Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования Тульской области
от 9 августа 2024 г. N 1212
Комплексная программа Тульской области
"Кадровое обеспечение системы образования
Тульской области на 2024 - 2030 годы"
I. Общие положения
Комплексная программа Тульской области "Кадровое обеспечение системы образования Тульской области на 2024 - 2030 годы" (далее - Комплексная программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Паспортом национального проекта "Образование", утвержденным протоколом от 24.12.2018 N 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации, Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста", распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 N 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.02.2024, постановлением правительства Тульской области от 01.02.2019 N 39 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области".
II. Паспорт комплексной программы
Наименование Комплексной программы |
Кадровое обеспечение системы образования Тульской области на 2024 - 2030 годы |
Заказчик-координатор Комплексной программы |
Министерство образования Тульской области (далее - министерство) |
Разработчики Комплексной программы |
Министерство, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО"). |
Цель Комплексной программы |
Формирование и реализация единой модели развития кадрового потенциала и кадровой обеспеченности системы образования Тульской области в соответствии с национальными целями и задачами, потребностями социально-экономического развития Тульской области. |
Задачи Комплексной программы |
1. Снижение дефицита педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Тульской области (далее - образовательные организации), и кадрового дисбаланса. 2. Формирование кадрового резерва системы образования Тульской области. 3. Обеспечение условий для непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования Тульской области. 4. Совершенствование механизмов по повышению престижа и социальной значимости профессии педагога. 5. Создание регионального отраслевого кластера по педагогическому профилю. |
Основные показатели (индикаторы) Комплексной программы
|
Эффективность программы оценивается по следующим показателям: - доля образовательных организаций, являющихся участниками отраслевого кластера, от общего числа образовательных организаций; - количество региональных проектов, реализуемых кластером; - сформирован прогноз кадровой потребности в регионе в педагогических кадрах на 5-летний период; - доля укомплектованности к новому учебному году штата педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций; - доля студентов педагогических специальностей и/или направлений подготовки, обучающихся по целевой системе обучения; - контрольные цифры приема на образовательные программы среднего профессионального образования педагогических специальностей и направления подготовки; - количество участников регионального форума содействия трудоустройства; - доля студентов, из числа участников регионального проекта "ПРО-стажёр", трудоустроившихся в образовательной организации; - доля обучающихся 8-11 классов, охваченных мероприятиями карьерного проектирования педагогического профиля; - количество участников региональных профильных смен для обучающихся психолого-педагогических классов; - количество заявлений на одно бюджетное место в образовательные организации, реализующие программы педагогической специальности; - количество профильных психолого-педагогических классов; - доля выпускников психолого-педагогических классов, поступивших на педагогические специальности от общего числа; - доля лиц, включенных в кадровый резерв (далее - резервисты) и успешно освоивших программу профессионального развития от общего количества участников кадрового резерва; - объем программ профессионального развития, проведенных для педагогических и руководящих работников системы образования Тульской области; - доля педагогических работников, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, в общей численности педагогических работников; - доля педагогических работников, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты совершенствования профессионального мастерства педагогических работников на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов, в общей численности педагогических работников; - доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального обучения, вошедших в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ, функционирующий в рамках распоряжения Минпросвещения России от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров", от общей численности педагогических работников; - количество педагогических работников, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства; - количество студентов педагогических специальностей, принявших участие в региональных конкурсах профессионального мастерства "Абилимпикс", "Профессионалы"; - количество проведенных мероприятий регионального уровня в рамках функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; - доля педагогических работников, имеющие личные кабинеты в автоматизированной информационной системе планирования, организации и управления непрерывным профессиональным развитием педагогических работников, от общего числа; - доля педагогических работников, освоившие дополнительные профессиональные программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий, от общего числа; - доля образовательных организаций, реализующих региональную модель института наставничества, от общего числа образовательных организаций; - доля молодых специалистов, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого; - доля педагогических работников до 35 лет, охваченных различными формами поддержки и сопровождения, в первые три года работы; - количество педагогических работников, представленных к ведомственным наградам и поощрениям; - процент исполнения программы "Земский учитель"; - процент исполнения от величины субсидии, направленной на выплату единовременного пособия молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных организаций; - количество педагогических работников, принявших участие в программе ипотечного жилищного кредитования; - объем средств, направленных на выплаты победителям и призерам региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства для работников сферы образования; - объем средств, направленных на денежное поощрение лучшим учителям образовательных организаций по итогам конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности; - доля муниципальных образований, подготовивших медиаплан по популяризации профессии учителя и повышении престижа профессии от общего числа муниципальных образований; - процент исполнения медиапланов по популяризации профессии учителя и повышении престижа профессии; - количество обращений на горячую линию министерства по вопросам нарушения приказа Минпросвещения РФ от 21.07.2022 N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ". |
Срок реализации Комплексной программы |
2024 - 2030 годы |
Ожидаемые результаты Комплексной программы |
Реализация программы позволит: - снизить количество вакантных педагогических должностей в образовательных организациях; - привлечь молодых специалистов в сферу образования благодаря созданию привлекательных условий труда, системы наставничества и возможностей для профессионального роста; - укрепить связи между образовательными организациями и потенциальными работодателями для подготовки востребованных кадров; - создать условия непрерывного профессионального роста педагогических работников образовательных организаций; - повысить качество образования в регионе благодаря повышению квалификации педагогического состава и внедрению в образовательный процесс инновационных методик и подходов к обучению; - сформировать кадровый резерв руководящего состава образовательных организаций за счет целевой подготовки и повышения квалификации управленческих кадров; - повысить престиж педагогической профессии и популяризировать ее среди молодежи через проведение профориентационных мероприятий и акций. |
Механизм реализации Комплексной программы
|
К реализации программы привлекаются:
- ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО"; - государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский педагогический колледж" (далее - ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"); - государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Чернский профессионально-педагогический колледж" (далее - ГПОУ ТО "ЧППК"); - государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Алексинский машиностроительный техникум" (далее - ГПОУ ТО "АМТ"); - государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова" (далее - ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова"); - Региональное отделение Всероссийского Сообщества наставников-просветителей, созданное при министерстве образования Тульской области; - образовательные организации. |
Система организации контроля |
Контроль за ходом выполнения программы осуществляет департамент среднего профессионального образования, подготовки и развития педагогических и управленческих кадров министерства |
III. Характеристика и численность кадрового
состава образовательных организаций
В 2024 году в Тульской области сеть образовательных организаций представлена 842 учреждениями разных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Это 223 дошкольные образовательные организации, 461 общеобразовательная организация, 114 организаций дополнительного образования детей, 44 образовательные организации среднего профессионального образования. В указанное количество не входят образовательные организации высшего образования и научные организации.
3.1. Система дошкольного образования Тульской области включает в себя 223 образовательных организаций, в том числе:
- 216 муниципальных организаций;
- 4 государственные организации;
- 3 негосударственных организации (имеют лицензию, получают субвенцию из бюджета области - частный детский сад "Радость моя", г. Тула; частное учреждение дошкольного образования "Уникальная Личность", г. Тула; частное общеобразовательное учреждение "Образовательный комплекс - "Лаудер Скул" ("Школа Лаудер"), г. Тула).
3.2. Система общего образования Тульской области.
Система общего образования Тульской области включает в себя 461 образовательную организацию, в том числе:
- 436 муниципальных организаций;
- 20 государственных организаций, из них 1 учреждение при УФСИН;
- 5 негосударственных организаций (имеют лицензию, получают субвенцию из бюджета области - ЧАО "Тульская Православная классическая гимназия", г. Тула; ЧАО "Заокская христианская школа", п. Заокский; ЧАО "Образовательный комплекс "Лаудер Скул", г. Тула; ЧАО "Христианская гимназия", г. Тула; ЧАО "Лицей при ТГПУ им. Л.Н. Толстого", г. Тула).
3.3. Система дополнительного образования Тульской области.
Система дополнительного образования Тульской области включает в себя 114 образовательных организаций, в том числе:
- 111 муниципальных организаций;
- 3 государственные организации (из них 1 учреждение, подведомственное министерству молодежной политики Тульской области).
3.4. Система среднего профессионального образования Тульской области.
Система среднего образования Тульской области включает в себя 44 образовательные организации среднего профессионального образования:
- 24 образовательные организации, подведомственные министерству;
- 7 образовательных организаций, подведомственных иным органам исполнительной власти Тульской области, из них 5 самостоятельных юридических лиц и 2 филиала;
- 5 образовательных организаций федерального подчинения;
- 8 частных образовательных организаций.
Таблица 1.
N |
Тип образовательной организации (общее кол-во организаций) |
Образовательные организации |
|||
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
Негосударственные организации |
Федеральный уровень |
||
1 |
Дошкольные образовательные организации (223) |
216 |
4 |
3 |
|
2 |
Общеобразовательные организации (461) |
436 |
20 |
5 |
|
3 |
Организации дополнительного образования (114) |
111 |
3 |
|
|
4 |
Организации среднего профессионального образования (44) |
0 |
31 |
8 |
5 |
|
ВСЕГО: 842 |
763 |
58 |
16 |
5 |
3.5. В образовательных организациях всех уровней образования в 2023/2024 учебном году работали 20 356 педагогических работника. Средний возраст педагогических работников составляет 45,9 лет.
Таблица 2.
Уровень образования |
Количество работников |
||
Всего, человек |
Из них педагогических работников |
||
Количество, человек |
% |
||
Дошкольное образование |
7 776 |
4 987 |
64,1 |
Общее образование |
23 525 |
9 797 |
41,6 |
Дополнительное образование |
10215 |
4 241 |
41,5 |
Среднее профессиональное образование |
2022 |
1331 |
65,8 |
ИТОГО |
43 538 |
20 356 |
46,7 |
3.6. Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 4987 человек. Женщины составляют 98,4% педагогического персонала. Значительную долю педагогических работников составляют воспитатели и старшие воспитатели (76,3%). Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих высшее образование, составила 50,2%. Среднее профессиональное образование имеют 49,8% педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Стаж работы более 20 лет имеют 32,8% педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Доля педагогических работников, педагогический стаж которых насчитывает менее 10 лет составляет 40,5%. Наименьший удельный вес составили работники со стажем от 3 до 5 лет - 9,2%.
3.7. Численность педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 9797 человек. Женщины составляют 89,5% педагогического персонала. Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих высшее образование, составила 79,9%. Среднее профессиональное образование имеют 20,1% педагогических работников общеобразовательных организаций. Стаж работы более 20 лет имеют 56% педагогических работников общеобразовательных организаций. Доля педагогических работников, педагогический стаж которых насчитывает менее 10 лет составляет 25,3%. Наименьший удельный вес составили работники со стажем от 3 до 5 лет - 11%.
3.8. Численность педагогических работников организаций дополнительного образования составляет 4241 человек. Женщины составляют 73,4% педагогического персонала. Доля педагогических работников организаций дополнительного образования, имеющих высшее образование, составила 70,6%. Среднее профессиональное образование имеют 29,4% педагогических работников организаций дополнительного образования. Стаж работы более 20 лет имеют 45,2% педагогических работников, а менее 10 лет имеет 15,3%. Работники со стажем от 3 до 5 лет составляют 9,8%.
3.9. Численность педагогических работников профессиональных образовательных организаций Тульской области составляет 1331 человек, из них преподавателей и мастеров производственного обучения - 1331 человек (65,8%). В числе педагогических работников профессиональных образовательных организаций преобладают женщины - 74,3%. Доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием составляет 81,1%. Среднее профессиональное образование имеют 18,9%. Стаж работы более 20 лет имеют 57,9% педагогических работников, а менее 10 лет имеет 20,7%. Работники со стажем от 3 до 5 лет составляют 11,5%.
Таблица 3.
Уровень образования |
Количество педагогических работников |
||||
Всего, человек |
Из них молодых * |
Из них старшего возраста ** |
|||
Количество, человек |
% |
Количество, человек |
% |
||
Дошкольное образование |
4987 |
260 |
4,1 |
411 |
6,4 |
Общее образование |
9797 |
202 |
1,8 |
1329 |
12,2 |
Дополнительное образование |
4241 |
96 |
8,9 |
723 |
67,5 |
Среднее профессиональное образование |
1331 |
139 |
6,8 |
336 |
16,6 |
ИТОГО |
20 356 |
697 |
3,4 |
2 799 |
13,7 |
* молодой педагогический работник - это работник до 35 лет, стаж работы которого не превышает 3 года.
** педагогический работник старшего возраста - это работник в возрасте 65 лет и старше.
3.10. По итогам проведенного мониторинга кадровая обеспеченность составляет:
- в сфере дошкольного образования процент обеспеченности педагогическими работниками 93,5%;
- в сфере общего образования процент обеспеченности педагогическими работниками 97%;
- в сфере дополнительного образования 90,3%;
- в сфере среднего профессионального образования 85,5%.
По результатам мониторинга выявлена потребность по следующим направлениям.
Таблица 4.
N |
Вакансия |
Количество |
1. |
Воспитатель |
291 |
2. |
Педагог дополнительного образования |
98 |
3. |
Педагог-психолог |
92 |
4. |
Музыкальный руководитель |
70 |
5. |
Начальных классов |
45 |
6. |
Воспитатель ГПД |
44 |
7. |
Педагог-организатор |
38 |
8. |
Инструктор по физической культуре |
31 |
9. |
Математика |
31 |
10. |
Русского языка и литературы |
28 |
11. |
Учитель-логопед |
27 |
12. |
Английский язык |
20 |
13. |
Информатика и ИКТ |
18 |
14. |
История |
15 |
15. |
Тренер-преподаватель |
13 |
|
ИТОГО |
861 |
3.11. Доля аттестованных педагогических работников от общего количества педагогических работников составляет 78,1%.
32,7% педагогических работников от общего количества подтвердили соответствие занимаемой должности.
В системе дошкольного образования доля аттестованных педагогических работников составляет 77,9% (22,1% - не имеют квалификационной категории). Соответствие занимаемой должности подтвердили 42,7% педагогических работников. Первая квалификационная категория установлена 16,4% педагогических работников от общего количества педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, 18,8% имеют высшую квалификационную категорию.
Доля аттестованных педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 79,4%. Первая квалификационная категория установлена 19,1% педагогическим работникам общеобразовательных организаций, 32,7% имеют высшую квалификационную категорию. Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, подтвердивших соответствие занимаемой должности, составила 27,7%, доля неаттестованных педагогических работников составила 20,6% (не имеют квалификационной категории).
В образовательных организациях дополнительного образования детей доля аттестованных педагогических работников составила 80,7% (19,3% - не имеют квалификационной категории). Соответствие занимаемой должности подтвердили 34,2% педагогических работников, первая квалификационная категория установлена 18,7% педагогическим работникам, высшая квалификационная категория установлена 27,8% педагогических работников организаций дополнительного образования.
Доля аттестованных педагогических работников профессиональных образовательных организаций составила 67,7%. Доля неаттестованных педагогических работников составила 32,3% (не имеют квалификационной категории). Первую и высшую квалификационные категории от общего количества педагогических работников профессиональных образовательных организаций имеют 41,3% (11,7% и 29,6% соответственно), соответствие занимаемой должности подтвердили 26,4% педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
3.12. В Тульской области подготовку педагогических кадров для системы образования осуществляют федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее - ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого") и 3 профессиональных образовательных организации (ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж", ГПОУ ТО "ЧППК", государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области"). С 2024/2025 учебного года подготовку педагогических кадров для системы образования также будет осуществлять ГПОУ ТО "АМТ".
Численность студентов, обучающихся по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" (далее - УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки") в ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого", составляет 3 тыс. человек.
Министерством совместно с ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого" и ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" с 2023/2024 учебного года реализуется проект "PROстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры". Указанный проект направлен на закрытие оперативной кадровой потребности. По итогам его реализации в 2023/2024 учебном году в 134 образовательных организации Тульской области для прохождения практики трудоустроено 278 студентов - стажеров (в 128 муниципальных и 6 государственных учреждениях). Студентам-стажерам (227 чел./88%) предоставлены дополнительные стимулирующие выплаты и закреплен наставник. Руководители образовательных организаций планируют продление трудового договора на 2024/2025 учебный год с 256 студентами-стажерами (92% студентов-стажеров).
В целях координации и согласования приоритетных направлений совместной деятельности по развитию кадрового потенциала системы образования Тульской области приказом министерства образования Тульской области от 04.09.2023 N 1666 "О внедрении кластерного (отраслевого) подхода управлением системой среднего профессионального образования" создан педагогический кластер Тульской области, участниками которого стали профессиональные образовательные организации педагогической направленности (далее - педагогические колледжи) и образовательные организации.
Общий контингент обучающихся в 2023/2024 учебном году в колледжах региона по педагогическим специальностям составляет 1312 человек.
3.13. С 2019 года функционируют 4 центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР). На базе ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" создан ЦНППМПР, который является ведущим учреждением, отвечающий за формальное образование работников образования региона (организацию и проведение курсов повышения квалификации, стажировок, профессиональной переподготовки) и неформальное образование, а также за координацию деятельности всей сети ЦНППМПР.
На базе трех муниципальных учреждений - центров сопровождения деятельности системы образования (г. Тула, г. Новомосковск, г. Плавск) созданы ЦНППМПР, отвечающие за неформальное образование педагогических работников региона с учетом кластерного подхода. Для реализации неформального образования в кластере создана сеть опорных школ, являющихся, в том числе, региональными стажировочными и инновационными площадками.
Деятельность ЦНППМПР направлена на устранение предметных, методических, психолого-педагогических профессиональных дефицитов, связанных с владением методиками и инструментами формирования универсальных учебных действий на уроке, формированием культуры исследовательской деятельности, подбором оптимальных способов (приемов, методов, технологий) обучения для организации эффективной учебной деятельности, использованием в образовательной деятельности инструментов цифровой образовательной среды, владением приемами и технологиями образовательной деятельности при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, проектированием индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка, организацией воспитательной работы.
В целях реализации государственной политики в обеспечении непрерывного профессионального развития педагогических работников в Тульской области внедрена единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - система сопровождения).
Ежегодно на базе ЦНППМПР около 15% педагогов проходят тестирование на выявление профессиональных дефицитов, по результатам которого выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты, включающие элементы формального и неформального образования.
3.14. Разработана и утверждена Региональная модель института наставничества для образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тульской области (приказ министерства образования Тульской области от 29.12.2021 N 1727).
Целью региональной модели института наставничества является создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тульской области, для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
Таблица 5.
Категория наставника |
Общеобразовательные организации ТО (школьное отделение) |
Общеобразовательные организации ТО (дошкольное отделение) |
Самостоятельные дошкольные образовательные организации ТО |
Государственные профессиональные образовательные организации ТО |
Организации дополнительного образования ТО |
ВСЕГО по ТО |
Общая численность ведущих наставников, чел. |
529 |
34 |
224 |
28 |
73 |
888 |
Общая численность старших наставников, чел. |
619 |
61 |
109 |
36 |
34 |
859 |
Общая численность наставников-специалистов, чел. |
1173 |
196 |
292 |
104 |
88 |
1853 |
ВСЕГО, чел. |
2321 |
291 |
625 |
168 |
195 |
3600 |
3.15. Инструментом развития педагогов являются конкурсы профессионального мастерства.
Ежегодно в регионе проводится порядка 16 региональных этапов Всероссийских конкурсов и 10 региональных конкурсов для педагогов.
3.16. С целью профессиональной ориентации на получение педагогической профессии в Тульской области осуществляется реализация программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников. Освоение программ предпрофессионального развития происходит через обучение в профильных классах. На базе ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" создана и функционирует с 2020/2021 учебного года Тульская областная педагогическая школа "PROучительство". В школе обучаются обучающиеся 10, 11 классов: 2020/2021 уч. г. - 39 чел.; 2021/2022 уч. г. - 28 чел.; 2022/2023 уч. г. - 40 чел.; 2023/2024 уч. г. - 42 чел.
Также профориентационная работа реализуется в рамках федерального проекта "Билет в будущее".
Проект "Билет в будущее" реализуется в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка". Его участниками в 2023 году стали более 14 тысяч обучающихся 6-11 классов из 200 общеобразовательных организаций.
В октябре-ноябре (ежегодно) для школьников проводятся профессиональные пробы по 9 профессиональным средам (Аграрная среда, Безопасная среда, Деловая среда, Здоровая среда, Индустриальная среда, Комфортная среда, Креативная среда, Социальная среда, Умная среда) по 77 профессиональным направлениям. Профессиональные пробы помогают школьникам в выборе востребованной в регионе профессии.
Ведет деятельность Клуб "Учитель года Тульской области", функционирующий с 2015 года. Целью клуба является повышение профессионального мастерства и творческой активности учителей.
Клуб входит в состав Ассоциации педагогических работников Тульской области по содействию развития региональной системы образования, включающей 19 отделений и 351 педагога.
3.17. В целях поддержки престижа педагогических профессий, привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях в Тульской области ежегодно проходят педагогические форумы, фестивали, комплекс мероприятий по наставничеству:
1. Межрегиональный фестиваль клубов "Учитель года" "Российское учительство".
Ежегодно участниками фестиваля становятся 200 педагогов из 40 субъектов Российской Федерации.
2. Региональный фестиваль молодых педагогов Тульской области и цикл мероприятий "Наставнический всеобуч". Проводится в рамках региональной модели института наставничества, в фестивале принимают участие 100 молодых педагогов Тульской области.
3.18. Доля учителей Тульской области в возрасте до 35 лет составляет 21% от числа работающих педагогических работников.
Важную роль в привлечении педагогов и закреплении их в системе образования играют различные меры поддержки. В Тульской области действуют следующие меры поддержки педагогических работников.
Предусмотрена единовременная выплата молодым специалистам через девять месяцев после трудоустройства в государственную или муниципальную образовательную организацию региона в размере:
- 5 окладов через девять месяцев после трудоустройства в образовательную организацию, расположенную в городе, рабочем поселке, поселке городского типа (средний размер единовременного пособия в 2023 году составил 63,3 тыс. рублей);
- 10 окладов через девять месяцев после трудоустройства в образовательную организацию, расположенную в сельской местности (средний размер единовременного пособия в 2023 году составил 126 тыс. рублей).
Предусмотрено предоставление субсидии из бюджета Тульской области на возмещение части затрат молодым учителям общеобразовательных организаций на погашение первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу): 20% от субсидированной стоимости. Размер субсидии на улучшение жилищных условий зависит от состава семьи. В 2023 году общая сумма возмещения составила 4 319,5 тыс. рублей.
Для привлечения квалифицированных кадров постановлением Правительства Тульской области от 20.06.2024 N 290 "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Тульской области от 23.05.2014 N 263 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Тульской области" молодым специалистам предусмотрено установление повышающего коэффициента в размере 0,10 к должностному окладу (окладу), ставке.
В числе иных мер поддержки педагогических работников также действуют:
- доплаты за классное руководство (кураторство) - в размере от 5 до 10 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, до 2 тыс. рублей - за счет средств регионального бюджета;
- повышение должностных окладов педагогическим работникам образовательных организаций, расположенных в рабочих поселках, поселках городского типа;
- установление ежемесячных доплат к должностному окладу (ставке) педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций за ученые степени доктора наук и кандидата наук;
- компенсация затрат на оплату проезда до места работы и обратно работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим в городах, районных центрах и работающим в сельских и поселковых образовательных организациях (кроме поселков, расположенных в границе города);
- установление ежемесячной надбавки педагогическим работникам за ведомственные почетные звания (нагрудные знаки) - от 15 до 20%;
- федеральная программа "Земский учитель", которая предусматривает осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек. За период реализации программы в школы региона трудоустроены 47 учителей (с 2020 по 2023 гг.);
Педагогическим работникам по итогам конкурсных мероприятий предусмотрена возможность осуществления единовременного денежного поощрения:
- победителям и призерам регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 100 тыс. рублей (1 место), 60 тыс. рублей (2 место), 40 тыс. рублей (3 место);
- победителям и призерам региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства для работников сферы образования, региональных конкурсов профессионального мастерства (за счет региональных средств - 30 тыс. рублей (1 место), 20 тыс. рублей (2 место), 10 тыс. рублей (3 место);
- лучшим учителям образовательных организаций по итогам конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности,
занявшим в рейтинге места с первого по десятое - по 250 тыс. рублей (200 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 50 тыс. рублей - за счет средств регионального бюджета),
занявшим в рейтинге места с 11 по 20 - по 50 тыс. рублей (за счет средств регионального бюджета);
- победителям конкурса среди работников сферы образования "Призвание - учить!". В 2024 году 63 победителя по 15 номинациям конкурса получили денежные выплаты по 150 тыс. рублей единовременно или по 20 тыс. рублей ежемесячно в течение года. Размер выплаты зависит от номинации;
- педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, предусмотрена выплата денежного поощрения в размере 20 тыс. рублей
- педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования предусмотрена выплата денежного поощрения в размерах: 30 тыс. рублей - 1 место, 20 тыс. рублей - 2, 3 место.
Дополнительно на общероссийском уровне для педагогических работников предусмотрено:
- сокращенная рабочая неделя - от 18 до 36 часов (за должностной оклад (ставку) заработной платы в зависимости от категории учителей; часы сверх нормы оплачиваются дополнительно);
- увеличенный трудовой отпуск - от 42 до 56 дней;
- право на досрочное назначение пенсии (при трудовом стаже 25 и более лет).
В 2023 году ведомственными наградами награждено на 63% больше работников сферы образования, чем в 2022 году. Наградами регионального уровня в 2023 году награждены 604 человека, что составляет 91% от награжденных в 2022 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.