Надо ли сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии)
ссудных счетов
В соответствии с п.1 ст.86 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Аналогичным образом ст.23 НК РФ возлагает обязанность на налогоплательщиков (организации и индивидуальных предпринимателей) письменно сообщать в налоговый орган по месту их учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
Ответственность за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) установлена п.2 ст.132 НК РФ и представляет собой штраф в размере 20 000 руб. Нарушение же налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке в соответствии со ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Кроме этого, за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке на должностных лиц организаций (включая банки) может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда в соответствии со ст.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, применяются три требования, а именно:
наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
возможность зачисления на счет денежных средств;
возможность расходования денежных средств со счета.
В целях НК РФ счетами признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в установленном в ст.11 НК РФ определении понятия "счет".
Следовательно, положения ст.23 и 86 НК РФ должны распространяться только на банковские счета, которые удовлетворяют вышеуказанным условиям.
Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что отношения между Банком России, кредитными учреждениями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Ссудный счет является активным счетом и служит для отражения задолженности заемщика перед банком по полученным кредитам. К таким счетам относятся, например, балансовые счета N 452, 471, 453, 472, 454, 458, 459 (нумерация счетов в соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 05.12.2002 N 205-П).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 17.08.1999 по делу N КАС 99-199 также отметил, что ссудный счет является балансовым счетом банка, а не банковским счетом заемщика, и служит для отражения задолженности по ссуде, а не для проведения расчетов.
В решении от 01.07.1999 N ГКПИ 99-484 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил свою позицию, отметив, что при осуществлении кредитования банк открывает заемщику ссудный счет, который не является счетом в смысле договора банковского счета. Ссудный счет служит для отражения задолженности заемщика банку по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей.
Любые расчеты заемщика проводятся банком только с его расчетного счета, в корреспонденции с которым находится ссудный счет. Условие открытия ссудного счета отражается в кредитном договоре, заключаемом между банком и заемщиком.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ссудные счета не удовлетворяют признакам, указанным в ст.11 НК РФ. Следовательно, установленная НК РФ обязанность кредитных организаций и налогоплательщиков по информированию налоговых органов об открытии (закрытии) банковских счетов на ссудные счета не распространяется.
Вместе с тем существует мнение, что обязанность кредитных организаций сообщать в налоговые органы об открытии счетов, не обладающих признаками, содержащимися в ст.11 НК РФ, установлена п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее - Указ N 1212). Порядок открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с п.7 Указа N 1212, утвержденный Госналогслужбой России от 11.11.1996 N ПВ-6-12/773 Минфином России от 10.11.1996 N 95 и Банком России от 24.10.1996 N 349, прямо указывает на обязанность кредитных организаций незамедлительно сообщать в налоговые органы об открытии налогоплательщику-предприятию всех видов счетов, в том числе ссудного.
По мнению автора, с подобным подходом нельзя согласиться по следующим причинам.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 вышеупомянутого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой.
Изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой НК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно ст.6 НК РФ нормативный правовой акт признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенные настоящим Кодексом содержание обязанностей, основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ.
В рассматриваемом нами случае п.7 Указа N 1212 расширяет перечень счетов, об открытии (закрытии) которых банкам надлежит сообщать в налоговые органы, а значит, изменяет (а именно расширяет) содержание установленной НК РФ обязанности. Следовательно, в указанной части Указ N 1212 противоречит НК РФ и поэтому не действует.
Кроме того, за неисполнение данного положения Указа N 1212 невозможно применить ответственность, предусмотренную ст.118 и 132 НК РФ по следующей причине.
В соответствии с подпунктом 6 п.2 ст.1 НК РФ устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Статья 106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. На основании изложенного можно сделать вывод, что Указы Президента Российской Федерации к законодательству о налогах и сборах не относятся.
Таким образом, нарушение п.7 Указа N 1212 налоговым правонарушением не является, поэтому за него нельзя привлечь к налоговой ответственности, установленной НК РФ.
Е.С. Баулина,
советник налоговой службы III ранга
"Налоговый вестник", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1