Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
к Положению об учетной политике
Комитета государственного
строительного надзора города Москвы
Положение
о внутреннем контроле
1. Общие положении
1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле разработано в соответствии с требованиями федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и устанавливает единые цели, задачи, методы и принципы проведения внутреннего контроля.
1.2. Внутренний контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере финансовой деятельности, повышение качества составления бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также эффективность использования средств бюджета. Система внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и мероприятий внутреннего контроля.
1.3. Основные цели внутреннего контроля:
- обеспечить достоверность данных о фактах хозяйственной жизни при их оформлении;
- обеспечить соблюдение требований по формированию, полноте и своевременности передачи первичных учетных документов для отражения на счетах бухгалтерского учета;
- подтвердить фактическое наличие, оценку состояния, обоснованность нахождения и отражения в бухгалтерском учете активов, обязательств и иных объектов учета;
- обеспечить своевременность составления, утверждения и представления отчетности и отсутствие в ней ошибок и искажений.
1.4. Основные задачи внутреннего контроля:
- управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также нарушений в части исполнения бюджетных полномочий и расходования бюджетных средств;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.5. Принципы внутреннего финансового контроля:
- принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение субъектами внутреннего финансового контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
- принцип объективности. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном
- законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип независимости. Субъекты внутреннего финансового контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности. Проведение контрольных мероприятий в отношении деятельности объекта внутреннего контроля;
- принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего финансового контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций песет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организации системы внутреннего (финансового) контроля
2.1. Объектами внутреннего (финансового) контроля являются:
- плановые (прогнозные) документы;
- государственные контракты на закупку товаров (работ, услуг);
- распорядительные акты руководителя (приказы, распоряжения);
- первичные учетные документы и регистры учета;
- хозяйственные операции, отраженные в учете;
- отчетность;
- иные объекты.
2.2. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
- руководитель (заместитель руководителя);
- иные должностные лица, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.3. Субъекты внутреннего (финансового) контроля осуществляют следующие контрольные действия:
- проверка соблюдения требований к оформлению первичных документов и заполнению унифицированных форм;
- проверка указания реквизитов при составлении первичных документов;
- процедурное подтверждение факта хозяйственной жизни;
- подтверждение соответствия между объектами внутреннего контроля (сверка данных) или их соответствия установленным требованиям;
- санкционирование/подтверждение операций или подтверждение правомочности их совершения;
- разграничение полномочий и ротация обязанностей;
- коммуникация в целях получения достоверной информации об экономической сущности факта хозяйственной жизни для обеспечения его корректного отражения в бухгалтерском учете;
- мониторинг - регулярное наблюдение за регистрацией фактов хозяйственной жизни и сбор информации об их выполнении в целях определения их эффективности/результативности;
- контроль фактического наличия и состояния объектов бухгалтерского учета.
2.4. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.5. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).
2.6. При осуществлении внутреннего контроля используются следующие методы внутреннего контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.
Самоконтроль осуществляется сплошным способом уполномоченным должностным лицом путем проведения каждой выполняемой им операции па соответствие требованиям нормативных правовых актов, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя, иными должностными лицами) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным или выборочным способом.
Смежный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем подразделения путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений.
3. Формы внутреннего контроля
3.1. Формы внутреннего финансового контроля - предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на предотвращение возможных ошибочных и (или) незаконных действий до совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово-хозяйственных операций).
Текущий контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на предотвращение ошибочных и (или) незаконных действий в процессе совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово-хозяйственных операций).
Последующий контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на выявление ошибочных и (или) незаконных действий и недостатков после совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово-хозяйственных операций) и предотвращение, ликвидацию последствий таких действий.
3.2. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются:
- проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых государственных контрактов (договоров), их визирование с целью подтверждения экономической классификации расходов;
- контроль за принятием обязательств в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований;
- проверка документов главным бухгалтером (бухгалтером), согласование и урегулирование разногласий до совершения факта хозяйственной жизни;
- проверка проектов распорядительных актов руководителя (приказов, распоряжений), предметом которых является вопросы соблюдения финансовой дисциплины;
- проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.
Предварительный контроль осуществляет заместитель руководителя, главный бухгалтер, должностные лица, исполняющие соответствующие функциональные обязанности.
3.3. Методами текущего контроля являются:
- проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение (санкционирование) принять документы к оплате, принять денежное обязательство, составить кассовый план;
- проверка первичных документов, отражающих факты хозяйственной жизни;
- проверка расходования денежных средств, выданных подотчетному лицу;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета; проверка соблюдения кассовой дисциплины; проверка фактического наличия имущества.
Текущий контроль осуществляется на постоянной основе заместителем руководителя, главным бухгалтером, а также должностными лицами, осуществляющими ведение учета и составление отчетности (далее специалисты бухгалтерии).
Проверку первичных учетных документов проводят специалисты бухгалтерии, которые осуществляют сбор и обобщение информации о фактах хозяйственной жизни. В каждом документе проверяют:
- правильность заполнения унифицированных форм первичных документов;
- наличие обязательных реквизитов, в случае если документ составлен не по унифицированной форме;
- наличие подписей принимающей и передающей сторон.
Фактом контроля является визирование документов:
- контрактными управляющими - подтверждение факта закупки товара, оказания услуг (выполнения работ);
- заместитель руководителя - санкционирование к оплате расчетных документов, согласование проектов приказов (распоряжений), предметом которых является соблюдение финансовой дисциплины;
- главный бухгалтер - согласование проектов приказов (распоряжений), предметом которых является соблюдение финансовой дисциплины, согласование экономической классификации расходов при заключении государственных контрактов.
3.4. Последующий внутренний финансовый контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственной операции и осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных процедур. Целью последующего внутреннего контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелевого расходования денежных средств, допущенных ошибок в учетных процессах и установления причин выявленных нарушений (допущенных ошибок).
Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:
- инвентаризация имущества и обязательств;
- документальные проверки завершенных учетных операций по счетам учета;
- проверка достоверности отчетности на основании завершенных учетных операций;
- проверка нормируемых расходов;
- проверка кассовых расходов и остатка денежных средств в кассе.
В рамках последующего внутреннего финансового контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
Периодичность проведения проверок:
- плановые проверки - в соответствии с утвержденным планом (графиком) проведения проверок в рамках внутреннего контроля по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку;
- внеплановые проверки - по распоряжению руководителя (если стало известно о возможных нарушениях).
3.5. Результаты проведения предварительного и текущего внутреннего финансового контроля оформляются в виде отчета о выявленных нарушениях по результатам внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации по предотвращению возможных ошибок.
Результаты проведения последующего контроля оформляются справкой. В справке проверки должна содержаться следующая информация:
- предмет проверки;
- период проверки;
- дата утверждения справки;
- лица, проводившие проверку;
- методы и приемы, применяемые в процессе проведения проверки;
- соответствие предмета проверки нормам законодательства Российской Федерации, действующим на дату совершения факта хозяйственной жизни;
- выводы, сделанные по результатам проведения проверки;
- принятые меры и осуществленные мероприятия по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по предотвращению возможных ошибок.
Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
Ответственность за организацию внутреннего контроля возлагается на руководителя.
4. Оценка состояния системы внутреннего контроля
4.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется на проводимых руководителем (заместителем руководителя) совещаниях, в которых участвуют руководители структурных подразделений. При необходимости на совещания приглашаются должностные лица, непосредственно осуществляющие внутренний контроль.
4.2. Адекватность, достаточность и эффективность системы внутреннего контроля оценивает руководитель. Он же осуществляет наблюдение за корректным проведением связанных с контролем процедур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.