Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент), проанализировав поступающие в Департамент обращения граждан по вопросам деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - ДОО), в летний период, сообщает.
Согласно подпункту 11 части 1 статьи 15, подпункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ); пункту 27 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпункту 3 пункта 1 статьи 8 и подпункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях и государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относятся соответственно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что организация присмотра и ухода за детьми в ДОО оказывает существенную помощь семье, позволяя совмещать родителям (законным представителям) семейные функции с профессиональной деятельностью, обеспечивая тем самым благосостояние своих семей, и (или) обучением.
При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, осуществление присмотра и ухода за детьми в ДОО не является образовательной деятельностью, данная услуга может оказываться самостоятельно.
Вместе с тем поступающие в Департамент обращения содержат информацию о затруднении в выполнении профессиональных обязанностей родителями (законными представителями) воспитанников ДОО в связи с прекращением функционирования образовательных организаций в летний период или режимом работы ДОО в течение года, не соответствующим потребностям родителей (законных представителей).
Учитывая, что ДОО как юридическое лицо действует на основании устава, который утверждается ее учредителем (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 273-ФЗ; пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации), возможность и порядок создания дежурных групп по присмотру и уходу за детьми в ДОО могут быть предусмотрены в уставах образовательных организаций.
Пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) (далее - Порядок), определено, что режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным нормативным актом.
Кроме того, Порядком также предусмотрена возможность функционирования в ДОО групп для детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающих развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Внедрение в деятельность образовательных организаций принципов клиентоцентричности, в том числе при оказании услуг присмотра и ухода за детьми в удобное для родителей (законных представителей) воспитанников ДОО время, а также изучение на постоянной основе их потребностей и ожиданий от образовательной организации, помогут в решении жизненных задач, стоящих перед семьями с детьми.
Учитывая изложенное, Департамент просит руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рассмотреть возможность организации совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований разработки дополнительных мероприятий, направленных на повышение доступности для родителей (законных представителей) воспитанников ДОО мер присмотра и ухода за детьми в ДОО как в летний период, так и в рабочие дни.
При этом следует учитывать самостоятельность ДОО в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, закрепленную частью 1 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ, а также механизм регулирования присмотра и ухода, закрепленный в статье 65 Федерального закона N 273-ФЗ.
Дополнительно Департамент отмечает, что механизм, позволяющий регулировать режим работы ДОО с учетом реальных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников ДОО и возможностей учредителей образовательных организаций на основе норм федерального законодательства в сфере образования, уже показал свою эффективность в период введения ограничительных мероприятий в субъектах Российской Федерации (письма от 27 марта 2020 г. N ГД-81/03; от 28 апреля 2021 г. N АК-280/03; от 21 октября 2021 г. N АБ-1797/03).
Определение дополнительной потребности в ДОО групп по присмотру и уходу за детьми возможно путем изучения социального спроса в конкретных образовательных организациях или в населенных пунктах (районах [микрорайонах]) и составления с учетом этого и действующего законодательства Российской Федерации графика отпусков в конкретных ДОО, а также путем организации в т.н. "дежурных" ДОО групп по присмотру и уходу за детьми, аккумулирующих детей из разных ДОО с учетом их транспортной доступности.
Информирование родителей (законных представителей) о функционировании групп по присмотру и уходу возможно осуществлять посредством средств массовой информации, сети Интернет, информационных стендов, на родительских собраниях.
Кроме того, повышение доступности присмотра и ухода возможно путем организации горячей линии в любой форме, в том числе интерактивной, по вопросам открытия и функционирования групп по присмотру и уходу, что позволит снимать большинство вопросов, а также оперативно получать обратную связь от родителей (законных представителей) воспитанников ДОО.
Организация присмотра и ухода за воспитанниками ДОО в летнее время должна осуществляться с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе при организации режимных моментов: хозяйственно-бытового обслуживания, в том числе сна, питания, прогулок, личной гигиены и иных. При этом предельная наполняемость дежурных групп устанавливается исходя из возможностей ДОО при соблюдении всех необходимых требований.
Директор Департамента |
А.Г. Благинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июля 2024 г. N 03-1030 "Об организации работы групп в дежурных ДОО"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", август 2024 г. N 15