Если работодатель нарушил кодекс
Объект и объективная сторона
Субъекты ответственности
Уполномоченные лица
Обжалование решений инспекторов
К сожалению, укоренившееся в сфере бизнеса представление о размытости ответственности работодателя за нарушение норм трудового законодательства лишь способствует увеличению количества обращений работников с жалобами в контрольно-надзорные органы. Между тем действующее административное законодательство предусматривает множество различных составов за несоблюдение работодателями требований законодательства о труде, охране труда и за нарушения в сфере социального партнерства.
Объект и объективная сторона
Наиболее "популярной" статьей, предусматривающей ответственность работодателей, является ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (нарушение должностными лицами законодательства о труде и охране труда). По этой статье квалифицируются действия или бездействие должностных лиц организации, которым вменено в обязанность соблюдение требований законодательства, подзаконных и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сюда же относятся и локальные нормативные акты в сфере труда, принимаемые работодателем.
Поводом к возбуждению административного производства (составлению протокола об административном правонарушении) может служить жалоба (заявление) работника о нарушении его трудовых прав, информация, материалы от правоохранительных и иных органов и организаций, указывающие на наличие нарушений трудовых прав граждан. Формальное нарушение норм трудового права, выявляемое при проверке, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое согласно ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривается в виде штрафа от 5 до 50 МРОТ (от 500 до 5000 рублей).
При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела уполномоченным государственным инспектором труда указываются все выявленные при проверке факты нарушения норм трудового права. Это могут быть: задержка выплаты заработной платы (ст.22, 136 ТК РФ), нарушение сроков расчета при увольнении (ст.140 ТК РФ), невыплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, непредоставление ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков (ст.114, 116 ТК РФ), ненадлежащее оформление трудовых отношений (ст.67, 68 ТК РФ), незаконные увольнения (ст.77, 81 ТК РФ) и другие.
В случае если должностное лицо в течение года с момента привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушает нормы законодательства о труде и охране труда, составляется протокол по ч.2 ст.5.27 и направляется для рассмотрения в суд, который вправе применить новое административное наказание - дисквалификацию.
Субъекты ответственности
При выявлении нарушений норм трудового права инспектор труда определяет виновное должностное лицо, в отношении которого составляется административный протокол.
За задержку расчета при увольнении работника может быть привлечен к ответственности главный бухгалтер организации (нарушение ст.140 ТК РФ), за незаконное увольнение работника - должностное лицо, наделенное по уставным документам организации правом приема-увольнения работников (генеральный директор, управляющий и т.п.), за ошибки при заполнении трудовой книжки будет отвечать руководитель отдела кадров, за нарушения по охране труда - соответствующий руководитель. Если компетенция должностных лиц надлежаще не определена в их служебных обязанностях, то ответственность возлагается на руководителя организации. Практика привлечения к административной ответственности юридических лиц в государственной инспекции труда весьма неоднозначна.
Административный протокол в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ должен быть составлен государственным инспектором труда в присутствии правонарушителя, т.е. законного представителя юридического лица, который должен быть ознакомлен с протоколом, подписать его и по требованию получить копию протокола.
При уклонении законного представителя от составления протокола инспектор труда не может выполнить обязательные требования административного законодательства. Также встречаются случаи, когда учредители организации не выполняют своих обязанностей и не назначают исполнительные органы организации. При таких обстоятельствах работодатель в лице законного представителя организации отсутствует, а учредители не могут являться субъектами административной ответственности по указанным составам.
Однако имеются случаи, когда при надлежащем извещении работодателя, направлении ему административного протокола, разъяснении прав и обязанностей, извещении о месте и времени рассмотрения дела мировые судьи выносили постановления о наложении административных наказаний. Полагаем, что решения суда при таких обстоятельствах законны и обоснованны, поскольку работодатели обязаны выполнять требования инспекторов труда, назначать своих законных представителей для проведения проверок и участия в административном производстве, обеспечивать явку представителя по вызову инспектора, а невыполнение этих обязанностей не может служить основанием для освобождения от административного наказания.
Уполномоченные лица
В соответствии со ст.28.3, 22.2, 23.12 КоАП РФ государственные инспекторы труда уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ - 5.27, 5.28-5.34 (нарушения в сфере социального партнерства), 5.42 (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости), 5.44 (сокрытие страхового случая).
При осуществлении надзорных полномочий административное производство может быть возбуждено постановлением прокурора (ст.28.4 КоАП РФ).
Рассматривают дела и привлекают к административной ответственности правонарушителей государственные инспекторы труда (ч.1 ст.5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ), в остальных случаях постановления о наложении административного наказания выносят мировые судьи.
В ходе проверки при непредоставлении необходимой информации или сведений работодателями или их представителями составляется протокол по ст.19.7 КоАП РФ (штраф до 50 МРОТ), в случае неисполнения выданного государственным инспектором труда предписания к ответственности привлекаются по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ должностные лица и работодатели - юридические лица (штраф до 100 МРОТ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении государственный инспектор труда вправе вынести представление в вышестоящую организацию об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Вышестоящая организация обязана рассмотреть такое представление и сообщить о принятых мерах в течение месяца. В случае непринятия мер должностные лица вышестоящей организации могут быть привлечены к ответственности за нарушение ст.19.6 КоАП РФ (штраф до 5 МРОТ).
За нарушение ст.5.31 КоАП РФ (невыполнение условий коллективного договора) работодатель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 МРОТ. При рассмотрении дела было установлено, что нарушения возникли по вине директора, который по своему усмотрению, в нарушение условий коллективного договора, предоставлял дополнительные выплаты лишь отдельным работникам. О принятии мер по отношению к директору было направлено в вышестоящую организацию представление. По результатам рассмотрения к директору было применено дисциплинарное взыскание.
Обжалование решений инспекторов
К решениям, принимаемым инспекторами труда, относятся протоколы, определения и постановления по делу об административном правонарушении. Действующее административное законодательство предусматривает обжалование решений инспекторов как вышестоящему по подчиненности руководителю, так и в судебном порядке. В КоАП РФ определен порядок обжалования определений и постановлений по делу, при этом обжалование протоколов об административном правонарушении Кодекс не предусматривает (замечания к протоколу учитываются при рассмотрении дела об административном правонарушении).
При обжаловании решений инспекторов в судебном порядке работодатели, должностные лица и судьи часто неверно определяют подведомственность рассмотрения жалоб.
В силу норм ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по рассматриваемым статьям КоАП РФ находятся в подведомственности мировых судей.
Однако согласно ст.30.1 КоАП РФ жалоба на постановление в отношении юридического лица или предпринимателя рассматривается арбитражными судами. Если рассмотрение дела об административном правонарушении неподведомственно государственному инспектору труда, то оно рассматривается мировым судьей на основании протокола, составленного инспектором труда. В случае же если государственный инспектор труда в рамках своей компетенции вынес постановление в отношении юридического лица или предпринимателя, то такое постановление обжалуется в арбитражный суд.
В России пока не сложилась единая судебная практика по применению дисквалификации. Из общего количества административных протоколов, составленных государственными инспекторами труда по ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, только по единичным случаям судами были приняты решения о применении наказания. В Москве и Санкт-Петербурге пока не было ни одного прецедента.
Я. Метелева,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru