В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 30 ноября 2023 года N 2056 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", в целях установления порядка организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Забайкальского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Забайкальского края.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края привести нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории муниципальных образований в соответствие с настоящим постановлением.
3. Признать утратившим силу постановление Губернатора Забайкальского края от 26 апреля 2023 года N 20 "Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Забайкальского края в безопасные районы".
Первый заместитель |
А.И. Костенко |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Губернатора
Забайкальского края
от 8 августа 2024 года N 68
Порядок
организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет организацию планирования, подготовки к проведению и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при опасностях, возникающих при военных конфликтах, угрозе их возникновения или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов (далее - опасности, возникающие в условиях военных конфликтов), а также выполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами Забайкальского края, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края (далее - органы) и организациями эвакуационных мероприятий.
2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1) безопасный район - территория, расположенная в пределах административных границ Забайкальского края вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для размещения и жизнеобеспечения временно отселяемых жителей, эвакуируемого или рассредоточиваемого населения, а также для размещения (хранения) материальных, культурных ценностей и архивных документов;
2) зона возможных опасностей - прогнозируемые зоны сильных разрушений, радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), сплошных пожаров, катастрофического затопления, ведения военный действий, а также прифронтовые территории;
3) зона возможных разрушений - территория населенного пункта или его часть, в пределах которой в результате военного конфликта, чрезвычайной ситуации или аварии здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности;
4) зона возможных сильных разрушений - территория населенного пункта или его часть, в пределах которой в результате военного конфликта, чрезвычайной ситуации или аварии здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения;
5) зона полной эвакуации - территория, в пределах которой предусматривается проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в максимально возможных объемах;
6) население - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Забайкальского края;
7) рассредоточение - особый вид эвакуации, предусматривающий проведение мероприятий по организованному перемещению рабочих (служащих), продолжающих производственную, трудовую, хозяйственную и служебную деятельность (далее - экономическая деятельность), из зон возможных опасностей для проживания и отдыха в безопасные районы и обратно;
8) реэвакуация - комплекс мероприятий по возращению населения из безопасных районов в места постоянного проживания, а также материальных, культурных ценностей и архивных документов в районы (места) их размещения (хранения) до эвакуации;
9) члены семьи - проживающие совместно с гражданином его супруга (супруг), несовершеннолетние дети, родители и лица, находящиеся на иждивении гражданина;
10) эвакуационная емкость - возможность жилых (стационарных и временных), общественных и административных зданий, помещений, сооружений и инженерной инфраструктуры безопасных районов, в которых может быть обеспечено размещение временно отселяемого, эвакуируемого или рассредоточиваемого населения, а также обеспечено размещение (хранение) материальных и культурных ценностей и архивных документов при соблюдении минимальных требований к их сохранению;
11) эвакуационные мероприятия - согласованные по целям, задачам, месту и времени действия органов и организаций по организации работы эвакуационных органов, перевозке населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов и их размещению в безопасных районах, а также по подготовке и проведению реэвакуации;
12) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - комплекс мероприятий по организованному перемещению населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
3. Эвакуации из зон возможных опасностей в безопасные районы подлежат:
1) работники (сотрудники) органов и организаций, переносящих экономическую деятельность из зон возможных опасностей в безопасные районы, совместно с неработающими членами семей;
2) неработающие члены семей работников (сотрудников) органов и организаций, подлежащих рассредоточению;
3) нетрудоспособное население;
4) неработающее и не подлежащее призыву по мобилизации на военную службу население (далее - неработающее население);
5) пациенты, находящиеся в лечебно-профилактических организациях, включая больницы, госпитали, амбулаторно-поликлинические учреждения, амбулатории и поликлиники, организации охраны материнства и детства (включая родильные дома, перинатальные центры, дома ребенка), санаторно-курортные организации (бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории, санатории-профилактории);
6) осужденные и лица, содержащиеся под стражей;
7) материальные, культурные ценности и архивные документы, за исключением ценностей и архивных документов, вывоз (вынос) которых невозможен по специфическим или технологическим причинам.
4. Рассредоточению из зон возможных опасностей подлежат:
1) работники (сотрудники) органов и организаций, продолжающих экономическую деятельность в зонах возможных опасностей;
2) работники (сотрудники), осуществляющие экономическую деятельность в интересах органов и организаций или обеспечивающие функционирование объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры населенных пунктов в зонах возможных опасностей.
5. Размещение рассредоточиваемых работников (сотрудников) и членов их семей осуществляется в ближайших безопасных районах с учетом наличия внутригородских и загородных путей сообщения.
В случае если совместное размещение рассредоточиваемых работников (сотрудников) и членов их семей невозможно, члены семей указанных работников (сотрудников) размещаются в безопасных районах, ближайших к местам размещения рассредоточиваемых работников (сотрудников).
6. Нетрудоспособное, неработающее население и лица, не являющиеся членами семей работников (сотрудников) органов и организаций, продолжающих экономическую деятельность при опасностях, возникающих в условиях военных конфликтов, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются рассредоточиваемые работники (сотрудники) органов и организаций.
7. Эвакуации из зон полной эвакуации в безопасные районы подлежат:
1) все население, за исключением граждан, указанных в подпункте "а" пункта 10 и пункте 11 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2056 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы";
2) материальные, культурные ценности и архивные документы, за исключением ценностей и архивных документов, вывоз (вынос) которых невозможен по специфическим или технологическим причинам.
8. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные районы, относятся:
1) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, электронно-вычислительные системы и базы данных);
2) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд документации, базы данных на электронных носителях);
3) запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также медицинское оборудование объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения (при наличии технической возможности), необходимые для первоочередного жизнеобеспечения временно отселяемого, эвакуируемого или рассредоточиваемого населения (далее - эвакуируемое население) и пострадавшего населения;
4) запасы оборудования и запасных частей для ремонта систем энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения, водоотведения, а также необходимые для восстановления и ремонта объектов жизнеобеспечения населения;
5) материально-технические и иные необходимые средства органов и организаций, переносящих экономическую деятельность в безопасные районы;
6) запасы материально-технических средств для всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
7) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы.
9. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные районы, относятся:
1) культурные ценности, содержащие в том числе драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, сведения о 1 категории ценностей которых включены в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации;
2) культурные ценности, содержащие в том числе драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, сведения о 2 категории ценностей которых включены в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, а также в перечень подлежащих эвакуации на основании решения соответствующей эвакуационной комиссии;
3) культурные ценности, отнесенные к книжным памятникам;
4) страховой фонд библиотечного фонда.
10. К архивным документам, подлежащим эвакуации в безопасные районы, относятся:
1) уникальные документы, включенные в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
2) особо ценные документы Архивного фонда Российской Федерации;
3) уникальные документы, хранящиеся в государственных архивах;
4) обязательная учетная документация к документам, перечисленным в подпунктах 1-3 настоящего пункта;
5) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся на хранении в архивах государственных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) и организаций.
11. К документам текущего делопроизводства органов и организаций, подлежащих эвакуации, относятся документы, которым в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен постоянный срок хранения.
12. Перечень материальных, культурных ценностей и архивных документов формируется заблаговременно в мирное время органами и организациями.
2. Порядок подготовки к проведению эвакуации
13. Безопасные районы для размещения населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов утверждаются нормативным правовым актом Правительства Забайкальского края с учетом их эвакуационной емкости.
14. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в Забайкальском крае осуществляется на региональном, местном уровнях и в организациях.
15. Общее руководство организацией планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, а также подготовкой в безопасных районах мест размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных, культурных ценностей и архивных документов в органах и организациях возлагается на их руководителей.
16. В целях обеспечения подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в органах и организациях определяются необходимые силы и средства, осуществляется их подготовка, а также формируются эвакуационные органы:
1) эвакуационные комиссии;
2) эвакоприемные комиссии;
3) сборные эвакуационные пункты;
4) промежуточные пункты эвакуации;
5) приемные эвакуационные пункты;
6) оперативные группы по эвакуации;
7) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (далее - группы управления);
8) пункты посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта);
9) пункты погрузки (выгрузки) материальных, культурных ценностей и архивных документов на транспорт (с транспорта).
17. Руководители эвакуационных органов несут персональную ответственность за организацию работы эвакуационных органов и реализацию возложенных на них задач и функций.
18. Эвакуационные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов и организаций.
19. Эвакуационная комиссия Забайкальского края, эвакуационные комиссии муниципальных образований Забайкальского края осуществляют координацию деятельности эвакуационных органов, создаваемых на соответствующих территориях.
Указанные комиссии организуют и проводят на соответствующей территории эвакуацию:
лиц, обучающихся в дошкольных общеобразовательных организациях, совместно с педагогическими работниками, иными работниками образовательных организаций и членами их семей в случае отсутствия возможности проведения эвакуации с родителями;
лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования совместно с педагогическими работниками, иными работниками образовательных организаций и членами их семей;
лиц, пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, оказывающих социальные услуги, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей;
маломобильных граждан (инвалидов, граждан пожилого возраста и других);
пациентов, находящихся в лечебно-профилактических организациях, включая больницы, госпитали, амбулаторно-поликлинические учреждения, амбулатории и поликлиники, организации охраны материнства и детства, санаторно-курортные организации;
неработающего населения.
20. Эвакоприемные комиссии возглавляются соответствующими заместителями глав администраций в муниципальных образованиях Забайкальского края, на территории которых планируется размещение эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов.
21. В составе эвакуационных и эвакоприемных комиссий или при указанных комиссиях могут создаваться рабочие (функциональные) группы из числа работников соответствующих органов и организаций.
22. Сборные эвакуационные пункты создаются решениями руководителей организаций, планирующих эвакуацию, а также решениями глав администраций в населенных пунктах муниципальных образований Забайкальского края, из которых планируется эвакуация населения, как правило, в местах, обеспечивающих условия сбора, подготовки и своевременной доставки эвакуируемого населения к пунктам посадки населения на транспорт и исходным пунктам маршрутов их пешей эвакуации.
23. Промежуточные пункты эвакуации создаются решением Губернатора Забайкальского края за границами зон возможных опасностей и зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов в местах, расположенных вблизи путей сообщения, пунктов высадки населения и конечных пунктов маршрутов пешей эвакуации, на основании предложений органов местного самоуправления по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю).
24. Приемные эвакуационные пункты создаются решениями глав местных администраций в населенных пунктах безопасных районов и правовыми актами организаций, как правило, в местах, расположенных вблизи путей сообщения и пунктов высадки населения с транспорта.
25. Сборные, промежуточные и приемные эвакуационные пункты создаются на базе административных зданий, а также зданий и помещений общественного назначения.
26. Оперативные группы по эвакуации создаются решениями глав местных администраций в муниципальных образованиях, где планируется эвакуация, и правовыми актами организаций, расположенных в зонах возможных опасностей, в целях обеспечения проведения экстренной эвакуации.
27. Группы управления создаются по решению глав местных администраций населенных пунктов, из которых планируется эвакуация населения.
28. Пункты посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта), погрузки (выгрузки) материальных, культурных ценностей и архивных документов на транспорт (с транспорта) (далее - пункты посадки (высадки), погрузки (выгрузки)) создаются решениями соответствующих глав местных администраций и правовыми актами организаций, на базе которых разворачиваются пункты посадки (высадки), погрузки (выгрузки), как правило, вблизи железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей сообщения, исходных и конечных пунктов маршрутов пешей эвакуации на базе объектов транспортной инфраструктуры.
Пункты посадки (высадки), погрузки (выгрузки) определяются совместно с транспортными организациями и организациями, обеспечивающими подачу на них транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов, по согласованию с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю и соответствующими военными комиссариатами.
29. Планирование, подготовка, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляются с учетом местных условий (географических и сезонных климатических особенностей территории Забайкальского края, особенностей населенных пунктов, численности населения, возможностей транспорта, пропускной способности путей сообщения и транспортных коммуникаций, а также наличия жилых (стационарных и временных), общественных и административных зданий, помещений, сооружений и инженерной инфраструктуры, влияющих на проведение эвакуационных мероприятий), производственных и мобилизационных планов, а также миграции населения.
30. После завершения плановых эвакуационных мероприятий органы в пределах своих полномочий организуют жизнеобеспечение, трудоустройство и социальную защиту прибывшего эвакуированного населения.
31. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за разработкой планов эвакуационных мероприятий, а также за подготовкой и проведением эвакуации населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов в безопасные районы.
3. Порядок проведения эвакуации
32. В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития опасностей, возникающих в условиях военных конфликтов, проводится частичная или общая эвакуация.
33. Частичная эвакуация проводится в отношении нетрудоспособного и не занятого в экономической деятельности населения, а также материальных, культурных ценностей и архивных документов, подлежащих первоочередной эвакуации из зон возможных опасностей.
34. Общая эвакуация проводится без нарушения графика воинских перевозок в отношении подлежащих эвакуации материальных, культурных ценностей и архивных документов, а также всех категорий населения за исключением рабочих (служащих, дежурных смен), подлежащих рассредоточению и находящихся на рабочих местах с момента начала общей эвакуации.
35. Рабочие (служащие, дежурные смены), подлежащие рассредоточению и находящиеся на рабочих местах с момента начала общей эвакуации, остаются на своих рабочих местах до прибытия рабочих (служащих, дежурных смен), осуществляющих их смену.
36. Порядок смены рабочих (служащих, дежурных смен), подлежащих рассредоточению и находящихся на рабочих места, определяется руководителями органов и организаций.
37. С учетом складывающейся обстановки общая эвакуация может проводиться:
1) в плановом порядке после завершения частичной эвакуации;
2) минуя частичную эвакуацию;
3) в период проведения частичной эвакуации;
4) экстренно.
38. Общая эвакуация, проводимая экстренно, а также эвакуация, проводимая при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществляется в возможно короткие сроки с учетом местных условий под управлением оперативных групп по эвакуации без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
39. В ходе проведения общей эвакуации осуществляется информирование населения о направлении путей эвакуаций и местонахождении пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта), использование для эвакуации всех видов транспортных средств с их подачей в указанные пункты, а также одновременный вывод части населения пешим порядком.
40. Перевозка эвакуируемого населения и подвоз дежурных смен при проведении эвакуации осуществляются всеми видами транспорта независимо от форм собственности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляются специальными транспортными средствами.
42. Перевозка материальных ценностей всеми видами транспорта, а также их погрузка (разгрузка) с помощью погрузочно-разгрузочных механизмов осуществляются органами и организациями, в ведении которых находятся эти материальные ценности.
43. Перевозка культурных ценностей и архивных документов автомобильным транспортом, выделение транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и погрузочных команд организуется исполнительными органами Забайкальского края по заявкам Министерства культуры Забайкальского края.
44. При эвакуации материальных, культурных ценностей и архивных документов формируются колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, а также лицами, ответственными за сохранность этих ценностей и (или) архивных документов на маршрутах эвакуации.
45. Медицинское обеспечение эвакуированного населения организуется медицинскими организациями по территориально-участковому принципу в местах сбора и размещения населения, а также на маршрутах эвакуации.
46. Размещение в безопасных районах эвакуируемого населения в жилых, общественных и административных зданиях при опасностях, возникающих в условиях военных конфликтов, осуществляется из расчета норм, установленных законодательством Российской Федерации, а в случае введения правовых режимов, предусмотренных Федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении" или Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", - не менее 4 квадратных метров на одного человека.
47. Размещение в безопасных районах эвакуируемых осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется из расчета норм, установленных законодательством Российской Федерации, а в случае введения правовых режимов, указанных в пункте 44 настоящего Порядка, - не менее 2 квадратных метров на одного человека.
48. Снабжение эвакуируемого населения водой, продуктами питания, материально-техническими и иными средствами организуется исполнительными органами Забайкальского края и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий на стационарных и (или) подвижных пунктах питания, продовольственного и вещевого снабжения, а также через местные предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
49. Обеспечение общественной безопасности и охраны общественного порядка, сохранности материальных, культурных ценностей и архивных документов при проведении эвакуационных мероприятий организуется подразделениями Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, органами военного управления, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю, казачества с участием исполнительных органов Забайкальского края и органов местного самоуправления.
50. Эвакуируемое население, материальные, культурные ценности и архивные документы размещаются в безопасных районах до принятия решения на проведение реэвакуации.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
51. При подготовке и проведении эвакуационных мероприятий организуется их всестороннее обеспечение, основными видами которого являются:
1) оповещение и информационное обеспечение;
2) материально-техническое обеспечение;
3) инженерное обеспечение;
4) транспортное обеспечение;
5) медицинское обеспечение;
6) социальное обеспечение;
7) радиационная, химическая и биологическая защита;
8) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
9) финансовое обеспечение.
52. К обеспечению эвакуационных мероприятий привлекаются:
1) исполнительные органы Забайкальского края, структурные подразделения органов местного самоуправления по направлениям деятельности, спасательные службы Забайкальского края, создаваемые исполнительными органами Забайкальского края, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (их органы, структурные подразделения по муниципальных образованиям), обеспечивающие выполнение отдельных задач в области эвакуации, общественные организации, волонтеры и организации, обеспечивающие проведение эвакуационных мероприятий, а также организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по защите культурных ценностей и архивных документов на региональном и местном уровнях;
2) структурные подразделения спасательных служб, создаваемые в организациях, а также при необходимости сторонние организации, обеспечивающие проведение эвакуационных мероприятий.
5. Порядок финансирования эвакуационных мероприятий
53. Финансирование эвакуационных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Забайкальского края от 8 августа 2024 г. N 68 "Об утверждении Порядка организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Забайкальского края"
Вступает в силу с 8 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 8 августа 2024 г. N 7500202408080002