В администрацию города обратился руководитель ОАО по вопросу предоставления льгот по арендной плате за земельный участок, на котором располагается производственная база. В качестве основания для предоставления льгот был указан факт наличия у предприятия мобилизационного задания.
Предприятие арендует земельный участок согласно заключенному с администрацией договору аренды. По условиям вышеназванного договора ОАО обязана своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за землю.
В утвержденном руководителями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Положении о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики" установлен порядок оформления документов, необходимых для предоставления организациям, имеющим мобилизационные задания, льгот по земельному налогу. Льгота по арендной плате за землю данным Положением не предусмотрена.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ, договор аренды является возмездным, т.е. арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату, в противном случае действия арендодателя являются нарушением федерального законодательства.
Федеральный закон N 110-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" пунктом 2 Приложения 20 приостановил с 1 января по 31 декабря 2003 г. действие статей 7 - 11 в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), статьи 24 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Указанные статьи касаются такой формы платы за землю, как "налог за землю".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Федерального закона следует читать как "N 176-ФЗ"
Согласно статье 1 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю", статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Руководство ОАО считает, что предприятие имеет право на льготу по арендной плате за землю в виде полного освобождения от таковой, причем по всей площади земельного участка, без учета принадлежности расположенных на нем объектов к мобилизационному заданию.
Учитывая изложенное, администрация города просит дать разъяснение по спорному вопросу: предоставляется ли льгота предприятию, имеющему мобилизационное задание, по арендной плате за землю?
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 9 февраля 2004 г. N 04-05-10/11
Департамент налоговой политики совместно с Юридическим департаментом и Департаментом оборонного комплекса и правоохранительных органов рассмотрел Ваше письмо и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 3 указанной статьи порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Вопросы заключения договора аренды регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, статьями 606 и 614 упомянутого Кодекса, которые предусматривают платность предоставления имущества в аренду.
Кроме того, статьей 21 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
При этом в связи с тем, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата является формой платы за использование земли, обращаем внимание, что согласно подпункту 3 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" с 1 января по 31 декабря 2004 года приостанавливаются статьи 7 - 11 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", которые определяют плату за землю в форме земельного налога, а не арендной платы.
Аналогичный порядок действовал в 2003 году в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Заместитель руководителя Департамента | А.И.Салина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.