Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2024 г. N 51-АД24-5-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу главы администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края Пожарского П.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 12 декабря 2022 года, решение судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года, вынесенные в отношении администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 12 декабря 2022 года администрация Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 1 000 000 рублей.
Решением судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023 года и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года, постановление должностного лица изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 500 000 рублей, уточнено время совершения административного правонарушения. В остальной части указанный акт должностного лица оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Пожарский П.А. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 10 Правил установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Как следует из материалов дела, 12 октября 2022 года в результате возгорания сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, возникшего на земельном участке сельскохозяйственного назначения (сенокос) с кадастровым номером 22:05:020104:826 Николаевского сельского поселения Благовещенского района Алтайского края возник лесной пожар на лесном участке квартал N 16 выдел N 14, N 15 (с кадастровыми номерами соответственно N 22:05:020104:814/7, N 22:05:020104:814/8) Знаменского лесничества Благовещенского участкового лесничества, совокупной площадью - 7.7 га. Причиной лесного пожара установлено отсутствие полосы шириной не менее 10 метров, очищенной от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, либо противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1.4 метра, между указанным земельным участком и лесным участком, что является нарушением пункта 10 Правил. Одним из собственников земельного участка (2/12 доли общей долевой собственности) с кадастровым номером 22:05:020104:826 на момент возгорания являлось Муниципальное образование Николаевский сельсовет Благовещенского района Алтайского края.
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра территории (лесного участка) от 12 октября 2022 года; фототаблицами; актами о лесном пожаре от 13 октября 2022 года; чертежами лесного пожара; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Таким образом, администрацией Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что полно установлено материалами дела.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Ссылка в жалобе на незаконное бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, выразившееся в ненаправлении уведомления о регистрации права собственности на доли земельного участка, установленное судебными актами, не свидетельствует об отсутствии вины в действиях администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края, ранее являлась предметом оценки нижестоящих судов и обоснованно отвергнута.
Как правильно указано судебными инстанциями, в силу части 5 статьи 51 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению реестров муниципального имущества, к объектам учета которых относятся, в том числе земельные участки. При надлежащем исполнении вышеприведенной обязанности, администрация Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края обязана была располагать сведениями о нахождении в муниципальной собственности сельского поселения с 13 апреля 2018 года 1/12 доли общей долевой собственности и с 3 марта 2022 года 1/12 доли общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 22:05:020104:826, расположенного по адресу: Алтайский край, Благовещенский район, в границах Николаевской сельской администрации на рабочем участке N 59, 55, 57, 38.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно.
Постановление о привлечении администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 12 декабря 2022 года, решение судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года, вынесенные в отношении администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края Пожарского П.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2024 г. N 51-АД24-5-К8
Опубликование:
-