Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 июля 2003 г. N КА-А40/4844-03
ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения МИМНС РФ по ЦФО от 04.09.02 N 40-1-11/18.
Решением суда от 14.01.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.03, требования заявителя по п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 7.1 (частично) удовлетворены на основании ст. 37 Земельного Кодекса РФ; Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552; ч. 5 ст. 200 АПК РФ; в удовлетворении требований по п.п. 1.1, 2.5, 4.1, 7.1 (частично), 8 решения отказано на основании ФЗ "О бухгалтерском учете"; п.п. 16 п. З, п.п. 14 п. 2, п. 6 ст. 149 НК РФ; ст. 12 Закона РФ "О плате за землю"; ст. 1 ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", п. 1 ст. 39 НК РФ.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе заявителя, в которой ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований отменить, ссылаясь на отсутствие полного перехода права пользования земельным участком под взлетно-посадочной полосой и возведенными ЗАО "Авиасалон" строениями, в связи с чем положения ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" неприменимы; на правомерное заявление льготы на основании п.п. 16 п. З ст. 149 НК РФ; неисследованность судом представленных налоговому органу и в материалы дела первичных бухгалтерских документов, подтверждающих наличие отрицательных курсовых разниц; на то обстоятельство, что расчет размера отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, произведенный Институтом, соответствует п. 12 Инструкции ГНС РФ от 31.12.96 N 44, ст. 39 НК РФ; заявитель также сослался на распоряжение ФАС РФ от 29.07.98 N 20-р и наличие временных разрешений Регионального управления Центральных районов ФАС РФ от 01.02.99 NN 7, 19, 23, 34, 48, 65 на осуществление аэропортовой деятельности, предусматривающей, в том числе, и хранение авиа ГСМ.
Налоговый орган отзыв не представил; представитель МИМНС РФ по ЦФО с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в обжалуемой части на основании ч.ч. 1, 3 ст. 286, п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 288 АПК РФ, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а также допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения (постановления).
В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" Институт полностью освобожден от уплаты земельного налога, как государственный научный центр, что не оспаривается налоговым органом и нашло отражение в п. 2.6.1 акта выездной налоговой проверки N 40-1-1-15/7 от 27.06.02.
В указанном пункте акта также отражено, что согласно учредительному договору от 17.06.96 об образовании ЗАО "Авиасалон" ФГУП "ЛИИ им. М.М.Громова" в уставный капитал ЗАО "Авиасалон" внесен блок шале общей площадью 600 кв.м и право пользования имуществом - взлетно-посадочной полосой с бетонным покрытием площадью 51954 кв.м на сумму 54,9 млн. руб. Эти же обстоятельства установлены решением суда.
Таким образом право пользования на земельные участки под самостоятельно возведенными ЗАО "Авиасалон" строениями на территории Института в рамках утвержденных планов мероприятий по подготовке и проведению Международных авиакосмических салонов, ФГУП "ЛИИ им М.М.Громова" в установленном порядке не передавалось, в связи с чем к земельным участкам под возведенными ЗАО "Авиасалон" строениями неприменимо положение ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" об уплате земельного налога при передаче земельных участков в аренду (пользование).
Также неприменимо данное положение Закона и к земельному участку под взлетно-посадочной полосой, находящейся на балансе Института.
Как следует из материалов дела, право пользования ЗАО "Авиасалон" взлетно-посадочной полосой реализуется только в период проведения Международного авиакосмического салона, который в периоде проверки (2001 г.) проходил с 14.08.2001 по 19.08.2001 г. (Распоряжение Правительства РФ от 14.07.01 N 938-р).
При этом ЛИИ, как владелец имущества, продолжал пользоваться взлетно-посадочной полосой; данное обстоятельство МИМНС не опровергнуто.
Таким образом, судом необоснованно сделан вывод о том, что заявителем передано право пользования земельным участком под взлетно-посадочной полосой и применены положения ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", предусматривающие последствия такой передачи.
С учетом изложенного, решение налогового органа по п. 7.1 подлежит признанию недействительным.
Обосновывая неправомерность применения Институтом льготы по НДС по договорам на теоретическую и практическую подготовку летчиков, суд указал, что предмет договоров не позволяет отнести их к договорам на выполнение научно-исследовательских работ.
Суд установил, что подготовка летчиков, как это указано в разделе 1 договоров, осуществляется по программе Школы летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, которая является структурным подразделением Института.
Судом также установлено, что согласно Положению о школе летчиков-испытателей одной из задач школы является проведение исследований по разработке научно-обоснованных методов.
Как следует из предмета заключенных договоров и программ летной подготовки (т. 5, л.д. 36-98) при оказании услуг (выполнении работ) по подготовке летчиков проводилась отработка режимов, необходимых для проведения научно-исследовательских работ с целью определения характеристик самолета.
Согласно письму МНС РФ от 16.08.02 N 03-09/2064/27-АБ116 в спорных случаях решение вопроса о налогообложении НДС научно-исследовательских работ возможно после получения заключения Минпромнауки России или других компетентных органов. Минпромнауки России, также как и Росавиакосмос (письма NN ВФ-174/41-258 от 24.03.03; ВВ-21-2327 от 19.03.03 - т. 7, л.д. 154-157) на основе анализа спорных договоров, пришли к заключению, что выполненные работы (оказанные услуги) относятся к научно-исследовательским работам.
При изложенных обстоятельствах суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям п.п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ и без достаточных оснований сослался на положения п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку льгота по п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ Институтом не заявлялась.
Таким образом, п. 4.1 решения подлежит признанию недействительным.
Вывод суда о неправомерном включении в состав внереализационных расходов сумм, переданных согласно авизо от ССП "Полет", (п. 2.5 решения) сделан без исследования имеющихся в материалах дела первичных бухгалтерских документов (расшифровки курсовых разниц по извещениям N 4 от 30.10.2000, N 17 от 24.07.2001, т. 3 л.д. 95, балансов ССП "Полет", т. 3, л.д., 99-114, мемориальных ордеров на л.д. 96, 97 т. 3).
В извещениях NN 4, 17 имеется подпись главного бухгалтера. В извещениях также указано содержание операции - курсовые разницы за II и III кв. 2000 г., 1 полугодие 2001 г. Несостоятельно утверждение суда о непроизводственном характере понесенных затрат, поскольку спорные суммы отнесены на внереализационные расходы в связи с финансово-хозяйственной деятельностью структурного подразделения Института - санатория-профилактория "Полет".
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все представленные первичные бухгалтерские документы и сделать вывод о наличии (отсутствии) курсовых разниц с учетом положений ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 10.01.2000 N 2н.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с п.п. З, 12 Инструкции ГНС РФ N 44 от 31.12.96 "О порядке начисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" налогооблагаемой базой по отчислениям является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, а сумма отчислений определяется исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации.
При рассмотрении данного вопроса в мотивировочной части судебных актов содержится противоречие.
Суд пришел к выводу на основании ст. 39 НК РФ о том, что передача добытой подземной воды структурным подразделением Института не может признаваться реализацией, и, одновременно, указал, что Инспекция правильно определила для целей налогообложения цену реализации структурным подразделениям исходя из цены реализации сторонним организациям.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить противоречивость судебных актов и рассмотреть вопрос о правомерности действий налогового органа с учетом ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", Закона РФ "О недрах", Инструкции ГНС РФ N 44 от 31.12.96, ст. 39 НК РФ, п. 7 ст. 3 НК РФ.
В мотивировочной части судебных актов нашел отражение вывод суда об осуществлении Институтом деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки за период с 01.10.2000 по 30.10.2001 без наличия соответствующей лицензии в противоречии со ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако, резолютивная часть решения в нарушение требований ч. 5 ст. 170 АПК РФ не содержит вывод об отказе в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Судом не дана оценка доводам налогоплательщика о наличии временных разрешений Регионального управления Центральных районов ФАС РФ NN 7, 19, 23, 34, 48, 65, выданных во исполнение Распоряжения ФАС РФ от 29.02.98 N 20-р; указанные документы отсутствуют в материалах дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать и дать оценку вышеупомянутым документам и установить, освобождает ли их наличие от необходимости получения соответствующей лицензии.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 14.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.04.03 по делу А40-41218/02-99-283 Арбитражного суда г. Москвы в части отказа в удовлетворении требований ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова" отменить.
Признать недействительным решение МИМНС РФ по ЦФО от 04.09.02 N 40-1-11/18 в части доначисления соответствующих налогов, пени и налоговых санкций в связи с выводами о:
- неуплате налога на землю под взлетно-посадочной полосой и возведенными ЗАО "Авиасалон" строениями, как не соответствующее Закону РФ "О плате за землю";
- неправомерном применении льготы по НДС, как не соответствующее Налоговому Кодексу РФ.
В отношении выводов о неправомерном включении в состав внереализационных расходов сумм, переданных согласно авизо от ССП "Полет" (п. 2.5 решения); неполной уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (п. 8 решения); о необходимости наличия лицензии на деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
Возвратить ФГУП "ЛИИ им. М.М.Громова" госпошлину в сумме 500 руб. из бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2003 г. N КА-А40/4844-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании