Президиум РАН, заслушав и обсудив доклад директора федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Африки Российской академии наук члена-корреспондента РАН Абрамовой И.О. "Африканская повестка в стратегии развития России", содоклады: академика РАН Васильева A.M. "Возможные препятствия для России в выстраивании отношений с Африканским континентом в современных условиях и пути их преодоления", академика РАН Дгебуадзе Ю.Ю. и члена-корреспондента РАН Найденко С.В. "Российские биологические исследования в Африке", доктора технических наук Разумного Ю.Н. (Инженерная академия федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы") "Россия - Африка: научно-техническое сотрудничество в области космоса и подготовки кадров", члена-корреспондента РАН Лутовинова А.А. "Совместные проекты России и ЮАР в космической сфере и их значение для каждой из сторон", выступления: заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Могилевского К.И., и.о. директора Департамента Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации Башкина А.Г., депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителя председателя Экспертного совета по развитию и поддержке всестороннего партнерства со странами Африки, члена Научного совета Секции экономики, земельных отношений и социального развития села Отделения сельскохозяйственных наук РАН доктора экономических наук Новичкова Н.В., члена Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (PСПП), председателя Подкомиссии по логистике Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре Северилова А.В., отмечает необходимость активизации отношений с африканскими государствами на всех уровнях, включая взаимодействие в научно-технологической и образовательной сферах, с учетом реализации обновленной стратегии развития Российской Федерации до 2030 года, расширения участия африканских государств в формате БРИКС и переформатирования всей системы международных отношений в условиях формирования нового миропорядка.
Сдвиги в мировой экономике и политике изменили глобальный экономический ландшафт и повысили интерес к Африканскому континенту, который превращается из объекта в субъект международных отношений. Африканские страны уже более не разрозненный набор полусотни слабых и бедных политических единиц, вынужденных в целом идти в фарватере все еще решающего доминирования бывших метрополий. За годы независимости в них сложились современные национальные хозяйственные комплексы, пусть и разной степени сложности, эффективности и самодостаточности, а человеческий капитал претерпел невиданную эволюцию в сторону качественного и количественного роста. Причем в отличие от времен политической деколонизации пятидесятых-семидесятых годов прошлого века главные стимулы к переменам лежат в сложном синергетическом комплексе новых качеств современной африканской государственности в области экономики, вызревания суверенных наций и консолидации ресурсов, доступных для поступательного движения вперед.
После открытого вызова, который бросила Россия США и их союзникам на Украине, африканцы осознали, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета и освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Сегодня богатейший по своим возможностям континент все еще остается беднейшим по уровню жизни населения, поскольку Запад продолжает беззастенчиво грабить его природные и человеческие ресурсы.
Господство доллара, применение механизма санкций, консервирование технологической зависимости от Запада, разрушение национальной идентичности через навязывание народам античеловеческой извращенной системы ценностей, абсолютное доминирование в информационном пространстве, благодаря которому формируются ложные представления о событиях, которые происходят в современном мире, прямой подкуп и переформатирование национальных элит - вот инструменты нового колониализма. Эти инструменты применяются сегодня не только к Африке, но и к России, и к большинству государств мира. И именно Россия бросила реальный вызов "порядку, основанному на правилах", предлагая африканцам не колониальную, а взаимовыгодную формулу партнерства суверенных государств без навязывания своей системы ценностей, базирующуюся на принципе "Африканским проблемам - африканское решение".
Сегодня у России, как и у Африки, есть свои безусловные преимущества при формировании нового миропорядка. И это наглядно продемонстрировал второй Саммит и Экономический и Гуманитарный форум Россия-Африка, который состоялся в Санкт-Петербурге в июле 2023 года. И Россия, и Африка вместе располагают, по меньшей мере, 60% мировых минеральных, водных и лесных ресурсов. В то же время, и Россия, и Африка не хотят ограничиваться ролью сырьевых придатков старых и новых индустриальных гигантов, а, значит, заинтересованы в глубокой переработке этого сырья и росте производства товаров с высокой добавленной стоимостью. При этом Россия обладает широким спектром необходимых технологий, а Африка - самым быстро растущим в мире экономически активным населением, средним классом и потребительским рынком, который обеспечивает спрос, как на собственные, так и на российские товары. Кроме того, Африка обладает рядом дефицитных стратегических и относительно дешевых минералов (включая металлы) необходимых для развития современных высокотехнологичных производств.
Важными преимуществами развития отношений России с Африканским континентом служат также отказ большинства государств континента от присоединения к антироссийским санкциям, рост покупательной способности населения, объемный рынок сбыта сельскохозяйственной, энергетической, машиностроительной и военной продукции, спрос на современные технологии, ускоренное развитие цифровой сферы, углубление интеграционных процессов в Африке как на региональном, так и на континентальном уровнях.
О том, что ключевые задачи развития Российской Федерации и африканских государств во многом совпадают и дополняют друг друга, свидетельствуют основные положения обновленной Стратегии развития Российской Федерации до 2030 года и Повестки 2063 - основного программного документа Африканского союза.
К рискам в наших взаимоотношениях с Африканским континентом относятся сохраняющаяся экономическая и финансовая зависимость африканских государств от западных партнеров, от внешней помощи и от положения на мировых сырьевых, топливных и продовольственных рынках, высокий внешний долг большинства стран Африки, низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, а также продовольственной, энергетической, эпидемиологической и экологической безопасности, вызванная разнообразными причинами социальная нестабильность и конфликты, невысокие показатели производительности труда и бизнес-климата, высокая доля теневой экономики, широкое распространение преступности, контрабанды и коррупции. Следует также не забывать о вмешательстве западных стран во внутренние дела африканских государств, привязке африканских экономик к американской и европейской валютам, подкупе и переформатировании национальных элит, а также о формировании антироссийских общественных настроений через подконтрольные Западу СМИ.
Второй Саммит Россия-Африка, успешно прошедший в Санкт-Петербурге в июле 2023 года, стал качественно новым шагом в деле развития российско-африканских отношений. В российской политике на африканском направлении произошел поворот от формулирования целей и задач к реализации конкретных проектов и разработке механизма и инструментария взаимовыгодного сотрудничества.
Одним из ключевых направлений сотрудничества Российской Федерации и африканских государств должно стать научно-технологическое и образовательное взаимодействие. Для сохранения своего технологического доминирования западные страны навязывают всему миру выгодные им стратегии развития мировой науки и западно-ориентированную систему рейтингов и оценок научных достижений, а также способствуют оттоку наиболее талантливых ученых из стран "мирового большинства" на Запад. В этих условиях невозможно достичь реального суверенитета, если не развивать и не поддерживать национальную науку и технологии, не готовить образованные и высококвалифицированные кадры, способные не копировать чужие решения, а предлагать собственные оригинальные подходы в решении задач национального развития. И в этом смысле и России, и Африке важно выстроить такую систему науки и подготовки кадров, которая бы в первую очередь решала задачи преодоления отсталости и ускоренного развития национальных экономик, основанных на современных технологиях, а, главное, способствовала росту благосостояния собственных граждан. На сегодняшний день образование и наука могут стать фундаментом сотрудничества России и стран Африканского континента, залогом их экономического и политического суверенитета, и роль Российской академии наук в этом процессе трудно переоценить. В качестве наиболее приоритетных сфер нашего взаимодействия в научной сфере можно выделить энергетику, в том числе, ядерную, продовольственную безопасность, сотрудничество в биологии, геологии, медицине, охране природы, космосе, сферах водоочистки и водоподготовки, ИКТ и искусственного интеллекта.
Идея активизации научно-технологического и образовательного сотрудничества со странами Африки нашла практическое применение как в Плане действий Форума партнерства Россия-Африка, принятом на втором Саммите Россия-Африка, так и в Стратегии развития сотрудничества с Африкой Правительства Российской Федерации, разработанной с участием российских ученых. Там, в частности, предусматривается реализация значительного числа совместных научно-исследовательских проектов, организация научных экспедиций, создание совместных научных центров и центров русского языка, поставка российской высокотехнологичной продукции в Африку, подготовка научных кадров для африканских государств, увеличение бюджетных квот для африканских студентов, развитие системы онлайн-образования и многое другое.
Сегодня, в условиях острого конфликта Российской Федерации с Западом, стратегия наших отношений с Африкой нуждается в существенной корректировке. Это тем более важно с учетом принятия 31 марта 2023 г. новой Концепции внешней политики Российской Федерации, в соответствии с которой Африка приобретает роль стратегического партнера России. В формировании обновленной концепции российско-африканского сотрудничества принимают активное участие органы государственной власти, министерства и ведомства, Российская академия наук, экспертное и деловое сообщество. Важно одно, чтобы эти многочисленные усилия были скоординированы и управлялись из единого центра. В политическом плане эту координацию весьма успешно осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации, однако в экономическом и гуманитарном плане все еще наблюдается некоторое дублирование функций, отсутствие персональной ответственности за выполнение конкретных проектов, недостаточное использование возможностей российских регионов и делового сообщества. Не хватает и профессионального научного подхода в решении задач развития российско-африканского взаимовыгодного сотрудничества. В этом смысле, все еще недостаточно задействован экспертный потенциал российских ученых, готовых активно подключиться к разработке и реализации стратегии развития российско-африканских отношений. Именно профессиональный подход позволит определить приоритеты нашего сотрудничества, а также конкретные и наиболее эффективные механизмы и инструменты реализации взаимовыгодного партнерства.
Принимая во внимание активный вклад российских ученых в разработку новой концепции российско-африканских отношений и подготовку второго Саммита Россия-Африка и Экономического и Гуманитарного форума Россия-Африка, президиум РАН постановляет:
1. Принять к сведению информацию, представленную в докладах. Рассмотреть возможность активного участия РАН в разработке обновленной концепции российско-африканских отношений и организации научного форума Россия-Африка. Активизировать международное научное сотрудничество и диалог между российскими и африканскими учеными по широкому спектру направлений, представляющих взаимный интерес.
2. Управлению международного сотрудничества РАН с участием федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Африки Российской академии наук проработать вопрос о возможности заключения новых соглашений о сотрудничестве РАН с африканскими академиями наук.
3. Управлению международного сотрудничества РАН совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом Африки Российской академии наук проработать вопрос о целесообразности возобновления должности атташе по науке в 3-4 ключевых странах Африки.
4. Отделению глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) совместно с Управлением международного сотрудничества РАН до 1 ноября 2024 г. разработать комплекс мер по активизации диалога с научно-исследовательскими центрами и университетами в африканских государствах, а также с китайскими, индийскими, арабскими, турецкими, европейскими и американскими экспертами по актуальным проблемам развития Африканского континента.
5. Отделению историко-филологических наук РАН (академик РАН Макаров Н.А.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) продолжить сотрудничество со странами Африканского континента в сфере изучения проблем социально-экономического развития, идентичности, традиционных и новых форм колониализма, культурных особенностей африканских обществ, исследования историко-культурного влияния России на Африку и ее исторического опыта на континенте и формирования предложений по проведению полевых исследований и экспедиций.
6. Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Лобачевский Я.П.), Отделению медицинских наук РАН (академик РАН Стародубов В.И.), Отделению биологических наук РАН (академик РАН Кирпичников М.П.), Отделению физических наук РАН (академик РАН Кведер В.В.), Отделению химии и наук о материалах РАН (академик РАН Егоров М.П.), Отделению наук о Земле РАН (академик РАН Бортников Н.С.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) при участии Управления международного сотрудничества РАН продолжить работу по развитию сотрудничества с государствами региона в областях исследований, представляющих взаимный интерес. Уделять приоритетное внимание развитию научного сотрудничества со странами Африки в области сельского хозяйства, космоса, геологии, водоочистки и водоподготовки, исследований биоразнообразия, а также эпидемиологии, микробиологии, предупреждения и готовности к эпидемиям, в области обеспечения биобезопасности, разработки средств диагностики, профилактики и лечения инфекций, включая проведение совместных научных исследований актуальных для Африки болезней, представляющих особую угрозу и для России; формированию предложений по организации экспедиционной работы, совместных научных мероприятий и публикаций, подготовке кадров на базе соответствующих академических и отраслевых учреждений.
7. Отделению биологических наук РАН (академик РАН Кирпичников М.П.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) при участии Управления международного сотрудничества РАН и федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем экологии и эволюции им. A.M. Северцова Российской академии наук продолжить работу по реализации планов научных исследований в рамках Совместного Российско-Эфиопского биологического центра.
8. Совету по космосу РАН проработать вопрос о ключевых направлениях сотрудничества между Россией и африканскими странами, в том числе ЮАР, в области исследований космоса, включая совместные проекты в области астрономии, в том числе внеатмосферной, а также возможностей использования наземных станций и телескопов, расположенных в ЮАР, для наземной поддержки и приема научной информации с российских космических аппаратов, как работающих в настоящее время, так и перспективных.
9. Обратить внимание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на необходимость увеличения финансирования существующих и новых российско-африканских научных и научно-образовательных проектов.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика РАН Панченко В.Я.
Президент РАН |
Г.Я. Красников |
Главный ученый секретарь |
М.В. Дубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Российской академии наук от 25 июня 2024 г. N 126 "Африканская повестка в стратегии развития России"
Опубликование:
-