Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июля 2003 г. N КА-А40/4636-03
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Макситэк" о взыскании штрафа в сумме 10000 руб. за нарушение срока постановки на учет в исполнительном органе ФСС РФ, наложенного на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и ч. 2 ст. 116 НК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.03 в иске отказано.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из неправомерности применения санкции, установленной ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" к правоотношениям, регулируемым, по мнению суда, КоАП РФ.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". МРО ФСС РФ считает, что судом неправомерно применен в деле КоАП РФ, так как спорные правоотношения регулируются ст. 8 закона и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МРО ФСС РФ поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
ООО "Макситэк", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, оценив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из обстоятельств дела, по результатам проведенной МРО ФСС РФ камеральной проверки решением МРО ФСС РФ от 23.09.02 N 90-02 ООО "Макситэк" привлечено на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" к ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за нарушение установленного ст. 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 10-дневного срока регистрации в качестве страхователя.
В связи с неуплатой суммы штрафа в размере 10000 рублей, МРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд за его взысканием.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что ответственность, к которой привлечено ООО "Макситэк" является по своей природе административной, с связи с чем регулируется КоАП РФ, который не предусматривает ответственность юридических лиц за нарушение сроков регистрации во внебюджетных фондах. Кроме того, суд пришел к выводу о необоснованности требований истца о взыскании суммы штрафа в пользу фонда, так как согласно ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф подлежит зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако при принятии решения судом не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ вопросы административной ответственности регулируются исключительно законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законами субъектов.
Как установил арбитражный суд, истец привлечен к ответственности на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Указанная статья закона предусматривает ответственность юридических лиц за нарушение срока регистрации в исполнительном органе ФСС РФ в виде штрафа в размере, устанавливаемом Налоговым кодексом Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения и взыскиваемого в порядке, предусмотренном этим кодексом.
Таким образом, КоАП РФ не регулирует спорные правоотношения, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для отказа МРО ФСС РФ в иске по основанию несоответствия заявленных требований КоАП РФ.
В связи с неправильным определением материального закона, подлежащего применению в деле, также необоснован вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания суммы штрафа в пользу фонда. Согласно ст. 20 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" суммы штрафов являются средством формирования доходной части бюджета ФСС РФ.
Тем не менее, несмотря на неправильное применение судом норм материального права, иск удовлетворению не подлежит.
Из установленных судом обстоятельств следует, что ООО "Макситэк" зарегистрировано в МРП 20.07.99.
По состоянию на 1999 г. законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании не предусматривало ответственность за нарушение сроков постановки на учет в качестве страхователя.
Согласно ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Таким образом, наложение штрафа на ООО "Макситэк" на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" является незаконным и у суда отсутствовали правовые основания для его взыскания.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 апреля 2003 г. по делу N А40-8821/03-72-51 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2003 г. N КА-А40/4636-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании