Убедительно просим Вас, дать разъяснение по жизненно важному для нашего Управления вопросу.
Вопрос: должно ли Государственное учреждение государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (в дальнейшем Управление) при условии перераспределения доходов от предпринимательской уставной некоммерческой деятельности между филиалом (в связи с ежегодным дефицитом федерального бюджета на текущее содержание данного филиала) и Управлением, сначала заплатить налог на прибыль и только затем свободный остаток прибыли передать филиалу для выполнения его уставной деятельности?
Управление является государственным учреждением (некоммерческой организацией) и имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность не направленную на извлечение прибыли, а для достижения целей и задач, установленных Уставом. В составе Управления имеется филиал.
Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и доходов от разрешенной уставной деятельности.
Средства федерального бюджета, которые всего составляют 34,5% от потребности на содержание филиала, направляются филиалу, а недостаток средств потребных для его уставных функций, т.е. текущего содержания и развития Федеральных внутренних водных путей - 800,3 км и 10 гидроузлов, Управление компенсирует за счет полученных доходов от уставной деятельности.
Письмо Министерства финансов РФ от 26 июля 2000 года N 3-01-12/12-335 и п.6 ст.254 Бюджетного кодекса РФ как нам кажется, дает право направлять доходы от уставной некоммерческой деятельности Управления на ликвидацию дефицита Федерального бюджета для выполнения уставной деятельности филиала. Однако требование налоговых органов однозначно, заплатите налог на прибыль, а свободный остаток направляйте на текущее содержание филиала, с чем мы категорически не согласны.
Государственное учреждение государственное бассейновое управление водных путей и судоходства является территориальным (бассейновым) органом государственного регулирования работы речного транспорта всех форм собственности, основными задачами Управления с его филиалом является осуществление: эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов, контроля за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности.
Смета доходов и расходов от внебюджетной деятельности ежегодно утверждается Министерством транспорта РФ и с 2000 года направляется в Казначейство по месту нахождения Управления.
Предпринимательская уставная деятельность в Управлении осуществляется по ставкам плат (портовым сборам), согласованным с Министерством финансов и утверждаемым Министром транспорта РФ до 2003 года, в 2003 году ставки сборов утверждены Постановлением Федеральной энергетической комиссией# Российской Федерации.
Одновременно просим проконсультировать нас и еще в одном вопросе. Все чаще и чаще в журнале "Главбух" появляются статьи о том, что при оплате всех видов ремонта технического (землесосов, земснарядов) ледокольного, буксирного и других видов флота, находящихся в государственной собственности, из средств предпринимательской некоммерческой деятельности вначале заплатите налог на прибыль, а затем свободный остаток прибыли направляйте на ремонт государственного флота. Неужели это так и должно быть? Бюджетные учреждения, направляя средства на продление "жизни" государственных фондов, должны вначале платить данный налог и только затем ремонтировать основные фонды, обеспечивая при этом безопасные условия судоходства в границах своей деятельности.
Заранее благодарю Вас за ответ.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 25 февраля 2004 г. N 04-02-05/3/12
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 09.01.2004 N 01-406 и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 321.1 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Для целей налогообложения иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемых от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Исходя из изложенного Ваша организация с суммы полученной прибыли от оказания платных услуг (осуществления государственным учреждением коммерческой деятельности) должна исчислить и уплатить налог на прибыль в соответствии с положениями статьи 288 Кодекса, как организация, имеющая обособленное подразделение (филиал).
Положение главы 25 Кодекса об уплате налога на прибыль, полученной государственным учреждением от ведения коммерческой деятельности подтверждается также нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
По вопросу о ремонте основных средств, находящихся на балансе бюджетного учреждения.
Ремонт основных средств, переданных собственником государственному учреждению (бюджетному учреждению) в оперативное ведение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Если государственным учреждением основные средства приобретены за счет средств, полученных в ходе осуществления коммерческой деятельности, то расходы на ремонт таких основных средств уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с положениями статьи 260 Кодекса.
Государственное учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению только чистой прибылью, полученной им от осуществления коммерческой деятельности после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Руководитель Департамента налоговой политики | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.