Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2024 г. N 3а-299/2024
Именем Российской Федерации
город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Фазлутдиновой А.А.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Юнусовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Азнакаевскому районному Совету Республики Татарстан о признании не действующим Генерального плана Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 24 августа 2020 года N 368-48, в части включения в границы населенного пункта участков, расположенных на землях лесного фонда,
установил:
решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 24 августа 2020 года N 368-48 утвержден Генеральный план Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района.
Данное решение опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, а также вместе с Генеральным планом Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района обнародованы на официальном сайте Азнакаевского муниципального района http://aznakaevo.tatarstan.ru, размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Генерального плана Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района не действующим в части включения участков, расположенных на землях лесного фонда, в границы населенного пункта - деревни Тархан в выделе 5 квартала 135 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан, площадь пересечения составляет 0,3871 га.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на установление оспариваемым нормативным правовым актом границ деревни Тархан, входящей в Ильбяковское сельское поселение, в которые включен вышеуказанный лесной участок.
По мнению административного истца, спорный лесной участок отнесен к категории земель населенных пунктов, однако такой перевод земель осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана Ильбяковского сельского поселения не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления Азнакаевского муниципального района распоряжаются названным лесным участком по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.
В судебном заседании представители административного ответчика Сабирзянов Н.Г., Шарафутдинова С.Ф. административный иск не признали.
Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1).
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, среди которых утверждение генеральных планов поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Азнакаевском муниципальном районе является Совет района.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана муниципального образования Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок в выделе 5 квартала 135 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан, целевое назначение которых - защитные леса, леса расположенные в водоохранных зонах, относится к землям лесного фонда, входит в состав лесного участка с кадастровым номером 16:02:000000:2107 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан, принадлежащего Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ныне Единый государственный реестр недвижимости), о чем уполномоченному лицу выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
В ходе мероприятий, осуществленных Казанским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", установлено частичное наложение границ населенного пункта - деревня Тархан Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района и границы, находящегося в федеральной собственности земельного участка из состава земель лесного фонда Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на согласование в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекта генерального плана поселения, в соответствии с пунктом 5.3.48.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок. Положения данного документа приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
Срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и в соответствии со статьями 21 и 25 Кодекса не может превышать трех месяцев (пункт 1.5).
Результаты согласования проекта документа территориального планирования оформляются в виде заключения (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка указанные заключения на проект документа территориального планирования (далее - заключение) направляются почтовым отправлением и в электронной форме в орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, и размещаются в ФГИС ТП в трехдневный срок. Заключение может содержать положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений. В случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса, для проекта генерального плана, проекта внесения изменений в генеральный план (пункт 2.1).
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Исходя из указанных выше нормативных положений, Министерство экономического развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект Генерального плана муниципального образования "Ильбяковское сельское поселение" на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы населенных пунктов, находящихся в составе муниципального образования "Ильбяковское сельское поселение", при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Административным ответчиком не представлены суду доказательства направления органами местного самоуправления муниципального образования "Азнакаевский муниципальный район" в Министерство экономического развития Российской Федерации проекта данного документа территориального планирования.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана Ильбяковского сельского поселения представляться на утверждение Совета муниципального образования "Азнакаевский муниципальный район" и утверждаться им не мог.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об отсутствии обязанности по согласованию проекта генерального плана с уполномоченным органом. При этом суд отмечает, что положительное заключение Кабинета Министров Республики Татарстан на генеральный план сельского поселения не может подменить сводное заключение Министерство экономического развития Российской Федерации на такой документ градостроительного планирования.
По результатам выполненных Федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" картометрическим методом работ по совмещению материалов лесоустройства с границей деревни Тархан, входящей в Ильбяковское сельское поселение, установлено включение земель лесного фонда в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство подтверждается заключением N 9 Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" о пересечении (наложении) земельных участков с землями лесного фонда с графическим отображением местности и параметров наложений границ населенного пункта на земли лесного фонда, планшетом и таксационным описанием Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан.
Отсутствие положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана Ильбяковского сельского поселения.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Ильбяковского сельского поселения Азнакаевского муниципального района, утвержденный решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 24 августа 2020 года N 368-48, в части включения участков, расположенных на землях лесного фонда,
в границы населенного пункта - деревни Тархан в выделе 5 квартала 135 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном сайте Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан https://aznakayevo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил исковое заявление о признании недействующим Генерального плана Ильбяковского сельского поселения в части включения участков лесного фонда в границы населенного пункта, установив, что проект плана не был согласован с уполномоченным федеральным органом, что нарушает законодательство о градостроительной деятельности и земельном праве.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2024 г. N 3а-299/2024
Опубликование:
-