Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19 июля 2024 г. N 07-03-02/18455
Юридическим управлением совместно с другими структурными подразделениями Росфинмониторинга в связи с письмом от 10.06.2024 N 02-05/667 рассмотрены дополнительные вопросы 1-3 для обсуждения и вопросы 20 и 21, ранее поступившие от кредитных организаций - членов Ассоциации "Россия" письмом Ассоциации "Россия" от 09.02.2024 N 02-05/126 (далее - базовые вопросы).
По дополнительному вопросу N 1 и базовому вопросу N 21.1.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) под блокированием (замораживанием) денежных средств понимается адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень).
Выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом.
В этой связи с учетом требований абзаца первого подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если клиентом, в том числе являющимся, например, доверительным управляющим, в рамках соответствующего договора осуществляется операция с денежными средствами, принадлежащими выгодоприобретателю, включенному в перечень, у банка возникает обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) таких денежных средств.
В свою очередь, если из условий соответствующего договора следует, что клиент банка действует к выгоде лица, включенного в перечень, но при этом денежные средства, с которыми клиентом совершается операция, не принадлежат данному лицу, то в названной ситуации обязанность по замораживанию (блокированию) таких средств у банка не возникает. В данной ситуации рекомендуем кредитной организации реализовывать предоставленное ей право, предусмотренное пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по приостановлению операции лица, являющегося ее клиентом, и возможно находящегося под контролем лица, включенного в перечень, либо совершающего операции по указанию лица, включенного в перечень.
По дополнительному вопросу N 2.
С учетом ответа на дополнительный вопрос N 1 исходим из того, что в большинстве случаев денежные средства по операции, совершенной клиентом банка к выгоде третьего лица, включенного в перечень, будут подлежать замораживанию (блокированию), а сама такая операция не будет проведена. В этой связи говорить о представлении в уполномоченный орган сведений по подлежащей обязательному контролю операции некорректно.
Применительно к тем вышеописанным ситуациям, в которых механизм замораживания (блокирования) может не сработать отмечаем, что с учетом ответа на дополнительный вопрос N 1 информация в уполномоченный орган будет направляться не в рамках обязательного контроля, а рамках исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
По дополнительному вопросу N 3.
С учетом ответа на вопросы 1 и 2 вопрос N 3 не актуален.
По базовому вопросу N 20.
Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества осуществляется в случае полного совпадения имеющихся у кредитной организации сведений с информацией, содержащейся в перечне. При неполном совпадении вышеуказанных сведений организация вправе отнести операцию такого клиента к подозрительным и направить сведения о ней в уполномоченный орган.
Вместе с тем для целей надлежащего исполнения требований пункта 6 статьи 7 и пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, правилами внутреннего контроля организации может быть предусмотрено право запросить у клиента дополнительные документы и информацию.
Также, учитывая разные рабочие моменты, связанные, в том числе с возможными сменой лицом паспорта или наличия неактуальных сведений в перечне, полагаем, что в таких ситуациях должно осуществляться рабочее взаимодействие с соответствующим профильным подразделением Росфинмониторинга.
По базовому вопросу N 21.2.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица или юридического лица, указанных в данной норме, не подлежат приостановлению.
В этой связи в случае зачисления денежных средств на счет клиента банка (по операции, совершенной к выгоде третьего лица, включенного в перечень) банк:
а) должен применить меры по замораживанию (блокированию) таких денежных средств (при условии, что денежные средства принадлежат выгодоприобретателю);
б) при условии, что денежные средства не принадлежат выгодоприобретателю может:
- направить в уполномоченный орган СПО (пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);
- отказать в поведении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Начальник |
О.Н. Тисен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росфинмониторинг рассмотрел ряд вопросов, касающихся замораживания денежных средств и приостановления операций. В частности, отмечено следующее.
Под блокированием (замораживанием) денежных средств понимается запрет совершать операции со средствами, принадлежащими субъектам, включенным в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.
Если клиентом, в т. ч. являющимся доверительным управляющим, совершается операция с денежными средствами, принадлежащими выгодоприобретателю, включенному в перечень, то банк обязан заблокировать такие средства.
Однако если клиент банка действует к выгоде лица, включенного в перечень, но при этом денежные средства, с которыми совершается операция, не принадлежат данному лицу, то кредитной организации рекомендуется приостанавливать операцию лица, являющегося ее клиентом, и возможно находящегося под контролем субъекта, включенного в перечень, либо совершающего операции по указанию этого субъекта.
Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19 июля 2024 г. N 07-03-02/18455
Опубликование:
-