Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2024 г. N 22-АД24-3-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В. и дополнения к нему на вступившие в законную силу постановление судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 июня 2022 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Узбекистан Сидикбаева Жавохира Абдурашит угли (далее - Сидикбаев Ж.А.у.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 июня 2022 года Сидикбаев Ж.А.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2023 года указанное постановление судьи районного суда изменено, действия Сидикбаева Ж.А.у. переквалифицированы с части 1.1 статьи 18.8 на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части названный судебный акт оставлен без изменения.
В протесте, принесенным в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Ткачев И.В. просит об отмене указанных выше судебных актов и прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сидикбаев Ж.А.у., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении данного протеста, в установленный срок возражения на него не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов протеста и дополнений к нему позволяет прийти к следующим выводам.
Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 2 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ"
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 08 июня 2022 года в 19 часов 55 минут инспектором ОВМ ОМВД России по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания выявлен гражданин Республики Узбекистан Сидикбаев Ж.А.у., въехавший на территорию Российской Федерации 17 мая 2021 года.
Вместе с тем Сидикбаев Ж.А.у. ранее имел установочные данные - Хайдаров Ж.А.у. (изменена фамилия) и в отношении него 17 февраля 2020 года Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия-Алания на основании пункта 11 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 07 сентября 2024 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 11 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ"
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сидикбаева Ж.А.у. к административной ответственности.
Однако принятые по делу акты законными признать нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сидикбаева Ж.А.у. к административной ответственности) установлено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с частью 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Как следует из представленных с рассматриваемым протестом материалов, постановлением врид дознавателя отделения дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Смоленской области от 12 августа 2022 года в отношении гражданина Республики Узбекистан Сидикбаева Ж.А.у. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанному постановлению Сидикбаев Ж.А.у. ранее имел установочные данные - Хайдаров Ж.А.у., 17 февраля 2020 года в отношении него Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия-Алания принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 07 сентября 2024 года.
04 июля 2020 года на основании постановления судьи Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 марта 2020 года Хайдаров Ж.А.у. принудительно выдворен с территории Российской Федерации.
Хайдаров Ж.А.у., находясь на территории Республики Узбекистан, с целью незаконного въезда на территорию Российской Федерации сменил фамилию на "Сидикбаев" и получил паспорт гражданина Республики Узбекистан на данную фамилию.
14 мая 2021 года Сидикбаев Ж.А.у. прибыл в международный аэропорт "Шереметьево" г. Москвы, где выявлен как лицо, которому въезд в Российскую Федерацию неразрешен. Сотрудниками пограничных органов ему разъяснены правовые последствия нарушения неразрешения въезда в Российскую Федерацию, после чего он возвращен в Республику Узбекистан.
17 мая 2021 года, заведомо зная о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, Сидикбаев Ж.А.у. авиасообщением прибыл в г. Минск Республики Беларусь, где нашел такси для следования до Государственной границы Российской Федерации. Далее в пешем порядке незаконно пересек Государственную границу Российской Федерации из Республики Беларусь и проследовал вглубь территории Российской Федерации.
Заместителем прокурора Смоленской области и начальником Пограничного управления ФСБ России по Смоленской области утвержден обвинительный акт по обвинению Сидикбаева Ж.А.у. в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при квалификации действий Сидикбаева Ж.А.у. по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В нарушение вышеприведенных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями, рассматривающими настоящее дело, меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела не приняты, наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом не выяснено.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 июня 2022 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2023 года, вынесенные в отношении Сидикбаева Ж.А.у. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В. удовлетворить.
Постановление судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 июня 2022 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Узбекистан Сидикбаева Жавохира Абдурашит угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2024 г. N 22-АД24-3-К5
Опубликование:
-