Некоторые вопросы порядка привлечения к ответственности субъектов
обязательного пенсионного страхования
15 декабря 2001 г. принят Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", регулирующий правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования. Этим же Законом предусмотрена ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Так, статьей 11 названного Закона предусмотрена обязательная регистрация страхователей в территориальных органах страховщика и установлен срок для осуществления такой регистрации, равный тридцати дням для работодателей-организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств; физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, а также физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту.
Ответственность за нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ закреплена в статье 27 указанного Закона.
В практике арбитражных судов появилась категория споров по искам органов Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций с субъектов обязательного пенсионного страхования за несвоевременную регистрацию в Пенсионном фонде, установленных статьями 11, 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении порядка наложения и взыскания штрафов за несвоевременную постановку на учет арбитражными судами зачастую ошибочно применяются нормы статей 101, 108 Налогового кодекса РФ, полагая, что правоотношения, связанные с регистрацией в Пенсионном фонде, регулируются налоговым законодательством.
Между тем, статья 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает, что лишь правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Поскольку в Законе отсутствует прямое указание на применение норм налогового законодательства к правоотношениям, связанным с нарушением пенсионного законодательства в иной сфере, в том числе в связи с нарушением страхователем установленного статьей 11 срока регистрации в органе пенсионного фонда, расширительное толкование статьи 2 находится неправомерным.
Данное положение подтверждается также статьей 108 Налогового кодекса РФ, которая прямо предусматривает основания и порядок привлечения к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ, применяемым к лицам, допустившим налоговое правонарушение.
Несвоевременная регистрация в органах пенсионного фонда является нарушением законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Статьей 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" страховщикам предоставлено право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, штрафы и обращаться в суд с исками о защите своих прав.
Согласно статье 34.1 и пункту 2 статьи 82 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном настоящей главой. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 14 Кодекса для налоговых органов.
Поскольку Федеральными законами об обязательном социальном и пенсионном страховании не определен порядок наложения и взыскания штрафов за несвоевременную постановку на учет и нет прямого указания на применение иного досудебного порядка, то в данном случае подлежит применению порядок взыскания штрафов, установленный главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Так, статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование органов пенсионного фонда об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен срок уплаты. При этом в порядке, установленном статьей 31 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", решение о взыскании штрафа вправе быть обжаловано в вышестоящий орган страховщика страхователем.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Таким образом, с учетом статей 213, 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд в судебном заседании при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривает вопрос об обоснованности взыскания истцом штрафных санкций.
Можно надеяться, что в будущем в действующее законодательство об обязательном социальном и пенсионном страховании внесут дополнения, касающиеся определения порядка наложения и взыскания штрафов за несвоевременную постановку на учет страхователей, и тем самым отпадут проблемы, возникающие в сфере применения статей 11, 27 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.
М.А. Савкина,
cудья.
"Правосудие в Поволжье", N 1/2004, ноябрь-декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы порядка привлечения к ответственности субъектов обязательного пенсионного страхования
Автор
М.А. Савкина - cудья.
"Правосудие в Поволжье", 2004, N 1