В статье 15 Закона РФ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.97 г. N 31-ФЗ было учтено, что "земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимается".
С 1 января 2001 года данная статья утратила силу на основании Закона РФ N 118-ФЗ от 5.08.2000 г.
В то же время Российское агентство по судостроению рассылает своим предприятиям выписки из приложения 12 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" пункт 5 о том, что в 2003 году с предприятий и организаций, имеющих задание по государственному оборонному заказу и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, плата за землю, не# которой размещены объекты мобилизационного назначения ... не взимается.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. "О плате за землю" формами плата за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Однако приложением 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.02 г. N 176-ФЗ установлен перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году. В силу данного закона приостанавливается действие статей 7 - 11 Закона "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения... Данные статьи касаются только земельного налога и не затрагивают арендную плату за землю.
Таким образом, объекты мобилизационного назначения освобождены от уплаты налога на землю, а оснований для освобождения их от арендной платы нет.
Предприятия, имеющие мобилизационные задания отказываются платить арендную плату за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, считая что они освобождены от всех земельных платежей, так как данные задания установлены правительством РФ.
Заключаемый с ними договор аренды земли в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ носит возмездный характер. В соответствии с п.3 статьи 65 Земельного кодекса размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка, при невыполнении его договор признается незаключенным.
В то же время предприятия не имеют возможности выкупить в собственность данные земельные участки, чтобы не платить земельный налог.
Прошу разъяснить взимается ли арендная плата по договору за земли, занятые объектами мобилизационного назначения и какими документами должно быть подтверждено право на данную льготу.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 9 февраля 2004 г. N 04-05-10/12
Департамент налоговой политики совместно с Юридическим департаментом и Департаментом оборонного комплекса и правоохранительных органов рассмотрел Ваше письмо и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 3 указанной статьи порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Вопросы заключения договора аренды регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, статьями 606 и 614 упомянутого Кодекса, которые предусматривают платность предоставления имущества в аренду.
Кроме того, статьей 21 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
При этом в связи с тем, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата является формой платы за использование земли, обращаем внимание, что согласно подпункту 3 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" с 1 января по 31 декабря 2004 года приостанавливаются статьи 7 - 11 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", которые определяют плату за землю в форме земельного налога, а не арендной платы.
Аналогичный порядок действовал в 2003 году в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Заместитель руководителя Департамента | А.И.Салина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.