по графику работы). Его должностной оклад - 5000 руб. Ежемесячная премия, выплачиваемая вместе с заработной платой данного месяца, составляет 25% должностного оклада. Непрерывный стаж работы - свыше 8 лет.
Поскольку страховой случай наступил в 2003 году, пособие необходимо рассчитывать по правилам, действовавшим в тот период. То есть в данном случае из фактического заработка за два последних календарных месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.
Определим фактический заработок в расчетном периоде:
- сентябрь - 6250 руб. (5000 руб. + 1250 руб.);
- октябрь - также 6250 руб. (5000 руб. + 1250 руб.).
Фактический заработок равен 12 500 руб.
Рассчитаем средний дневной заработок:
12 500 руб. : 45 дн. (количество рабочих дней в расчетном периоде) = 277,77 руб.
Дневное пособие также будет равно 277,77 руб., то есть 100% заработка.
Это не больше максимального размера дневного пособия в ноябре - 615,79 руб. (11 700 руб. : 19 дн.), декабре - 551,72 руб. (11 700 руб. : 22 дн.) и январе - 615,79 руб. (11 700 руб. : 19 дн.). Поэтому пособие работнику должно быть исчислено исходя из его среднего заработка.
Сумма пособия составит:
277,77 руб. х 44 дн. = 12 221,88 руб.
Кстати.
Социальные пособия при применении специальных налоговых режимов
Для организаций, применяющих специальные налоговые режимы (например, перешедших на "упрощенку" или переведенных на ЕНВД), действуют те же правила исчисления пособий, что и для "обычных" организаций. Однако порядок покрытия расходов работодателя на выплату пособий несколько иной. Он предусмотрен статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается так. ФСС России за счет своих средств выплачивает пособие в размере, не превышающем одного МРОТ (в настоящее время - 600 руб.) за полный календарный месяц, а работодатель доплачивает остальную часть. При этом общая сумма пособия определяется так же, как и при применении обычной системы налогообложения. То есть она зависит от непрерывного трудового стажа, фактического заработка и фактически отработанного времени.
Если работник болеет не полный календарный месяц, сумма пособия, возмещаемая фондом, определяется так: МРОТ нужно разделить на количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности и умножить на количество дней нетрудоспособности. Остальное доплачивает работодатель.
Все остальные пособия (в частности, пособия по беременности и родам) выплачиваются организациями, применяющими специальные налоговые режимы, в общеустановленном порядке. То есть полностью за счет средств ФСС России.
Чтобы получить от ФСС России деньги на выплату пособий (в том числе часть пособия по временной нетрудоспособности, возмещаемую соцстрахом), в региональное отделение фонда надо представить (не дожидаясь окончания квартала) промежуточную расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ или справку-расчет в произвольной форме с указанием расходов организации на выплату пособий. Об этом сказано в письме ФСС России от 15.01.2003 N 02-18/05-195.
Обратите внимание: организации, перешедшие на "упрощенку" или переведенные на ЕНВД, могут уменьшить единый налог на сумму выплаченных из своих средств пособий по временной нетрудоспособности или отнести эту сумму к расходам (статьи 346.5, 346.16, 346.21, 346.32 НК РФ).
В завершение нельзя не сказать, что есть и другой вариант выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Правда, не пользующийся особой популярностью. Он предусмотрен статьей 3 Закона N 190-ФЗ и заключается в следующем. Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе добровольно уплачивать в ФСС России страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. Делать это они должны по тарифу в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. То есть взносы начисляются на те же выплаты, которые облагаются ЕСН.
При таком варианте пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются работникам полностью за счет средств ФСС России. Иначе говоря, так же, как при обычной системе налогообложения.
Н.В. Иволгина,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Г.А. Орлова,
заместитель руководителя Департамента правового
обеспечения социального страхования ФСС России
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99