В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 года N 3, в том числе результата 1.8 "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" по созданию центра выявления и поддержки одаренных детей, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.12.2018 N 1131 "Об утверждении паспортов региональных проектов в рамках национального проекта "Образование" в Республике Татарстан на 2019-2024 годы" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.03.2019 N 254 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.12.2018 N 1131 "Об утверждении паспортов региональных проектов в рамках национального проекта "Образование" в Республике Татарстан на 2019-2024 годы"), а также в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством Республики Татарстан и Образовательным фондом "Талант и успех" от 28 мая 2019 года N 20 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан региональным координатором по созданию Центра выявления и поддержки одаренных детей (далее - Центр) в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
2. Создать Центр на базе автономной некоммерческой организации "Казанский открытый университет талантов 2.0".
3. Определить опорной площадкой Центра структурное подразделение государственного автономного образовательного учреждения "Республиканский олимпиадный центр" Министерства образования и науки Республики Татарстан - оздоровительно-образовательный комплекс "Дуслык".
4. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей;
Описание создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей
(утв. постановлением КМ РТ т 2 июля 2019 г. N 529)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждение должностного лица, ответственного за создание и функционирование Центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи (далее - Центр) |
Республика Татарстан |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан |
1 августа 2019 года |
2. |
Подписание соглашения с Образовательным фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан |
Республика Татарстан, Образовательный фонд "Талант и успех" |
Соглашение |
28 мая 2019 года (реализовано) |
3. |
Утверждение медиаплана Центра |
Республика Татарстан |
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан |
1 октября 2019 года, далее ежегодно |
4. |
Утверждение Положения о деятельности Центра |
Республика Татарстан |
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан |
1 октября 2019 года |
5. |
Создание Попечительского совета Центра, утверждение его состава |
Республика Татарстан |
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан |
1 октября 2019 года |
6. |
Создание Экспертного совета Центра, утверждение его состава |
Республика Татарстан |
Протокол Попечительского совета |
30 октября 2019 года |
7. |
Согласование и утверждение типового дизайн-проекта и зонирования Центра |
Республика Татарстан |
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан |
30 октября 2019 года |
8. |
Утверждение ключевых направлений работы Центра |
Республика Татарстан, Попечительский совет Центра |
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан, протокол заседания Попечительского совета Центра |
30 октября 2019 года |
9. |
Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра |
Республика Татарстан, Попечительский совет Центра, Экспертный совет Центра |
Протокол заседания Попечительского совета Центра |
30 октября 2019 года |
10. |
Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром |
Республика Татарстан, Экспертный совет Центра, Центр |
Локальный акт организации |
30 ноября 2019 года |
11. |
Формирование и согласование с Экспертным советом Центра перечня оборудования для оснащения Центра |
Республика Татарстан, Экспертный совет Центра |
Протокол заседания Экспертного совета |
30 ноября 2019 года |
12. |
Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов |
Республика Татарстан, федеральный оператор |
Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан |
15 декабря 2019 года, далее ежегодно |
13. |
Создание информационного ресурса в информационно-коммуникационной сети "Интернет", освещающего работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи |
Республика Татарстан |
Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса |
15 декабря 2019 года |
14. |
Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Республики Татарстан в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Республика Татарстан |
Дополнительное соглашение |
5 февраля 2020 года, далее по необходимости |
15. |
Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Республика Татарстан |
Финансовое соглашение |
15 февраля 2020 года, далее по необходимости |
16. |
Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания Центра |
Республика Татарстан |
Извещения о проведении закупочных процедур |
1 марта 2020 года |
17. |
Получение лицензии на образовательную деятельность Центра (при необходимости) |
Республика Татарстан |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
1 марта 2020 года |
18. |
Апробация проведения интенсивных программ, (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра |
Республика Татарстан |
Информация на интернет-ресурсе Центра |
Июнь август 2020 года |
19. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Центра |
Республика Татарстан |
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
15 ноября 2019 года |
20. |
Доставка, установка, наладка оборудования |
Республика Татарстан |
Акты приемки работ, товарные накладные и т.д. |
25 августа 2020 года |
21. |
Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадки Центра в соответствие с дизайн-проектом |
Республика Татарстан, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" |
По форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" |
30 августа 2020 года |
22. |
Организация набора детей, обучающихся по программам Центра |
Центр |
Локальный акт организации, информация на интернет-ресурсе Центра |
30 августа 2020 года, далее на регулярной основе |
23. |
Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи |
Республика Татарстан, Центр |
Акт Центра/ Министерства образования и науки Республики Татарстан, информация на интернет-ресурсе Центра |
1 сентября 2020 года |
24. |
Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме |
Республика Татарстан, Центр |
Годовой отчет Центра, информация на интернет-ресурсе Центра |
Ежегодно |
25. |
Открытие Центра в единый день |
Республика Татарстан |
Информационное освещение в средствах массовой информации |
1 сентября 2020 года |
Описание
создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей
(утв. постановлением КМ РТ т 2 июля 2019 г. N 529)
1. Обоснование потребности в создании Центра выявления и поддержки одаренных детей, в том числе с указанием проблематики и планируемых результатов
В Республике Татарстан большое внимание уделяется формированию и обеспечению системы выявления, развития, сопровождения и закрепления одаренных и талантливых детей и молодежи.
Определены конкурсные механизмы выявления одаренных и талантливых детей и молодежи в сферах науки, культуры и искусства, спорта, социального творчества, техники и предпринимательства (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2018 N 719). Сформирована система дополнительного образования, ведется олимпиадная подготовка на базе Республиканского олимпиадного центра Министерства образования и науки Республики Татарстан. В рамках государственный программы "Стратегическое управление талантами на 2015-2021 годы в Республике Татарстан" автономная некоммерческая организация "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Университет Талантов) реализует программу индивидуального сопровождения и содействия трудоустройству.
Дальнейшее развитие существующей системы актуализирует ряд проблемных вопросов, таких как:
совершенствование материально-технической базы для развития интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан;
доступ школьников из муниципальных районов к высокотехнологическому оборудованию, лабораториям, ведущим ученым и практикам;
повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью;
обеспечение общего целеполагания и межведомственной координации деятельности всех субъектов, участвующих в работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.
В связи с этим создание Центра выявления и поддержки одаренных детей (далее - Центр) обеспечит дальнейшее развитие образовательного пространства - партнерской сети образовательных организаций, научных и промышленных предприятий, организаций культуры и спорта, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающие способности, углубления профильных знаний и развития надпредметных компетенций обучающихся.
Предполагается, что во время проведения профильных смен участники смогут заниматься на современном оборудовании и погружаться в актуальные проблемы науки, пробовать себя в будущей профессиональной деятельности через научно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую, техническую, предпринимательскую и социальную проектную деятельность, активно взаимодействуя с представителями бизнес-сообществ.
Также важным направлением работы Центра является обеспечение взаимодействия детей и молодежи из разных сфер (науки, культуры и спорта) для формирования команд, способных предлагать межотраслевые проекты в актуальных социально-экономических направлениях развития республики.
Центр создается как выделенное структурное подразделение Университета Талантов по распределенной модели:
Университет Талантов обеспечивает ведение Базы данных одаренных и талантливых детей и молодежи, информационного ресурса, составление и реализацию образовательных программ, привлечение преподавателей и экспертов, проводит региональный этап Всероссийского конкурса "Большие вызовы" в Республике Татарстан, готовит наставников для сопровождения выпускников Центра, содействует студентам-грантополучателям в раннем трудоустройстве, ведет исследования в развитии компетенций выпускников Центра в Республике Татарстан совместно с Лабораторией когнитивных исследований Образовательного центра "Сириус", обеспечивает деятельность Межведомственного координационного совета по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", Попечительского и Экспертного советов Центра;
государственное автономное образовательное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - РОЦ) осуществляет деятельность по организации профильных смен и обеспечении образовательного процесса.
Опорной площадкой Центра является оздоровительно-образовательный комплекс "Дуслык" (далее - ООК "Дуслык").
Предполагается усиление материально-технического оснащения Центра. Планируется с учетом уже имеющейся инфраструктуры строительство новых корпусов, где будут размещены современный оборудованный учебный комплекс, способный принимать профильные смены различных предметных направлений и специфики с биологической, химической, физической, экологической лабораторией, а также лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности, компьютерным классом, учебными кабинетами, номерами для отдыха и проживания на 315 мест, актовым залом, столовой зоной, аудиторией для киносеанса, тренажерным залом, холлами для игр, развлечений, проектной деятельности, серверной, медиатекой, шахматной зоной, художественной мастерской.
Центр будет способен принимать такие крупные массовые образовательные мероприятия регионального и всероссийского уровней, как профильные смены, турниры, квесты, мастер-классы, семинары, конференции, этапы всероссийской олимпиады школьников.
На базе Центра ежегодно более 10000 одаренных школьников со всей республики смогут круглогодично получать качественное обучение, проходить тренинги, участвовать в мастер-классах.
Планируемые результаты деятельности Центра:
1. Организация и проведение образовательных профильных и проектных смен для одаренных и талантливых детей и молодежи, выявленных с помощью конкурсных мероприятий Республиканского олимпиадного центра, Университета Талантов и других организаций. Длительность смен - от 7 до 21 дня.
В образовательную программу смен предполагается включить проведение мастер-классов, образовательных модулей от ведущих ученых, деятелей спорта и искусства федерального уровня. Предполагается организация проведения концертов, фестивалей, конкурсов, соревнований по профилям деятельности Центра.
2. Разработка и внедрение новых форм выявления одаренных и талантливых детей и молодежи.
3. Разработка и реализация программ дополнительного образования на основе дистанционных технологий с охватом не менее 300 обучающихся 5-11 классов в течение учебного года, включая разработку онлайн-уроков.
4. Организация проведения не менее трех региональных этапов всероссийских конкурсов и мероприятий, в том числе регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийского конкурса научно-технологических проектов.
5. Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.
6. Реализация программы индивидуального сопровождения до трудоустройства для одаренных детей и молодежи, внесенных в Государственный информационный ресурс. Ежегодный охват программы - 1500 человек.
7. Организация для выпускников Центра профессиональных проб и стажировок на базе ведущих предприятий республики.
8. Проведение образовательных мероприятий (в виде тренингов, мастер-классов и т.д.) и регулярных собраний для родителей выпускников Центра.
2. Данные по региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, их количеству и кадровому составу
В Республике Татарстан принята Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива". Реализуются государственные программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" и "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 годы", которые направлены на обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития республики.
В республике выявление, развитие, сопровождение и закрепление одаренных и талантливых детей и молодежи осуществляется по направлениям "наука", "культура и искусство", "спорт", "социальное творчество", "техника" и "предпринимательство".
Для персонифицированного учета одаренных и талантливых детей и молодежи постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2018 N 719 был принят Республиканский реестр конкурсных мероприятий. В него включено 206 конкурсных мероприятий международного, всероссийского, межрегионального, республиканского уровней. Организаторами или координаторами конкурсов являются профильные министерства, ведомства и организации. Победители и призеры данных мероприятий включаются в Базу данных одаренных и талантливых детей и молодежи Республики Татарстан.
В Республике Татарстан действует образовательная сеть для одаренных учащихся, включающая 15 специализированных лицеев интернатного типа для одаренных школьников в различных городах и районах республики. Общее число учащихся в данных образовательных организациях составляет более 3500 детей. Четыре лицея-интерната являются структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования:
Общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" и Общеобразовательная школа-интернат "IT-лицей" федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";
Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет" в п. Дубровка Республики Татарстан;
Инженерный лицей-интернат федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ".
Для развития олимпиадного движения с 2014 года действует РОЦ.
В 2016 году в состав РОЦ как его структурное подразделение вошел ООК "Дуслык", что позволило расширить материально-техническую базу олимпиадного движения в Республике Татарстан.
Ежегодно на базе ООК "Дуслык" проводятся:
учебно-тренировочные сборы и профильные смены в период с октября по май с участием более 1500 победителей и призеров муниципального и регионального этапа всероссийской и республиканской олимпиад школьников в рамках подготовки к отдельным этапам всероссийской олимпиады школьников;
интеллектуальные состязания и мероприятия для одаренных детей, в том числе в 2018/2019 учебном году: VIII Республиканский турнир юных биологов, IV Республиканский химический турнир Татарстана, III Республиканский турнир юных географов Татарстана, VII Республиканский правовой турнир, I турнир юных естествоиспытателей, республиканские научно-практические конференции экологической направленности с охватом более 350 обучающихся;
специальные проекты: республиканские олимпиады "Путь к Олимпу", среди обучающихся кадетских государственных бюджетных общеобразовательных организаций Республики Татарстан для 7-11 классов "Служу отчизне! Служу народу!".
В летнее время проводятся профильные смены для одаренных детей по 18 дней с общим охватом в 680 обучающихся.
На базе РОЦ проходят заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и математике (2015 год); по основам безопасности жизнедеятельности и информатике (2016 год); по информатике и физике (2017 год); по литературе и английскому языку (2018 год); по информатике и ИКТ, искусству (МХК) и географии (2019 год).
Организационно-методическое и научно-экспертное сопровождение деятельности ООК "Дуслык" обеспечивается опытными, высококомпетентными специалистами РОЦ и профессорско-преподавательским составом образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации. Это позволяет разрабатывать эффективные образовательные программы, реализуемые в течение года.
За последние три года аналогичные олимпиадные центры созданы в городах Казани, Набережные Челны и Нижнекамске.
Кадровый состав Республиканского олимпиадного центра - 87 штатных единиц, из них педагогических работников: 10 методистов, 1 педагог-организатор, 2 воспитателя и 1 инструктор по физической культуре. Педагогов мужского пола - 2 человека, женского - 12 человек.
По стажу работы: до 5 лет - 1 человек, от 5 до 10 лет - 2 человека, от 10 до 20 лет - 6 человек, более 20 лет - 5 человек.
Все педагогические работники имеют высшее образование, прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию - 1 человек, первую - 2 человека, соответствуют занимаемой должности - 11 человек.
Награды: "Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации" - 3 человека, нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации" - 1 человек, нагрудный знак "За заслуги в образовании Республики Татарстан" - 2 человека, "Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Татарстан" - 4 человека, медаль "В память 1000-летия Казани" - 2 человека.
Действует система грантовой и стипендиальной поддержки молодежи. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2018 N 627 ежегодно денежными вознаграждениями от 10 до 150 тыс. рублей будут поощряются обучающиеся - победители заключительного этапа республиканских олимпиад, призеры и победители заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, призеры и победители международных олимпиад по общеобразовательным предметам и педагогические работники, подготовившие победителей заключительного этапа республиканских олимпиад, победителей и призеров международных олимпиад.
С целью стимулирования педагогических работников по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, реализован грант "Поддержка педагогических работников, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам". Сумма гранта определяется с учетом достигнутых результатов.
Отдельное внимание уделяется развитию технического творчества: создано 19 центров молодежного инновационного творчества, 3 кванториума. Осуществляется поддержка частным проектам по развитию детей и молодежи, таким как научно-развлекательный центр "Зарница", детский город профессий "КидСпейс" и другим.
Создан 31 ресурсный центр на базе колледжей и образовательных организаций высшего образования республики для внедрения лучших подходов и методик по подготовке рабочих по профессиям будущего в соответствии с международными стандартами "Ворлдскиллс".
Программы дополнительного образования для детей обеспечивают учреждения системы дополнительного образования. 81,9 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительными общеобразовательными программами.
В культуре и искусстве широкое распространение получило творческое фестивальное движение "Созвездие - Йолдызлык". За 19 лет его деятельности участниками стали более миллиона одаренных детей и молодежи Республики Татарстан.
Для развития профессиональных спортсменов широко используется наследие Универсиады, созданы специализированные школы олимпийского резерва.
Для всех выявленных одаренных и талантливых детей и молодежи республики Университетом Талантов реализуется программа индивидуальной поддержки. В ней предусмотрены такие возможности, как диагностика компетенций, консультации наставника, составление индивидуального плана развития, выбор мероприятий для реализации индивидуального плана, доступ к онлайн-библиотеке, экспертиза проектов, профессиональные пробы и стажировки, индивидуальные запросы на поддержку. Для обеспечения доступности программы поддержки действует и совершенствуется специализированный портал www.utalents.ru.
Кадровый состав Университета Талантов - 11 штатных единиц: 1 исполнительный директор, 1 заместитель руководителя, 1 руководитель направления "Индивидуальная продюсерская поддержка молодежи с выдающимися способностями", 1 руководитель направления "Событийный менеджмент и управление проектами", 1 руководитель направления "Экспертно-аналитическое сопровождение", 1 руководитель направления "Коммуникационная сеть и доступное пользование", 1 руководитель проектной группы "Открытое сообщество наставников", 1 руководитель проектной группы направления "Партнерская сеть и территориальное взаимодействие", 1 главный бухгалтер, 1 бухгалтер и 1 юрист.
Все работники имеют высшее образование, двое из них - ученую степень (доктор биологических наук и кандидат технических наук).
Педагоги и эксперты привлекаются по договорам гражданско-правового характера.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей
Система повышения квалификации педагогических работников по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в Республике Татарстан осуществляется в рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников в модуле "Повышение квалификации" на образовательном портале "Электронное образование в Республике Татарстан" (edu.tatar.ru) через личные кабинеты. Выбор траектории профессионального развития выполняется путем прохождения анкетирования (определения нужной тематики повышения квалификации), на основе которого организовано повышение квалификации:
в 2016 году - 70 учителей, работающих с одаренными детьми по следующим темам: "Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам (химия, физика, математика, русский язык)", "Подготовка математиков-олимпийцев на муниципальном и республиканском уровнях", "Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения ФГОС";
в 2017 году - 140 учителей, работающих с одаренными детьми по следующим темам: "Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам (химия, физика, математика, русский язык)", "Подготовка математиков-олимпийцев на муниципальном и республиканском уровнях", "Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения ФГОС", "Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)";
в 2018 году - 170 учителей, работающих с одаренными детьми по следующим темам: "Олимпиадная деятельность по татарскому языку и литературе", "Особенности проектирования работы с одаренными воспитанниками в организации дополнительного образования", "Подготовка математиков-олимпийцев на муниципальном и республиканском уровнях", "Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения ФГОС", "Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС ОО)".
Обучение проведено на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Елабужского института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан", негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр социально-гуманитарного образования".
Университет Талантов реализует специализированный образовательный курс "Управление продюсированием талантов", направленный на подготовку специалистов, обеспечивающих индивидуальное сопровождение и профессиональную навигацию одаренных молодых людей. С 2015 года было подготовлено свыше 800 наставников. Ежегодно организуются образовательные стажировки для наставников на федеральных площадках:
конференция "Путь к успеху", г. Сочи, январь 2018 года, 2019 год (с ежегодным участием 20 наставников);
форум "Наставник", г. Москва, февраль 2018 года (приняло участие 30 наставников);
окружной форум "Наставник", г. Ижевск, март 2018 года (приняло участие 7 наставников);
Московский международный салон образования, г. Москва, апрель 2018 года, 2019 год (приняло участие 15 наставников);
изучение опыта работы с одаренными и талантливыми детьми в Калининградской области (в программе наставники посетили Центр развития одаренных детей, Министерство образования Калининградской области и Институт развития образования Калининградской области), декабрь 2018 года (приняло участие 12 наставников).
В рамках реализации основных направлений федерального проекта "Успех каждого ребенка" в 2019 году будет организовано повышение квалификации:
сотрудников создаваемого Центра и педагогов, в том числе на площадке федеральных организаций по работе с одаренными детьми (в апреле-мае 2020 года - 21 человек);
педагогов (наставников), специалистов муниципальных и региональных организаций, НКО по программам и методикам работы с одаренными детьми (течение года - 100 человек).
4. Опыт Республики Татарстан в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми за последние три года
В 2013 году в Республике Татарстан прошла XXVII Всемирная летняя универсиада, в 2015 году - чемпионат мира по водным видам спорта. В мае 2019 года состоялся Национальный чемпионат профессионального мастерства по стандартам "Ворлдскиллс", августе 2019 года будет проведен Мировой чемпионат профессионального мастерства "Ворлдскиллс". В апреле 2019 года состоялся XXVI Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки, VIII Международный поэтический фестиваль им. В. Хлебникова "Ладомир". В мае 2019 года проходил VII Всероссийский форум рабочей молодежи.
Федеральные проекты в области работы с одаренными детьми реализует Университет Талантов. С 2016 года проведены три республиканских этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников "Большие вызовы" Образовательного центра "Сириус". В 2018 году совместно с Республиканским олимпиадным центром выступал проектным офисом инициативы Агентства стратегических инициатив "Кадры будущего для регионов". В 2019 году является оператором фестиваля технического творчества "RUKAMI".
За последние три года в Республике Татарстан на базе РОЦ проведены:
заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и математике (2015 год);
заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности и информатике (2016 год);
заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и физике (2017 год);
заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе и английскому языку (2018 год);
заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ, искусству (МХК) и географии (2019 год).
Казанская (Всероссийская) летняя многопредметная школа "Алан" (2018 год);
международный астрофизический турнир (2015 год);
международная астрономическая олимпиада (2016 год);
международная олимпиада по информатике (2016 год);
международная проектная олимпиада фундаментальных наук "Ачылыш" (2017 год);
международная олимпиада по татарскому языку (2014-2019 годы);
международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения (2014-2019 годы).
Республика традиционно становится пилотной в реализации различных инновационных практик, федеральных проектов. Крупные международные и всероссийские мероприятия проходят под контролем высшего руководства Татарстана, что обеспечивает их высокий организационный уровень.
5. Описание площадок Центра (общая площадь, перечень функциональных зон, с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/ косметического ремонта, информация о собственнике, территориальная доступность для населения)
Центр создается как выделенное структурное подразделение Университета Талантов по распределенной модели:
Университет Талантов обеспечивает ведение Базы данных одаренных и талантливых детей и молодежи, информационного ресурса, составление и реализацию образовательных программ, привлечение преподавателей и экспертов проводит региональный этап Всероссийского конкурса "Большие вызовы" в Республике Татарстан, готовит наставников для сопровождения выпускников Центра, содействует студентам-грантополучателям в раннем трудоустройстве, ведет исследования развития компетенций выпускников Центра в Республике Татарстан совместно с Лабораторией когнитивных исследований Образовательного центра "Сириус", обеспечивает деятельность Межведомственного координационного совета по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", Попечительского и Экспертного советов Центра;
РОЦ осуществляет деятельность по организации профильных смен и обеспечению образовательного процесса.
Опорной площадкой Центра является ООК "Дуслык".
ООК "Дуслык" расположен в лесопарковой зоне 95 квартала Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесхоза по адресу: г. Казань, пос. Дербышки, ул. Прибольничная, д. 15, общей площадью 9 гектаров.
На территории комплекса имеется 7 корпусов из них:
учебный (1827,9 кв. метра), техническое состояние здания исправное, планируется постройка пристроя к столовой на 90 посадочных мест;
спальный (2154,5 кв. метра), техническое состояние здания исправное;
административно-медицинский (2746,4 кв. метра), техническое состояние здания исправное, планируется переоборудовать спальные помещения в учебные аудитории с приобретением соответствующего оборудования;
спальные (4-7 корпуса) (2913,7 кв. метра), планируется реконструкция зданий для организации проживания.
Комплекс после расширения материально-технической базы будет иметь возможность разместить 315 посетителей с круглосуточным проживанием. Каждый номер будет оборудован санузлом и ванной комнатой.
Для организации питания в комплексе имеется столовая на 150 посадочных мест с возможностью организации пятиразового питания.
Для проведения занятий в комплексе оборудованы:
12 учебных кабинетов (на 300 посадочных мест) - 501,8 кв. метра;
актовый зал на 300 посадочных мест - 294 кв. метра;
фильмотека на 30 посадочных мест - 32,6 кв. метра;
медиатека, библиотека, тренажерный зал - 100,9 кв. метра;
коворкинг, лекторий - 94 кв. метра;
зона проектной деятельности, шахматная зона - 43,4 кв. метра;
серверная - 20 кв. метров.
В целях контроля состояния здоровья проживающих в комплексе имеется лицензированный медицинский блок с оборудованными кабинетами.
Для организации досуга проживающих в комплексе имеются:
тренажерный комплекс на открытом воздухе;
тренажерный зал;
футбольная площадка с искусственным травяным покрытием;
беговая дорожка с искусственным покрытием;
баскетбольная площадка с искусственным покрытием;
волейбольная площадка с искусственным покрытием;
теннисный стол;
площадка для игры в бадминтон с искусственным покрытием;
прогулочная зона протяженностью 1000 метров;
летняя эстрада на 300 посадочных мест.
Транспортная доступность: имеется железнодорожное и автобусное сообщение, кроме этого, предполагается использовать специальный транспорт для обеспечения перевозки участников профильных смен.
Автомобильная доступность (трасса М7) - 2890 метров, железнодорожная доступность (железнодорожная платформа станции "804 км") - 2460 метров, аэропорт - 38870 метров, речной порт - 18430 метров.
Расстояние до ближайшего населенного пункта (г. Казань, жилой массив Большие Дербышки) - 1 км.
Собственником площадки является Республиканский олимпиадный центр Министерства образования и науки Республики Татарстан. Комплекс введен в эксплуатацию в 2015 году. С 2020 года предполагается ввести в эксплуатацию дополнительные корпусы после реконструкции.
Также в ходе реализации образовательных программ, организации работы профильных смен в рамках формируемой системы сетевого взаимодействия используются ресурсы образовательных организаций высшего образования:
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский государственный институт культуры";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский государственный энергетический университет";
частного образовательного учреждения высшего образования "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова";
автономной некоммерческой организации высшего образования "Университет Иннополис" и др.
6. Иная дополнительная информация
В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена протоколом Президента Российской Федерации от 03.04.2012 N Пр-827) в Республике Татарстан принята Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан (утверждена Указом Президента Республики Татарстан от 09.10.2012 N УП-862) (далее - Концепция "Перспектива"). Она направлена на создание единой системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Республики Татарстан.
В целях реализации Концепции "Перспектива" принята государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 годы" (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943) (далее - госпрограмма) с ежегодным финансирование 100 млн. рублей.
Для реализации задач Концепции "Перспектива" и госпрограммы был создан Университет Талантов. Для углубления профильных знаний и компетенций одаренных детей по предметным направлениям Всероссийской олимпиады школьников был создан РОЦ. В целях усиления эффективности реализации программ дополнительного образования и большего охвата школьников было создано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" (далее - Республиканский центр внешкольной работы).
На сегодняшний день в результате реализации республиканской модели работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью достигнуты следующие результаты:
1. Определены конкурсные механизмы выявления одаренных и талантливых детей и молодежи в сферах науки, культуры и искусства, спорта, социального творчества, техники и предпринимательства (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2018 N 719).
2. На портале Университета Талантов (www.utalents.ru) ведется База данных одаренных и талантливых детей и молодежи Республики Татарстан.
3. Накоплен опыт проведения профильных предметных смен и олимпиадной подготовки на базе РОЦ. В 2016 году для усиления направления в состав РОЦ был включен ООК "Дуслык", где сформирована образовательная и обеспечивающая (жилые корпуса, столовая и т.д.) инфраструктура.
4. Сформирована эффективная система взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающая в себя Республиканский центр внешкольной работы и опорные центры дополнительного образования, созданные в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан, и организации, участвующие в развитии системы дополнительного образования детей.
5. Сформирована и апробирована программа сопровождения, поддержки и трудоустройства одаренных и талантливых детей и молодежи Республики Татарстан. Она включает в себя такие элементы, как диагностика надпредметных компетенций, наставничество, содействие в построении индивидуальных траекторий развития, профессиональные пробы и стажировка на предприятиях Татарстана. Программа сопровождения реализуется Университетом Талантов на специализированном портале www.utalents.ru.
6. Ежегодно проводится мониторинг доступности мер поддержки для одаренных и талантливых детей и молодежи.
В целях совершенствования системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью Правительство Республики Татарстан 28 мая 2019 года подписало Соглашение с Образовательным фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан N 20 (далее - соглашение).
Республика Татарстан с 2015 года выстраивает взаимодействие с Образовательным фондом "Талант и успех".
С июня 2015 года 994 школьника из республики прошли обучение по профильным программам Образовательного центра "Сириус" (далее - центр).
В декабре 2016 года в указанном центре состоялось выездное заседание Правления Университета Талантов, по итогам которого Университет Талантов и фонд подписали соглашение о сотрудничестве.
В рамках соглашения Университет Талантов организует и обеспечивает проведение республиканского этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников и переподготовку педагогических и управленческих кадров Республики Татарстан по программе "Большие вызовы". На данный момент порядка 50 школьников из республики приняли участие в проектной смене, 9 учителей прошли переподготовку по предметам "Математика", "Информатика", "Химия" "Биология", "Управление". В 2018 году Университет Талантов принял участие в реализации программы "Уроки настоящего".
Представители фонда регулярно принимают участие в значимых республиканских мероприятиях по вопросам работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью. В 2018 году на Международном проектном семинаре "Таланты мира" в качестве эксперта участвовал Михаил Ильич Случ, заместитель руководителя фонда по направлению "Наука". На Республиканском форуме "Открытие талантов" 2018 года модель работы центра представлял Алексей Николаевич Горбачев, заместитель руководителя фонда - руководитель Учебно-методического центра.
28 мая 2019 года состоялось заседание Межведомственного координационного совета по реализации Концепции "Перспектива" и республиканский семинар по совершенствованию работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, где приняли участие Елена Владимировна Шмелева, руководитель фонда, Алексей Николаевич Горбачев, заместитель руководителя фонда - руководитель Учебно-методического центра, Артемий Игоревич Рожков, руководитель департамента высшего образования Образовательного центра "Сириус".
В 2019 году сотрудники Университета Талантов проводили образовательные модули по развитию надпредметных компетенций у кураторов профильных смен центра.
Неотъемлемой частью настоящего Описания создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей являются следующие приложения:
таблица индикаторов эффективности деятельности Центра выявления и поддержки одаренных детей (приложение N 1);
предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра выявления и поддержки одаренных детей (приложение N 2);
зонирование и дизайн-проект Центра выявления и поддержки одаренных детей (приложение N 3);
штатное расписание Центра выявления и поддержки одаренных детей (приложение N 4).
Приложение N 1
к Описанию создаваемого Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Таблица
индикаторов эффективности деятельности Центра выявления и поддержки одаренных детей
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение начиная с 2019 года |
Значение Республики Татарстан на текущий год и плановый период |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов на 1 млн. населения) |
25000 |
25000 |
26000 |
27000 |
2. |
Общий объем проведенных профильных региональных смен (человеко-дней на 1 млн. населения) |
10000 |
10000 |
10500 |
11000 |
3. |
Доля детей, обучающихся в 5-11 классах, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (процентов) |
10 |
10 |
11 |
12 |
4. |
Численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) |
3000 |
3000 |
3100 |
3200 |
5. |
Число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус" |
40 |
40 |
50 |
60 |
6. |
Число детей, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности (человек на 1 млн. населения) |
1000 |
1000 |
1100 |
1200 |
7. |
Доля сотрудников регионального Центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми (процентов) |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля педагогов регионального Центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус" (процентов) |
50 |
50 |
55 |
60 |
Приложение N 2
к Описанию создаваемого Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра выявления и поддержки одаренных детей
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. рублей) |
211 - заработная плата |
5813,8 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
159 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1174,3 |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
2740 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
274 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
211,7 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
3528 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
370,4 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
463,7 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
4803 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
5462,1 |
Итого |
25000,0 |
Приложение N 3
к Описанию создаваемого Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Зонирование и дизайн-проект Центра выявления и поддержки одаренных детей
Дизайн-проект Республиканского центра в соответствии с пунктом 2.4 Соглашения между Правительством Республики Татарстан и Образовательным фондом "Сириус" использует брендбук и символику автономной некоммерческой организации "Казанский открытый Университета Талантов 2.0".
Пользователям системы ГАРАНТ приложение предоставляется по дополнительному требованию
Приложение N 4
к Описанию создаваемого Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Штатное расписание
Центра выявления и поддержки одаренных детей
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Администратор |
1 |
Педагог-организатор |
1 |
Педагог по направлению (лаборант) |
1 |
Специалист по работе с электронной Базой данных одаренных детей |
1 |
Специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий |
1 |
Специалист по работе с партнерами |
1 |
Специалист технической поддержки (IT) |
1 |
Специалист по связям с общественностью и работе со средствами массовой информации |
1 |
Специалист по организации интенсивных профильных программ |
1 |
Специалист по организации программ дополнительного образования |
1 |
Специалист по сопровождению онлайн-обучения |
1 |
Специалист |
1 |
Психолог |
1 |
Методисты по направлениям деятельности Центра выявления и поддержки одаренных детей |
6 |
Педагоги по направлениям деятельности Центра выявления и поддержки одаренных детей, в том числе привлеченные в рамках договоров гражданского-правового характера |
6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 июля 2019 г. N 529 "О создании Центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Опубликование:
-