В соответствии с подпунктом "е" пункта 3.2 раздела 3 Порядка установления и оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в областных нормативных правовых актах, в том числе оценки фактического воздействия указанных областных нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09.02.2023 N 43, Правительство Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки фактического воздействия областных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз.
Губернатор |
В.Н. Анохин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Смоленской области
от 08.08.2024 N 612
Порядок
проведения оценки фактического воздействия областных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения оценки фактического воздействия областных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), порядок и основания отмены (признания утратившими силу) или пересмотра областных нормативных правовых актов (далее - нормативные правовые акты), содержащих обязательные требования.
1.2. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (далее также - оценка фактического воздействия нормативных правовых актов), проводится в отношении указанных нормативных правовых актов в случае принятия решения о необходимости ее проведения в соответствии с порядком установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, утвержденным Правительством Смоленской области (далее - порядок оценки применения обязательных требований).
1.3. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в отчете о предварительной оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - отчет об оценке регулирующего воздействия) (при наличии), определения и оценки фактических положительных и (или) отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов областного бюджета.
Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, также проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
При оценке фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проводится их оценка на соответствие принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
1.4. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проводится исполнительными органами Смоленской области, осуществляющими нормативное правовое регулирование в сферах предпринимательской и иной экономической деятельности, затрагиваемых нормативным правовым актом и содержащимися в нем обязательными требованиями (далее - уполномоченный орган).
1.5. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
а) подготовка уполномоченным органом отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - отчет об оценке фактического воздействия) и его публичное обсуждение;
б) подготовка Министерством экономического развития Смоленской области (далее - координирующий орган) заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - заключение об оценке фактического воздействия).
2. Подготовка отчета об оценке фактического воздействия
2.1. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта согласно порядку оценки применения обязательных требований составляет отчет об оценке фактического воздействия, содержащий следующие сведения:
а) реквизиты и источники официального опубликования нормативного правового акта, сведения о внесенных в нормативный правовой акт изменениях (при наличии);
б) сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований;
в) сведения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка фактического воздействия, и о ее результатах, включая полные электронные адреса размещения отчета об оценке регулирующего воздействия и заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт уполномоченного органа) и (или) на Интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов власти Смоленской области (далее - региональный портал: https://regulation.admin-smolensk.ru/);
г) период действия нормативного правового акта и его отдельных положений (при наличии), а также дату вступления в силу нормативного правового акта или его отдельных положений;
д) цели введения регулирования, предусмотренного нормативным правовым актом, во взаимосвязи с целями, указанными в отчете об оценке регулирующего воздействия (при наличии), и сведения о качественном результате регулирования (вывод на основе анализа качественных и количественных параметров, характеризующих результат введения указанного регулирования), а также о показателях количественной динамики, характеризующих степень достижения таких целей с течением времени;
е) сведения о достижении целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований), в том числе на основе сравнительного анализа с использованием качественных и количественных результатов регулирования (ключевых показателей), указанных в отчете об оценке регулирующего воздействия (при наличии);
ж) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в нормативном правовом акте (далее - субъекты регулирования), иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются нормативным правовым актом, оценку количества субъектов регулирования и иных заинтересованных лиц на день подготовки отчета об оценке фактического воздействия, изменение численности и состава таких групп по сравнению со сведениями, представленными разработчиком при проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (при наличии);
з) изменение расходов и доходов областного бюджета от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав государственных органов и органов местного самоуправления;
и) оценку фактических расходов и доходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей, запретов или ограничений;
к) оценку фактических положительных и отрицательных последствий (в том числе социально-экономических) установления обязательных требований, включая оценку эффективности достижения заявленных целей установления обязательных требований;
л) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом обязательных требований (в случае если нормативным правовым актом установлена такая ответственность) и анализ основных причин нарушения соответствующих обязательных требований, в том числе на предмет исполнимости обязательных требований без несоразмерных издержек субъектов регулирования и (или) наличия необоснованных ограничений;
м) подготовленные на основе полученных выводов предложения о признании утратившими силу, или пересмотре, или продлении срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (о целесообразности сохранения действия нормативного правового акта, его отдельных положений) - в случае оценки нормативного правового акта, содержащего срок действия;
н) оценку соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ;
о) результаты предыдущих оценок фактического воздействия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (при наличии);
п) выводы и предложения уполномоченного органа о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, а также об отмене (признании утратившим силу) или изменении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений с указанием сроков разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также о возможности продления действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
р) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (при необходимости).
В случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения, в отчете об оценке фактического воздействия приводится информация о причинах указанной ситуации, а также предложения об отмене (признании утратившим силу) или изменении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений с указанием сроков разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также о принятии иных мер.
В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, данная информация приводится в отчете об оценке фактического воздействия. В этом случае также рекомендуется проводить анализ причин данной ситуации, которая является основанием для формирования предложений об отмене (признании утратившим силу) или изменении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений с указанием сроков разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также о принятии иных мер.
2.2. Отчет об оценке фактического воздействия оформляется на официальном бланке уполномоченного органа и подписывается руководителем уполномоченного органа.
2.3. В целях публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган размещает текст нормативного правового акта и отчет об оценке фактического воздействия на официальном сайте уполномоченного органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/.
Публичные обсуждения проводятся в целях выработки мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия нормативного правового акта заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены (признания утратившим силу) или изменения указанного нормативного правового акта или его отдельных положений.
О проведении публичных обсуждений отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган извещает Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области, представителей предпринимательского и экспертного сообщества, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Смоленской области.
2.4. Срок публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия должен составлять не менее 20 рабочих дней со дня размещения его на официальном сайте уполномоченного органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/.
2.5. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия, и составить сводку замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия (далее - сводка замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения), по форме, утвержденной приказом руководителя координирующего органа, с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и разместить ее на официальном сайте уполномоченного органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения.
2.6. По результатам публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения дорабатывает отчет об оценке фактического воздействия, включая в него следующие сведения: ссылку на официальный сайт уполномоченного органа и (или) на региональный портал: https://regulation.admin-smolensk.ru/, где размещена информация о проведении публичного обсуждения; срок проведения публичного обсуждения; сведения об участниках публичного обсуждения; информацию о поступивших замечаниях и предложениях, а также об их учете уполномоченным органом, и размещает его на официальном сайте уполномоченного органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/.
2.7. Нормативный правовой акт, отчет об оценке фактического воздействия и сводка замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения (далее - пакет документов), направляются уполномоченным органом в координирующий орган для подготовки заключения об оценке фактического воздействия.
2.8. По результатам проведенного анализа представленного пакета документов, качества и полноты оценки фактического воздействия координирующий орган в срок не более 10 рабочих дней с даты поступления пакета документов направляет уполномоченному органу один из следующих документов:
а) уведомление о необходимости доработки отчета об оценке фактического воздействия в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления, в случае если координирующим органом сделан вывод о том, что уполномоченным органом при подготовке отчета об оценке фактического воздействия не соблюдены процедуры, предусмотренные пунктами 2.1 - 2.7 настоящего раздела. Доработанный отчет об оценке фактического воздействия в составе пакета документов повторно направляется в координирующий орган для подготовки заключения об оценке фактического воздействия;
б) уведомление о подготовке заключения об оценке фактического воздействия.
3. Подготовка заключения об оценке фактического воздействия
3.1. Координирующий орган подготавливает заключение об оценке фактического воздействия в срок не более 20 рабочих дней с даты направления уполномоченному органу уведомления о его подготовке, указанного в подпункте "б" пункта 2.8 раздела 2 настоящего Порядка.
Заключение об оценке фактического воздействия оформляется по форме, утвержденной приказом руководителя координирующего органа, и вместе с отчетом об оценке фактического воздействия размещается на официальном сайте координирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт координирующего органа) и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ не позднее 5 рабочих дней с даты подписания заключения об оценке фактического воздействия руководителем координирующего органа.
3.2. В рамках подготовки заключения об оценке фактического воздействия в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности координирующим органом могут проводиться дополнительные публичные консультации по отчету об оценке фактического воздействия.
Дополнительные публичные консультации по отчету об оценке фактического воздействия проводятся в случае отсутствия замечаний и предложений при проведении публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия в соответствии с пунктами 2.3 - 2.6 раздела 2 настоящего Порядка.
3.3. Дополнительные публичные консультации проводятся на официальном сайте координирующего органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ посредством обсуждения нормативного правого# акта и отчета об оценке фактического воздействия с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области, представителей предпринимательского и экспертного сообщества, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Смоленской области.
Формы уведомления о проведении дополнительных публичных консультаций и опросного листа для проведения дополнительных публичных консультаций утверждаются приказом руководителя координирующего органа.
3.4. Срок проведения дополнительных публичных консультаций определяется уполномоченным органом в пределах срока, указанного в пункте 3.1 настоящего раздела, но должен составлять не менее 7 рабочих дней.
Координирующий орган обязан рассмотреть все предложения и замечания, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме по результатам дополнительных публичных консультаций, и составить справку, содержащую замечания и предложения, поступившие в ходе дополнительных публичных консультаций по отчету об оценке фактического воздействия (далее - справка о проведении дополнительных консультаций), по форме, утвержденной приказом руководителя координирующего органа.
В справке о проведении дополнительных консультаций должны быть отражены все предложения и замечания, относящиеся к предмету дополнительных публичных консультаций, а также аргументация координирующего органа относительно их учета или отклонения.
Справка о проведении дополнительных публичных консультаций подлежит размещению на официальном сайте координирующего органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/.
3.5. Координирующим органом в заключении об оценке фактического воздействия приводятся выводы о достижении или недостижении целей регулирования, заявленных в отчете об оценке регулирующего воздействия, об оценке фактических положительных и (или) отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, о наличии либо об отсутствии в нормативном правовом акте, содержащем обязательные требования, положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов областного бюджета, а также о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
Также в заключении об оценке фактического воздействия указывается информация о согласии либо несогласии координирующего органа с выводами и предложениями уполномоченного органа по итогам оценки фактического воздействия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, а также об отмене (признании утратившим силу) или изменении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений с указанием сроков разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также о возможности продления действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
3.6. В случае если у нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, установлен срок действия и уполномоченным органом нарушены сроки проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого нормативного правового акта рекомендуется не продлевать.
В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового нормативного правового акта с проведением оценки регулирующего воздействия на основании данных о применении нормативного правового акта, прекратившего действие, в порядке, установленном Правительством Смоленской области.
3.7. Заключение об оценке фактического воздействия направляется уполномоченному органу в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящего раздела, а также вместе с отчетом об оценке фактического воздействия размещается на официальном сайте координирующего органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ не позднее 3 рабочих дней с момента подписания заключения руководителем (заместителем руководителя) координирующего органа.
3.8. В случае согласия с выводами, указанными в заключении об оценке фактического воздействия, уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заключения принимается одно из следующих решений:
а) о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, и (или) разработки нового проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
б) о внесении изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования;
в) о продлении действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, в случае отсутствия оснований для отмены (признания утратившим силу) или внесения изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования.
3.9. В случае несогласия с выводами, указанными в заключении об оценке фактического воздействия, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после получения указанного заключения направляет в координирующий орган информацию, содержащую перечень разногласий, с приложением обоснования таких разногласий.
3.10. Урегулирование разногласий, не устраненных в срок не позднее 10 рабочих дней со дня представления уполномоченным органом в координирующий орган информации, содержащей перечень разногласий по заключению об оценке фактического воздействия, в случае несогласия уполномоченного органа с выводами, указанными в заключении об оценке фактического воздействия, осуществляется рабочей группой по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в Смоленской области (далее - рабочая группа), с участием представителя уполномоченного органа на основании рассмотрения отчета об оценке фактического воздействия, заключения об оценке фактического воздействия и перечня разногласий.
Заседание рабочей группы организует координирующий орган в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия руководителем рабочей группы решения о его проведении.
3.11. Рабочая группа по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 3.10 настоящего раздела, принимает одно из следующих решений:
а) о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, и (или) разработки нового проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
б) о внесении изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования;
в) о продлении действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, в случае отсутствия оснований для отмены (признания утратившим силу) или внесения изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования.
Решение рабочей группы, оформленное протоколом и содержащее предложения по устранению разногласий, носит обязательный характер и размещается координирующим органом на официальном сайте координирующего органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/.
3.12. Уполномоченный орган в течение 40 рабочих дней после принятия решения в соответствии с пунктом 3.8 настоящего раздела или после разрешения разногласий, возникших в результате проведения оценки фактического воздействия, в соответствии с пунктами 3.9 - 3.11 настоящего раздела вносит соответствующие изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования, в порядке, установленном Регламентом Правительства Смоленской области.
3.13. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после утверждения нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, разработанного в соответствии с пунктом 3.12 настоящего раздела, размещает его на официальном сайте уполномоченного органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ и одновременно направляет копию такого нормативного правового акта в координирующий орган.
3.14. Формы документов, утвержденные приказом руководителя координирующего органа, подлежат размещению на официальном сайте координирующего органа и (или) на региональном портале: https://regulation.admin-smolensk.ru/ в течение 10 рабочих дней со дня утверждения настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Смоленской области от 8 августа 2024 г. N 612"Об утверждении Порядка проведения оценки фактического воздействия областных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз"
Вступает в силу с 8 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 августа 2024 г. N 6700202408080011