Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 13 августа 2024 г. N 636
Порядок
оказания услуг ранней помощи детям и их семьям в Амурской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок оказания ранней помощи детям и их семьям в Амурской области.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1) ранняя помощь детям и их семьям (далее - ранняя помощь) - комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации (далее - ЕЖС), формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц (далее - потребители услуг ранней помощи);
2) дети целевой группы - дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности, дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
3) поставщик услуг ранней помощи - государственная организация (учреждение) системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи;
4) междисциплинарный консилиум - это скоординированная команда специалистов разной ведомственной направленности, объединенная общими целями и реализующая сопровождение детей целевой группы.
1.3. Целями ранней помощи являются:
1) улучшение функционирования ребенка в ЕЖС;
2) повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
3) повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
4) включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
1.4. Услуги ранней помощи должны предоставляться при соблюдении следующих принципов:
1) бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей);
2) доступности (услуги ранней помощи доступны для потребителей услуг ранней помощи);
3) регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП) предоставляются потребителям услуг ранней помощи на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
4) открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для потребителей услуг ранней помощи);
5) семейно-центрированности (специалисты организации - поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и реализацию ИПРП, а также в оценку ее эффективности);
6) индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
7) функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);
8) естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в ЕЖС);
9) этичности (услуги ранней помощи предоставляются потребителям услуг ранней помощи в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
10) командной работы (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарным консилиумом);
11) компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
12) научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).
1.5. Дети при получении услуг ранней помощи имеют право на:
1) получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;
2) получение услуг ранней помощи в тех ЕЖС, в которых ребенок находится;
3) получение услуг ранней помощи ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере;
4) получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
5) обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности.
1.6. Родители (законные представители) детей при получении услуг ранней помощи имеют право на:
1) получение информации о перечне услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;
2) отказ от оценочных процедур, составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;
3) получение услуг ранней помощи в уважительной и отзывчивой манере;
4) своевременное прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 8 рабочих дней со дня заключения договора об оказании услуг ранней помощи (далее - договор);
5) получение услуг ранней помощи в соответствии с ИПРП без взимания платы;
6) участие в оценочных процедурах, составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в промежуточной (не реже чем 1 раз в 3 - 4 месяца) и итоговой оценке эффективности ИПРП;
7) получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;
8) своевременное получение предварительного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки ее эффективности;
9) строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;
10) ознакомление с рабочей документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи, с результатами проведения оценочных процедур, ИПРП, протоколами приемов;
11) обращение к администрации поставщика услуг ранней помощи с целью разрешения конфликтных ситуаций.
1.7. Выявление детей целевой группы осуществляется медицинскими организациями, организациями социального обслуживания населения, образовательными организациями, органами опеки и попечительства, негосударственными организациями.
1.8. Поставщики услуг ранней помощи размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет реестр поставщиков услуг ранней помощи в Амурской области, утвержденный совместным приказом министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства образования и науки Амурской области и министерства здравоохранения Амурской области.
1.9. Перечень должностей специалистов поставщика услуг ранней помощи, участвующих в оказании услуг ранней помощи, утверждается поставщиком услуг ранней помощи в соответствии с примерным перечнем должностей, участвующих в оказании услуг ранней помощи, приведенным в приложении N 1 к настоящему Порядку.
1.10. Поставщики услуг ранней помощи предоставляют услуги ранней помощи в соответствии со стандартом предоставления услуг ранней помощи, утвержденным постановлением Правительства Амурской области.
1.11. Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах:
1) на дому;
2) при посещении потребителями услуг ранней помощи поставщиков услуги ранней помощи;
3) в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с привлечением поставщиков услуги ранней помощи;
4) в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
5) в очной или дистанционной формах;
6) индивидуально;
7) с семьей;
8) в группе.
1.12. Услуги ранней помощи могут быть оказаны одновременно специалистами разного профиля и разных ведомств при работе в группе или с семьей (в порядке взаимодополнения).
1.13. Состав междисциплинарного консилиума, полномочия и регламент работы определяются локальным актом поставщика услуги ранней помощи.
2. Требования к порядку оказания услуг ранней помощи
2.1. Порядок оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи и включать следующие этапы:
1) обработка первичного обращения родителей (законных представителей) к поставщику услуг ранней помощи (за исключением оказания услуг ранней помощи воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
2) заключение договора;
3) первичный прием - определение нуждаемости в услугах ранней помощи, протокол первичного приема;
4) в случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - предоставление разовой консультации по развитию ребенка;
5) в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи:
а) разработка ИПРП;
б) реализация ИПРП;
в) промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
г) пролонгация или завершение реализации ИПРП;
д) содействие переходу ребенка в образовательную организацию;
е) итоговая оценка реализации ИПРП.
2.2. Этап обработки первичного обращения родителей (законных представителей) к поставщику услуг ранней помощи должен включать:
1) регистрацию обращения;
2) информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;
3) информирование о правах получателей услуг ранней помощи (по запросу);
4) прием документов, заключение договора;
5) запись на первичный прием.
2.3. Заключение договора осуществляется в день первичного обращения родителей (законных представителей) к поставщику услуг ранней помощи с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:
1) документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
2) документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (уполномоченный сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития, действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией-опекуном);
3) свидетельство о рождении ребенка;
4) выписка из истории развития ребенка (форма 112/у);
5) копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
2.4. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи должно осуществляться на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема.
Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи осуществляется в соответствии с критериями нуждаемости в получении услуг ранней помощи, приведенными в приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.5. Первичный прием заключается в проведении оценочных процедур специалистами поставщика услуг ранней помощи в течение 3 рабочих дней со дня первичного обращения родителей (законных представителей).
Первичный прием должен включать в себя проведение следующих процедур:
1) оценка функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела "активность и участие" международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), в контексте влияния факторов окружающей среды, которая оформляется протоколом первичного приема в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку;
2) сбор и изучение анамнеза;
3) сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
4) анализ медицинской документации (при наличии);
5) анализ индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
2.6. Оценочные процедуры на первичном приеме проводятся в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей (законных представителей).
2.7. Результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме, на котором утверждается заключение о соответствии или несоответствии состояния ребенка критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи, приведенным в приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.8. Разработка ИПРП осуществляется специалистом, назначенным междисциплинарным консилиумом ответственным за разработку и сопровождение ИПРП для ребенка, а также являющимся для семьи основным контактным лицом, на основе протокола первичного приема и заключения междисциплинарного консилиума в течение 8 рабочих дней со дня заключения договора.
2.9. ИПРП составляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку на срок не менее 6 месяцев и не более 12 месяцев, пересматривается не реже 1 раза в 3 месяца и может быть пролонгирована при отсутствии у ребенка устойчивой декомпенсации функции(й) организма, препятствующей(их) получению услуг ранней помощи.
2.10. Услуги ранней помощи потребителям услуг ранней помощи предоставляются без разработки ИПРП в случае наличия у ребенка устойчивой декомпенсации функции(й) организма, препятствующей(их) получению услуг ранней помощи.
2.11. ИПРП пролонгируется в случае, если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности, получавший до 3 лет услуги ранней помощи в рамках ИПРП, по решению междисциплинарного консилиума недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет противопоказаний для получения услуг ранней помощи.
2.12. Реализация ИПРП завершается в следующих случаях:
1) отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;
2) потребители услуг ранней помощи больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;
3) ребенок поступил в дошкольное образовательное учреждение и успешно осваивает образовательную программу;
4) ребенок достиг возраста 3 лет и необходимость в пролонгации ИПРП отсутствует;
5) ребенок достиг возраста 7 лет (в случае пролонгации ИПРП после 3 лет).
2.13. Специалисты поставщика услуг ранней помощи должны оказывать содействие переходу ребенка в образовательную организацию, в том числе:
1) помогать семье в сборе и оценке информации, необходимой для принятия решения о выборе образовательной организации;
2) консультировать специалистов образовательной организации, принимающей ребенка (по их запросу);
3) предоставлять семье услуги пролонгированного консультирования в период адаптации ребенка в образовательной организации сроком до 6 месяцев (по запросу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.