Решение Самарского областного суда от 25 июня 2024 г. N 3а-1381/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1381/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "М." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности Д.О.Н., установил:
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2022 год под пунктом 22411, в Перечень на 2023 год - под пунктом 22070.
Общество с ограниченной ответственностью "М.", являвшееся ранее собственником нежилого здания с кадастровым номером N, обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения просило признать недействующими со дня принятия Перечень на 2022 год, Перечень, на 2023 год в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, которое образовано из нежилого здания с кадастровым номером N, и одни и тот же объект недвижимости дважды включен в Перечни на 2022-2023 годы. Включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца Д.О.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и пояснила, что 14.02.2001 года ООО "М." приобрело в собственность нежилое здание литер Ф (бытовой корпус) площадью 1231,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый (условный) номер объекта: N. В последующем здание было реконструировано, его площадь увеличилась до 1626,8 кв. В связи с тем, что при проведении реконструкции не были получены соответствующие разрешения, ООО "М." обращалось в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права собственности на нежилое здание. Заявленные требования были удовлетворены, объекту недвижимости присвоен кадастровый номер N. В связи с реформой кадастрового учета объектов капитального строительства в 2012 году кадастровая палата присвоила кадастровый номер каждому зданию: N и N. Стечение вышеизложенных обстоятельств привело к дублированию сведений об объекте недвижимости в ЕГРН. В результате в Перечни включено два объекта. Снятие здания с кадастровым номером N с кадастрового учета произведено после того, как общество узнало о включении нежилого здания в Перечни на 2022-2023 годы. Включение в Перечни объекта с кадастровым номером N создает дополнительную налоговую нагрузку и противоречит принципу однократности налогобложения. Включение в Перечни объекта с кадастровым номером N административный истец не оспаривает
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости включен в Перечни в связи с его наименованием "нежилое здание Литера Ф (бытовой корпус)".
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что с 27.02.2001 года обществу с ограниченной ответственностью "М." на праве собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1231,1 кв. м. назначение - нежилое, наименование - нежилое здание Литера Ф (бытовой корпус), расположенное по адресу: <адрес> (основание: договор купли-продажи, заключенный 14.02.2001 года между ЗАО "З." и ООО "М.").
Распоряжением Администрации Советского района г. Самары N 321-1 от 08.04.2004 года нежилому зданию (бытовому корпусу) литера Ф общества с ограниченной ответственностью "М." присвоен адрес: <адрес>.
По сообщению ППК Роскадастр по Самарской области сведения о нежилом здании с кадастровым номером N внесены в ЕГРН в результате проведения работ в рамках исполнения Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", на основании сведений единого государственного реестра прав.
В дальнейшем по заявлению ООО "М." из вышеуказанного объекта недвижимости было образовано здание с кадастровым номером N площадью 1624,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, (основание - решение Арбитражного суда от 02.11.2010 года).
Сведения о здании с кадастровым номером N являются архивными в связи с тем, что нежилое здание с кадастровым номером N снято с кадастрового учета 30.01.2023 года.
Здание кадастровым номером N, образованное из нежилого здания с кадастровым номером N, включено в Перечень на 2022 год под пунктом 22498, в Перечень на 2023 год под пунктом 22067.
По техническому паспорту, выполненному ФГУП "Р." по состоянию на 15.10.2000 года, в здании площадью 1231,1 кв. расположены лестницы, коридоры, кладовые, венткамеры, кабинеты, комнаты отдыха, раздевалки, санузлы, душевые, подсобные помещения.
По техническому паспорту здания, выполненному Самарским филиалом ФГУП "Р." по состоянию на 30.03.2015 года, после реконструкции в здании на площади 1630,2 кв. м размещены лестничные клетки, коридоры, кабинеты, электрощитовая, серверная, склады, подсобные, санузлы, касса, балконы.
Мероприятия по определению фактического использования здания административным ответчиком не проводились.
Принимая во внимание, что один и тот же объект включен в Перечни на 2022-2023 годы дважды, что создало дополнительную налоговую нагрузку на административного истца, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания кадастровым номером N в Перечни на 2022-2023 не соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "М." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 22411 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 22070 нежилого здания с кадастровым номером N
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "М." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными перечни объектов недвижимости, включающие одно и то же здание, что создало дополнительную налоговую нагрузку на собственника. Суд установил, что включение объекта в перечни на 2022 и 2023 годы нарушает права истца, так как одно и то же имущество было учтено дважды.
Решение Самарского областного суда от 25 июня 2024 г. N 3а-1381/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании