Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2024 г. N 69-КГ24-9-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июля 2024 г. кассационную жалобу Узаковой Надежды Васильевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 г.
по делу N 2-2233/2023 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по иску Узаковой Надежды Васильевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить в данном списке, о признании права на получение субсидии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Узакова Надежда Васильевна 2 мая 2023 г. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - уполномоченный орган) о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить в данном списке, о признании права на получение субсидии.
В обоснование заявленных требований Узакова Н.В. указала, что она как представитель коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (манси) решением уполномоченной организации от 29 марта 2012 г., которой на дату принятия решения являлось открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Югры" (позднее - акционерное общество "Ипотечное агентство Югры", далее - АО "Ипотечное агентство Югры", уполномоченная организация) была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п (далее также - подпрограмма по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), и включена в список граждан на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее также - субсидия, список участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) в составе семьи из четырёх человек (Узакова Н.В., её супруг Узаков У.Д. и их несовершеннолетние дети Узаков Д.У., ... года рождения, Узаков Д.У., ... года рождения).
8 октября 2013 г. семьёй Узаковой Н.В. на основании договора купли-продажи приобретена квартира с использованием средств материнского капитала в долевую собственность каждого члена семьи (Узаковой Н.В., Узакова У.Д. и несовершеннолетних Узакова Д., Узакова Д.) общей площадью 66,4 кв.м, в которой вместе с ними также проживает мать Узакова У.Д. - Узакова И.В., ... года рождения, являющаяся представителем коренного малочисленного народа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - манси.
Уведомлением уполномоченного органа от 3 февраля 2023 г. Узаковой Н.В. было сообщено, что решением уполномоченной организации от 26 июня 2019 г. она исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ввиду утраты нуждаемости в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии, так как обеспеченность каждого члена семьи Узаковой Н.В. с 8 октября 2013 г. общей площадью жилого помещения составляет более 12 кв.м.
По мнению Узаковой Н.В., такое решение уполномоченной организации является незаконным, поскольку при определении нуждаемости Узаковой Н.В. в улучшении жилищных условий уполномоченной организацией не были учтены все члены её семьи, включая дочь Узакову З.У., ... года рождения, и мать Узакова У.Д. - Узакову И.В. С учётом всех членов семьи Узаковой Н.В. (супруг, трое детей, свекровь) на дату исключения её из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (26 июня 2019 г.) обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Узаковой Н.В. составляла менее 12 кв.м (11,06 кв.м), в связи с чем оснований для исключения Узаковой Н.В. из названного списка не имелось.
Узакова Н.В. также обращала внимание на то, что она и члены её семьи (всего шесть человек) до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий, иного жилья, кроме квартиры общей площадью 66,4 кв.м, они не имеют.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на иск, в которых было заявлено о пропуске Узаковой Н.В. срока исковой давности, предусмотренного статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, и содержалась просьба об отказе в удовлетворении исковых требований Узаковой Н.В.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2023 г. исковые требования Узаковой Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Узаковой Н.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 29 марта 2024 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 24 мая 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны по делу, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвёртой статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Узакова Н.В., ... года рождения, является представителем народа манси, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" отнесён к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
С 10 июня 2009 г. Узакова Н.В. состоит в браке с Узаковым У.Д., у супругов трое общих детей - Узаков Д.У., ... года рождения, Узаков Д.У., ... года рождения, Узакова З.У., ... года рождения.
28 марта 2012 г. Узакова Н.В. обратилась в уполномоченную организацию с заявлением о признании её с составом семьи (супруг и двое несовершеннолетних детей - Узаков Д., Узаков Д.) участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п.
Решением уполномоченной организации от 29 марта 2012 г. N 290 Узакова Н.В. была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п, с указанным ею в заявлении от 28 марта 2012 г. составом семьи.
На момент подачи Узаковой Н.В. заявления о признании её участником названной подпрограммы Узакова Н.В. и члены её семьи (супруг и двое несовершеннолетних детей) жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Российской Федерации не имели.
8 октября 2013 г. Узакова Н.В., её супруг Узаков У.Д. и их двое несовершеннолетних детей - Узаков Д., Узаков Д. по договору купли-продажи с использованием средств материнского капитала в долевую собственность каждого (по 1/4 доли в праве) приобрели квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью 66,4 кв.м.
16 апреля 2019 г. Узакова Н.В. обратилась в АО "Ипотечное агентство Югры" с заявлениями о включении в состав семьи дочери - Узаковой З., ... года рождения, и о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2020 году.
Решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. Узакова Н.В. исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, поскольку с 8 октября 2013 г. Узакова Н.В. является собственником жилого помещения общей площадью 66,4 кв.м и обеспеченность каждого члена её семьи общей площадью жилого помещения составляет более 12 кв.м.
Уведомлением Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 февраля 2023 г. Узаковой Н.В. было сообщено, что решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. она исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Узаковой Н.В., суд первой инстанции сослался на положения статей 13, 14 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-ОЗ "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы", положения Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-П, и пришёл к выводу, что у АО "Ипотечное агентство Югры" имелись основания для исключения Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения Узаковой Н.В. и членов её семьи на дату приобретения ими жилого помещения (8 октября 2013 г.) составила 16,6 кв.м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв.м), в связи с чем признал оспариваемое Узаковой Н.В. решение АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. законным и обоснованным.
Доводы Узаковой Н.В. о том, что АО "Ипотечное агентство Югры" при принятии решения об исключении её из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не было принято во внимание рождение ... г. в её семье третьего ребёнка - Узаковой З.У., судом первой инстанции признаны несостоятельными с указанием на то, что утрата Узаковой Н.В. оснований на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения произошла 8 октября 2013 г., то есть до рождения в её семье третьего ребёнка.
Суд первой инстанции также отметил, что Узаковой Н.В. пропущен установленный частью первой статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трёхлетний срок исковой давности при обращении в суд с иском об обжаловании решения АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г., о чем было заявлено стороной ответчика. При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно отчёту об отслеживании почтового отправления обжалуемое решение АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. было вручено Узаковой Н.В. 17 июля 2019 г., соответственно, срок исковой давности истекал 17 июля 2022 г., однако Узаковой Н.В. исковое заявление направлено почтовой связью в суд лишь 2 мая 2023 г., то есть за пределами трёхлетнего срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причём органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашённым статьёй 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвёртого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой"; далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
В пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Частью третьей статьи 26 3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (данный федеральный закон действовал на дату подачи Узаковой Н.В. заявления о признании её участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 28 марта 2012 г.) 1 было предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
------------------------------
1 С 1 января 2023 г. Федеральный закон от 6 октября 1999 г N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в части 3 статьи 48 которого содержатся аналогичные положения о праве органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
------------------------------
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (положения указанного закона далее приведены в редакции, действовавшей на дату подачи Узаковой Н.В. заявления о признании её участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 28 марта 2012 г.; далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз).
Названный закон субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласно его преамбуле направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), жилыми помещениями, создание условий для развития жилищного строительства в автономном округе.
Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилое помещение и жилищное строительство, среди таких условий - использование бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства автономного округа (пункты 2, 6 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз) 2.
К числу полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений относятся разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа и определение порядка предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений (подпункты 1, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз) 3.
Статьёй 4 "Целевые программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения прав граждан на жилые помещения" 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз было предусмотрено, что целевые программы автономного округа направлены на улучшение жилищных условий в том числе граждан из числа коренных малочисленных народов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях данной статьи определялись целевой программой автономного округа и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
------------------------------
2Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2016 г N 60-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" пункт 6 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз заменён пунктом 7 следующего содержания - "обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда автономного округа".
3Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2014 г. N 32-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз слова "целевая программа" заменены словами "государственная программа".
4Статья 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г N 57-оз признана утратившей силу Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 г. N 8-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
------------------------------
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-П была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее также - целевая программа), составной частью которой являлась подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Целевая программа действовала на дату подачи Узаковой Н.В. заявления о признании её участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 28 марта 2012 г.
Согласно паспорту данной целевой программы её целями и задачами являлись: создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, повышение уровня доступности жилья для населения этого автономного округа, реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищной сфере, государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Одно из направлений указанной целевой программы - поддержка семей из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при решении жилищной проблемы для обеспечения стабильных условий жизни этой части населения.
В числе основных мероприятий по реализации целевой программы - подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", которая направлена на осуществление государственной поддержки граждан, отнесённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названной подпрограммой определено, что её участникам предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.
В статье 3 порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п (действовавшего на дату принятия решения о признании Узаковой Н.В. участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 29 марта 2012 г.; далее - Порядок реализации целевой программы), приведены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки, среди которых собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м (подпункт 2.4 пункта 2 статьи 3 Порядка реализации целевой программы). Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могли быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи (пункт 5 статьи 3 Порядка реализации целевой программы).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. N 408-п была утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года". В рамках данной государственной программы продолжались мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 г. участниками подпрограмм, в виде предоставления им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
На дату принятия решения АО "Ипотечное агентство Югры" об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 26 июня 2019 г. правила и условия предоставления субсидии за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой категории граждан были определены Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). 5
------------------------------
5 Документ утратил силу с 1 января 2022 г в связи с изданием постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 г. N 642-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г N 643-п "Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре условий реализации жилищных прав граждан" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
------------------------------
Пунктом 3 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусмотрено, что к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м (абзац пятый пункта 3 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке (абзац девятый пункта 3 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
В целях предоставления субсидии граждане в предшествующем году представляют в уполномоченную организацию заявление о ее предоставлении в планируемом финансовом году (пункт 9 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). Уполномоченная организация из числа граждан, подавших заявления о предоставлении субсидии, а также предоставивших документы по приобретенному жилому помещению с целью получения субсидии, формирует в течение первых пяти рабочих дней список граждан, изъявивших желание получить субсидию в текущем году, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления на получение субсидии и его регистрационного номера. В первую очередь в данный список включаются граждане, предоставившие до 31 декабря предшествующего года документы по приобретенному жилому помещению с целью получения субсидии (пункт 10 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). В случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств. Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами субсидии из средств бюджета автономного округа, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе, запрашиваются уполномоченной организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
В пункте 5 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлены основания для исключения граждан из списка участников мероприятия, перечень которых приведён в подпунктах 1-11 названного пункта. Среди них - утрата оснований, дающих право на получение субсидии (подпункт 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
Из приведённых нормативных положений следует, что в Ханты-Мансийском автономном округе разработаны и утверждены целевые программы, которые реализуются за счёт средств бюджета автономного округа и направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильём отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Среди таких граждан - граждане из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цель улучшения жилищных условий этой категории граждан - обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая в рамках соответствующей целевой программы предоставляется участнику целевой программы однократно. Одно из условий участия граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в такой целевой программе и, соответственно, условий для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения - нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м. В целях определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Для реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и участия в целевой программе граждане представляют в уполномоченную организацию заявление и необходимые документы. Уполномоченная организация формирует список граждан, изъявивших желание получить субсидию. При этом в случае если гражданин не представил сведения о произошедших изменениях, связанных с его жилищными условиями, приведших к их улучшению, уполномоченная организация по собственной инициативе запрашивает эти сведения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.).
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Соответственно, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, формальный подход недопустим.
Для исключения формального подхода при разрешении такого спора необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в числе которых обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением, состав семьи участника такого мероприятия и их обеспеченность жилым помещением по установленным нормам на момент принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, срок, прошедший с момента включения гражданина в состав участников мероприятия, предоставление им необходимых документов в целях получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.
Суды первой и апелляционной инстанций в настоящем деле неправильно применили приведённое правовое регулирование об условиях и порядке предоставления гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, а также об основаниях для исключения граждан из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подошли к разрешению данного спора формально, в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учли всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспеченностью общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Узаковой Н.В., в связи с чем пришли к ошибочному выводу о законности решения уполномоченной организации об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания и надлежащей правовой оценки приводимые Узаковой Н.В. в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе доводы о том, что уполномоченная организация с даты принятия решения о признании Узаковой Н.В. участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (29 марта 2012 г.) по дату принятия решения об исключении её из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (26 июня 2019 г.), то есть более семи лет, не осуществляла проверку документов Узаковой Н.В. (состав семьи, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи). При этом в 2013 году, то есть после приобретения в собственность семьёй Узаковых квартиры общей площадью 66,4 кв.м, решение об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не было принято, и до 2019 года за Узаковой Н.В. уполномоченной организацией признавалось право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении субсидии. С 2013 года семья Узаковой Н.В. состояла из пяти человек (она, супруг, двое несовершеннолетних детей и свекровь, являющаяся представителем коренного малочисленного народа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - манси), а с 2017 - из шести человек с учётом рождения дочери, и на каждого из членов её семьи приходится 11,06 кв.м общей площади жилого помещения, что менее учётной нормы (12 кв.м). Узакова Н.В. и члены её семьи, в состав которой входят представители коренного малочисленного народа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (народ манси), до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий, иного жилья, кроме квартиры общей площадью 66,4 кв.м, они не имеют.
Между тем принятие 26 июня 2019 г. уполномоченной организацией решения об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без проверки нуждаемости её семьи в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии на дату принятия решения и лишение в такой ситуации Узаковой Н.В. и её семьи права на обеспечение жилым помещением путём предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения исходя только из формального критерия обеспеченности в 2013 году семьи Узаковой Н.В. общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 12 кв.м не отвечают целям и задачам государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечения им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и права на достойное существование.
Подобный подход уполномоченной организации к применению норм, регулирующих отношения по предоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан, и подрывает доверие граждан к закону и действиям государства, нарушает общеправовой принцип справедливости, исключающий формальный подход к разрешению социально значимых вопросов. Данный принцип предполагает учёт уполномоченной организацией особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, и препятствует возложению на такого гражданина бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации, позволяя обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов этого гражданина с правами и законными интересами органа государственной власти.
Вследствие неправильного применения норм материального права судами первой и апелляционной инстанций надлежащая правовая оценка таким действиям уполномоченной организации не дана.
Исходя из изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у АО "Ипотечное агентство Югры" имелись основания для исключения Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения Узаковой Н.В. и членов её семьи на дату приобретения ими жилого помещения (8 октября 2013 г.) составила 16,6 кв.м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв.м), равно как и указание на то, что утрата Узаковой Н.В. оснований на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения произошла до рождения в её семье третьего ребёнка, нельзя признать соответствующими правовому регулированию отношений по улучшению жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предназначению меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, предусмотренной для такой категории граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым также обратить внимание на то, что вывод суда первой инстанции о пропуске Узаковой Н.В. трёхлетнего срока исковой давности для обращения в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, об обязании восстановить в данном списке и о признании права на получение субсидии, о применении которого заявлено стороной ответчика, не основан на установленных по делу обстоятельствах.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование этого вывода на отчёт об отслеживании почтового отправления, согласно которому решение АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. об исключении Узаковой Н.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вручено Узаковой Н.В. 17 июля 2019 г., не соответствует содержанию данного отчёта, поскольку таких сведений в этом документе не содержится, в нём отсутствуют и данные о том, какое именно письмо отправитель АО "Ипотечное агентство Югры" направил 26 июня 2019 г. получателю Узаковой Н.В. и какое было вручено адресату 17 июля 2019 г.
Кроме того, делая вывод о пропуске Узаковой Н.В. срока исковой давности, суд первой инстанции не учёл, что Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являясь уполномоченным органом по решению вопросов, связанных с обеспечением жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках соответствующих программ, письменно уведомил Узакову Н.В. о принятом АО "Ипотечное агентство Югры" от 26 июня 2019 г. в отношении её решении об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры лишь 3 февраля 2023 г.
С учётом приведённого вывод суда первой инстанции об исчислении срока исковой давности по требованиям Узаковой Н.В. о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и по производным от этого требованиям с 17 июля 2019 г. (даты, обозначенной в отчёте об отслеживании почтового отправления) и, соответственно, об истечении этого срока 17 июля 2022 г. нельзя признать правомерным. Такой вывод суда первой инстанции противоречит и положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Узаковой Н.В. законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы Узаковой Н.В., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание изложенное и разрешить исковые требования Узаковой Н.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 г. по делу N 2-2233/2023 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2024 г. N 69-КГ24-9-К7
Опубликование:
-