Как регулировать саморегулирование
СРО известны российскому законодательству и возникают на базе поименованных в ФЗ "О некоммерческих организациях" форм. Например, согласно ст.22 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" оценщики в целях саморегулирования оценочной деятельности вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. ФЗ "Об инвестиционных фондах" определяет деятельность СРО управляющих компаний (ст.57, 58, 59). Понятие СРО также закреплено в ст.2 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ".
В этой связи следует отметить, что в рассматриваемом законопроекте при формулировке общего понятия СРО используются термины "субъекты предпринимательской деятельности", "субъекты профессиональной деятельности". Таким образом, саморегулирование, по мнению некоторых ученых, может развиваться на основании многих действующих законов.
Учеными и специалистами высказывались мнения о том, что законопроект нуждается в уточнении статуса СРО и согласовании в этой части положений законопроекта с ГК РФ и ФЗ "О некоммерческих организациях". С их точки зрения, в законопроекте необходимо четко определить организационно-правовые формы, в которых могут создаваться СРО, для того, чтобы сначала пройти процедуру государственной регистрации, включиться в единый государственный реестр юридических лиц, получить статус юридического лица.
Более того, учеными отмечалось, что в отдельных положениях законопроекта идет речь о передаче СРО отдельных государственных функций, что неприемлемо. К примеру, из содержания ч.4 ст.21 законопроекта следует, что проверки, проводимые СРО, заменяют собой проверки государственных органов, а согласно ч.5 той же статьи СРО предоставлены функции лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Все это, по мнению специалистов, не согласуется с положениями Конституции РФ, которая допускает возможность передачи отдельных государственных функций и полномочий лишь внутри органов государственной власти или органам местного самоуправления (ст.78, 132 Конституции РФ). Законопроект содержит ряд излишних положений. К примеру, предусматривается создание единого регистрирующего органа для регистрации СРО (ст.19 законопроекта), что представляется нецелесообразным, поскольку регистрации подлежат не СРО, а юридические лица (ст.51 ГК РФ, ст.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Наряду с этим не решаются вопросы ответственности. В силу положений законопроекта СРО будут вправе применять к своим участникам установленные ими меры ответственности за нарушения требований устава, правил и стандартов СРО. Однако из текста законопроекта не ясно, какие формы ответственности могут использоваться СРО по отношению к их участникам.
Ю. Чибизова,
магистр частного права
"эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru