Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 31 июля 2024 г. N 609
Порядок
предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям инвалидов (детей-инвалидов) по приспособлению жилых помещений с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила предоставления за счет средств областного бюджета дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям инвалидов (детей-инвалидов), являющихся гражданами Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, расположенном на территории Амурской области (далее соответственно - инвалид, жилое помещение инвалида), по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов, направленной на создание условий по обеспечению свободного передвижения инвалида в жилом помещении инвалида и беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению инвалида.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1) доводчик - гидравлический механизм, предназначенный для самозакрывания или управляемого закрывания дверей с упором или маятниковых дверей, которые могут быть установлены на (в) конструкции двери, встроены в пол или в верхнюю часть проема;
2) инвентарный пандус - устройство временного или эпизодического использования (сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатный, накладной), используемый для преодоления дверных порогов, кабелей, перепадов высот;
3) мобильный подъемник - электротехнический (автономный) передвижной подъемный механизм, который предназначен для перемещения по ступеням лестниц лиц в кресле-коляске или с ограниченной мобильностью;
4) пандус - сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности;
5) подъемник - автономное мобильное средство для подъема и спуска маломобильных групп населения в креслах-колясках по лестничным маршам, крутым подъемам, а также в ландшафтно-парковых зонах с рельефной поверхностью;
6) поручень - элемент лестницы, пандуса или других конструктивных частей здания, строения, сооружения, обеспечивающий возможность поддержания инвалидом равновесия и определения им направления следования при передвижении;
7) стационарный подъемник - габаритная конструкция со встроенной платформой, на которой может разместиться кресло-коляска, монтируемая в зданиях, где установка пандусов невозможна или затруднена (высокие лестничные пролеты, площадки со значительным перепадом высот и т.д.);
8) телескопический пандус - металлические выдвигающиеся полозья с возможностью их разбора и установки на входную и внутреннюю лестницу при любом перепаде высоты, обеспечивающие безопасный подъем или спуск лиц в кресле-коляске.
Понятия, указанные в настоящем пункте, при совместном упоминании именуются технические средства.
1.3. Инвалиды, имеющие ограничения жизнедеятельности, вызванные стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее соответственно - ИПРА, ФГУ МСЭ), имеют право на получение компенсации расходов, понесенных в связи с проведением следующих мероприятий (далее - компенсация расходов):
1) пристройка пандуса, балкона (лоджии) с пандусом к жилому помещению инвалида (пандуса к балкону (лоджии) жилого помещения инвалида) в соответствии со строительными нормами и правилами по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
2) приобретение инвентарных или телескопических пандусов, включая их доставку, сборку, установку (при необходимости) для использования на лестницах внутри подъезда многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение инвалида, а также на входных лестницах индивидуального жилого дома (многоквартирного дома), в котором инвалид зарегистрирован по месту жительства, в соответствии со строительными нормами и правилами по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
3) приспособление жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида путем приобретения доводчиков, включая их доставку и установку на входных и балконных дверях, расширения дверных и арочных проемов входных, внутренних квартирных и балконных дверей в жилом помещении инвалида, приобретения инвентарных пандусов, включая их доставку и установку на порогах дверных коробок входных и балконных дверей, приобретения поручней, включая их доставку и установку на лестницах, пандусах жилого помещения инвалида, в соответствии со строительными нормами и правилами по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
4) приобретение мобильных подъемников, включая их доставку, сборку, установку (при необходимости) в соответствии с требованиями безопасности и правилами по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
5) приобретение стационарных подъемников, включая их доставку, сборку и установку (при необходимости) в соответствии с требованиями безопасности и правилами по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
1.4. Мероприятия, указанные в подпунктах 1, 3, 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, должны быть включены в акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, составленный по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2016 N 836/пр (далее - акт обследования), муниципальной, региональной или федеральной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - комиссия), на основании которого комиссией выносится заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2016 N 837/пр (далее - заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида).
1.5. Компенсация расходов предоставляется в размере фактически произведенных инвалидом и документально подтвержденных расходов, но не более:
1) 100 000 рублей - для инвалидов, проживающих в индивидуальных жилых домах и в двухквартирных домах не выше первого этажа, в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка;
2) 200 000 рублей - для инвалидов, проживающих в многоквартирных домах не выше первого этажа, в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка;
3) 30 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1.3 настоящего Порядка;
4) 50 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1.3 настоящего Порядка;
5) 400 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1.3 настоящего Порядка;
6) 200 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1.3 настоящего Порядка.
1.6. Инвалид имеет право на компенсацию расходов в порядке авансирования на осуществление мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка, в размере 50 процентов от суммы планируемых затрат в соответствии с договором, заключенным между инвалидом (законным представителем инвалида) и исполнителем мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка, но не более:
1) 50 000 рублей - для инвалидов, проживающих в индивидуальных жилых домах и в двухквартирных домах не выше первого этажа, в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка;
2) 100 000 рублей - для инвалидов, проживающих в многоквартирных домах не выше первого этажа, в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка;
3) 15 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1.3 настоящего Порядка;
4) 25 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1.3 настоящего Порядка;
5) 200 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1.3 настоящего Порядка;
6) 100 000 рублей - в случае осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1.3 настоящего Порядка.
1.7. Максимальный размер компенсации расходов с учетом компенсации расходов в порядке авансирования не может превышать предельные размеры компенсации расходов, установленные пунктом 1.5 настоящего Порядка.
1.8. В случае проживания в одном жилом помещении двух и более инвалидов компенсация расходов осуществляется одному из инвалидов по их выбору.
1.9. Предоставление компенсации расходов осуществляется в отношении расходов, понесенных инвалидами начиная с 01.01.2024.
2. Порядок обращения за получением компенсации расходов
2.1. Для получения компенсации расходов инвалид (его представитель) или законный представитель инвалида (далее - заявитель) лично либо посредством почтового отправления обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения Амурской области по месту жительства инвалида (далее - ГКУ-УСЗН) с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - заявление) с приложением следующих документов:
1) документ, удостоверяющий личность инвалида (паспорт гражданина Российской Федерации);
2) документ, подтверждающий сведения о рождении ребенка-инвалида, выданный компетентным органом иностранного государства, с приложением его нотариально удостоверенного перевода на русский язык (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-инвалида, рожденного за пределами Российской Федерации);
3) документ, удостоверяющий личность законного представителя инвалида (в случае обращения с заявлением законного представителя инвалида);
4) документ, удостоверяющий личность представителя инвалида, и документ, подтверждающий полномочия представителя инвалида, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в случае обращения с заявлением представителя инвалида);
5) акт обследования и заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида (в случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования) в связи с проведением мероприятий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 5 пункта 1.3 настоящего Порядка);
6) документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка (договор купли-продажи, договор поставки, договор оказания услуг, акт приема-передачи товара, платежные документы, подтверждающие расходы и т.д.) (в случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке окончательного расчета);
7) решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (в части пристройки пандуса, балкона (лоджии) с пандусом к жилому помещению инвалида (пандуса к балкону (лоджии) жилого помещения инвалида), установки стационарного подъемника), выданное органом местного самоуправления муниципального образования Амурской области по месту жительства инвалида (в случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования) в связи с проведением мероприятий, предусмотренных подпунктами 1, 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, при проживании инвалида в многоквартирном доме);
8) локальная смета (локальный сметный расчет на строительство) на пристройку пандуса, балкона (лоджии) с пандусом к жилому помещению инвалида (пандуса к балкону (лоджии) жилого помещения инвалида) (в случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования) в связи с проведением мероприятия, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка);
9) документы, подтверждающие размер планируемых расходов на проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка (договор, заключенный между инвалидом (законным представителем инвалида) и исполнителем мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка, и (или) счет на оплату мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка) (в случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов в порядке авансирования).
В документах, указанных в подпунктах 6, 9 настоящего пункта, должны содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) инвалида, а в случае если инвалидом является лицо, не достигшее возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным (ограниченно дееспособным) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) родителя (усыновителя) либо опекуна (попечителя), являющихся стороной договора.
Наличие в заявлении и прилагаемых к нему документах опечаток, подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, а также повреждений, не позволяющих однозначно истолковывать их содержание, не допускается.
2.2. Заявление о предоставлении компенсации расходов в порядке окончательного расчета предоставляется в течение 30 календарных дней со дня проведения мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, но не позднее 3 месяцев со дня получения авансирования.
2.3. В случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования) по собственной инициативе заявителем могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о рождении ребенка-инвалида (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-инвалида);
2) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная ФГУ МСЭ;
3) ИПРА, выданная ФГУ МСЭ;
4) документ, подтверждающий регистрацию инвалида по месту жительства (в случае, если эти сведения не содержатся в паспорте гражданина Российской Федерации).
2.4. В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы, предусмотренные пунктом 2.3 настоящего Порядка, ГКУ-УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления запрашивает сведения, содержащиеся в указанных документах, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - ЕЦЦП).
В случае отсутствия в ЕЦЦП сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 2.3 настоящего Порядка, ГКУ-УСЗН в течение 3 рабочих дней со дня получения ответа об отсутствии в ЕЦЦП указанных сведений направляет (способом, позволяющим подтвердить факт направления) инвалиду (законному представителю инвалида) уведомление о необходимости представления в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления указанных документов.
2.5. Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их получения ГКУ-УСЗН.
Датой приема заявления и прилагаемых к нему документов считается дата их регистрации ГКУ-УСЗН.
2.6. В случае обращения заявителя лично установление личности заявителя осуществляется посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя.
2.7. При личном обращении заявителя в ГКУ-УСЗН документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, представляются в оригиналах либо копиях, заверенных в установленном законодательством порядке.
В случае представления оригиналов документов уполномоченный сотрудник ГКУ-УСЗН снимает копии с представленных документов, заверяет подлинность данных копий, прилагает указанные копии к заявлению и возвращает оригиналы документов заявителю.
2.8. При обращении заявителя в ГКУ-УСЗН посредством почтового отправления документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, представляются заявителем в копиях, заверенных в установленном законодательством порядке.
2.9. В случае если заявитель не обратился с заявлением о предоставлении компенсации расходов в порядке окончательного расчета в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка, аванс подлежит возврату инвалидом (законным представителем инвалида) в полном объеме.
ГКУ-УСЗН в течение 1 рабочего дня по истечении 3 месяцев со дня получения инвалидом (законным представителем инвалида) авансирования направляет инвалиду (законному представителю инвалида) требование, содержащее реквизиты для возврата средств аванса и срок его возврата, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования, заказным письмом с уведомлением.
2.10. Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных документов и сведений, которые содержатся в заявлении и прилагаемых к нему документах.
3. Порядок предоставления компенсации расходов
3.1. ГКУ-УСЗН в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений и принимает в форме приказа одно из следующих решений:
1) о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета);
2) об отказе в предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета).
3.2. ГКУ-УСЗН в день принятия решений, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, направляет заявителю (способом, позволяющим подтвердить факт направления) письменное уведомление о принятом решении.
В случае принятия ГКУ-УСЗН решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 3.1 настоящего Порядка, в уведомлении указываются основания принятия такого решения.
Уведомление подписывается руководителем ГКУ-УСЗН.
3.3. В случае обращения с заявлением о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке окончательного расчета) ГКУ-УСЗН в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов осуществляет проверку фактического наличия у инвалида приобретенных технических средств (приспособления жилого помещения инвалида), а также соответствия выполненных мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, акту обследования (в отношении мероприятий, указанных в подпунктах 1, 3, 5 пункта 1.3 настоящего Порядка) и документам, представленным для получения компенсации расходов (далее - проверка).
Проверка осуществляется путем осмотра жилого помещения инвалида, в том числе непосредственно места установки технического средства (места приспособления жилого помещения инвалида).
Результатом проверки является акт проверки, составленный ГКУ-УСЗН по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, который подписывается специалистом ГКУ-УСЗН, проводившим проверку, и заявителем.
3.4. В случае если по результатам проверки ГКУ-УСЗН установлен факт нецелевого расходования средств аванса, предоставленный аванс подлежит возврату в полном объеме.
ГКУ-УСЗН в течение 1 рабочего дня со дня установления факта нецелевого расходования средств аванса направляет инвалиду (законному представителю инвалида) требование, содержащее реквизиты для возврата средств аванса и срок его возврата, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования, заказным письмом с уведомлением.
3.5. Основаниями для принятия ГКУ-УСЗН решения об отказе в предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета) являются:
1) отсутствие у инвалида права на получение компенсации расходов в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка;
3) представление заявителем документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения;
4) представление заявителем документов, содержащих опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковывать их содержание;
5) обращение заявителя за предоставлением компенсации расходов в связи с проведением мероприятий, не предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка;
6) обращение заявителя за предоставлением компенсации расходов в связи с проведением мероприятий, не включенных в акт обследования (в отношении мероприятий, указанных в подпунктах 1, 3, 5 пункта 1.3 настоящего Порядка);
7) обращение заявителя за предоставлением компенсации расходов, понесенных ранее срока, указанного в пункте 1.9 настоящего Порядка;
8) установление по результатам проверки, предусмотренной пунктом 3.3 настоящего Порядка, факта непроведения мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка;
9) установление по результатам проверки, предусмотренной пунктом 3.3 настоящего Порядка, факта нецелевого расходования средств аванса.
3.6. Заявитель, в отношении которого ГКУ-УСЗН принято решение об отказе в предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета), в случае устранения причин, послуживших основанием для принятия указанного решения, вправе повторно обратиться в ГКУ-УСЗН за получением компенсации расходов в порядке, установленном настоящим Порядком.
3.7. Предоставление компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета) осуществляется ГКУ-УСЗН в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении компенсации расходов (компенсации расходов в порядке авансирования, компенсации расходов в порядке окончательного расчета) путем перечисления средств на лицевой счет заявителя, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
3.8. В случае невозврата средств компенсации расходов (в порядке, предусмотренном пунктами 2.9, 3.4 настоящего Порядка) добровольно полученные средства взыскиваются ГКУ-УСЗН в судебном порядке.
3.9. Действия (бездействие), решения должностных лиц ГКУ-УСЗН, осуществляемые (принятые) ими в соответствии с настоящим Порядком, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.