В целях повышения жизненного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов приказываю:
Утвердить прилагаемый комплекс мер Ульяновской области по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Министр |
Д.В. Батраков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства социального
развития Ульяновской области
от 15.08.2024 N 99-п
Комплекс мер
Ульяновской области по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов
Паспорт Комплекса мер
Наименование Комплекса мер |
- |
комплекс мер Ульяновской области по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов (далее - Комплекс мер) |
Сроки реализации Комплекса мер |
- |
- 2024 и 2025 годы |
Целевые группы, на которые направлен Комплекс мер |
- |
дети-инвалиды; родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в том числе: семьи с одним родителем, замещающие семьи, принявшие, детей-инвалидов |
География Комплекса мер |
- |
Ульяновская область, г. Ульяновск (Ленинский район, Засвияжский район, Заволжский район, Железнодорожный район); Ульяновская область, Муниципальные образования: Павловский район, Радищевский район, Николаевский район, Старокулаткинский район |
Основания для разработки Комплекса мер |
- |
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"; Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 N 16/319-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года"; государственная программа Ульяновской области "Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области", утверждённую постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 N 32/629-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области" |
Основной разработчик Комплекса мер |
- |
Министерство социального развития Ульяновской области |
Соисполнители Комплекса мер |
- |
Министерство здравоохранения Ульяновской области; Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области |
Цель Комплекса мер |
- |
повышение жизненного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Задачи Комплекса мер |
- |
нормативное, организационное и методическое обеспечение реализации регионального комплекса мер; ресурсное обеспечение мероприятий регионального комплекса мер; оказание помощи родителям (законным представителям) в реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях; содействие родителям (законным представителям) в подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни; создание современных информационных сервисов для оказания дистанционной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей-инвалидов; информационная и публичная представленность успешных результатов регионального комплекса мер |
Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп |
- |
повышение жизненного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов; открытие новых служб для работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми; внедрение и использование новых технологий для работы с семьями детей-инвалидов; предоставление возможности семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получать необходимый непрерывный спектр востребованных социальных услуг независимо от удаленности населенного пункта; создание условий для решения проблемы краткосрочного присмотра за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; консолидация ресурсов государственных и некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающим на территории Ульяновской области; повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания Ульяновской области, в том числе на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; наличие механизма устойчивого межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия и координации работ исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления, организаций - исполнителей Комплекса мер; наличие информационного сопровождения |
Объём и источники финансирования Комплекса мер |
- |
общий объём финансирования реализации Комплекса мер составляет 36768108,0 рублей, из них: 21206796,0 рублей - за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, 15455912,0 рублей - за счёт средств Фонда, 105400,0 рублей - за счёт внебюджетных средств |
1. Обоснование актуальности и значимости проблем в системе поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, требующих решения в рамках Комплекса мер
По официальным данным статистики (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики) в Ульяновской области на протяжении последних пяти лет доля инвалидов по отношению к численности постоянного населения составляла в среднем 9%. На 01.04.2024 численность детей-инвалидов составила 5676 человек. На аналогичный период прошлого года данный показатель составлял 5372 человека. Таким образом, по отношению к детям-инвалидам данный показатель имеет тенденцию к росту. При этом изменения численности детей-инвалидов колеблется в диапазоне от 0,3% до 2,1% от общей численности детей-инвалидов. Наибольшее увеличение численности детей-инвалидов наблюдалось в 2019 году - 164 человека. В последующие годы, несмотря на сохраняющуюся тенденцию, увеличение численности замедляется: за 2020 год прирост составил 52 человека; за 2021 год - 36 человек; за 2022 год - 6 человек. На 01.04.2024 социальным обслуживанием охвачено 4517 детей-инвалидов, из них в организациях социального обслуживания Ульяновской области проживает 103 ребёнка. С начала 2024 года органами социальной защиты населения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2023 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" признаны нуждающимися в социальном обслуживании 1945 человек, в том числе по основаниям:
полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности - 1721 человек (88,5%);
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе - 67 человек (3,4%);
наличие ребёнка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации - 96 человек (4,9%);
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребёнком, детьми, а также отсутствие попечения над ними - 61 (3,1%).
4 комплексных центра социального обслуживания имеют отделения реабилитации (микрореабилитационные центры и домашние микрореабилитационные центры) в 20 муниципальных образованиях Ульяновской области.
В 2023 году был проведён опрос по изучению потребностей семей с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в различных формах дневного пребывания и видах услуг на базе отделений комплексных центров социального обслуживания.
В рамках опроса было проведено выборочное анкетирование родителей 2293 детей с инвалидностью. Таким образом, выборка исследования покрывает 38,8% генеральной совокупности детей с инвалидностью, проживающих на территории Ульяновской области.
6,1% выборки составляют дети младшего возраста (от 0 до 3 лет), не получающие ни один из видов образовательных услуг - в силу возраста они ещё не могут посещать детский сад, поэтому присмотр за ребёнком полностью ложится на плечи родителей или других близких родственников, либо делегируется центрам дневного пребывания для детей младшего возраста (если подобные услуги предоставляются по месту жительства семьи). Вторую возрастную группу (23% анкет) составляют дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) - на этом этапе родители имеют возможность отдать ребёнка в детский сад и освободить часть личного времени, которое ранее почти полностью посвящалось уходу за ребёнком. Как мы покажем далее, этой возможностью пользуется лишь часть родителей. Некоторые не могут устроить ребёнка в детский сад по объективным причинам (из-за отсутствия учреждения по месту жительства ребёнка, отсутствия специалистов с необходимыми компетенциями или отказа учреждения принять ребёнка), другие - сообщают о собственном нежелании отдавать ребенка в детский сад. Третью возрастную группу (59,3% анкет) составляют дети младшего и среднего школьного возраста (от 8 до 16 лет) - на этом этапе родители обязаны интегрировать ребёнка в систему школьного образования. Четвёртую возрастную группу (9,7% анкет) составляют дети старшего школьного возраста - как правило, в этом возрасте дети с инвалидностью переходят в систему профессионального образования.
Согласно собранным данным, систему социальной поддержки семей в Ульяновской области можно разделить на три уровня с точки зрения объёмов предоставления различных социальных услуг. Наиболее развитой является практика семейного психологического консультирования - данную услугу получали 31,9% респондентов. Чуть реже семьи пользовались услугами по кратковременному присмотру и уходу за ребёнком (20%) и получали юридические услуги (18,8%). Третий и наименее частотный уровень составляют услуги по обучению уходу за ребёнком, пользованию TCP (6,5%), сопровождению ребенка в учебные, медицинские и иные социальные учреждения (6,5%), а также покупка и доставка на дом товаров первой необходимости (3,9%) и помощь в проведении уборки жилых помещений (1,6%). Особое внимание стоит обратить на категорию "другое", в которой сформировалась ещё одна частотная конфигурация социальных услуг. Так, 268 респондентов отметили, что получили "услуги в целях повышения коммуникативного потенциала - социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические". В некоторых случаях респонденты также упоминали меры финансовой поддержки семей - выплаты, пособия или компенсации 36,7% родителей отметили, что не получают ни один из представленных видов социальных услуг.
28,1% опрошенных родителей отметили, что существующая система социальной поддержки полностью удовлетворяет потребности семьи, однако многие все же испытывают трудности с получением тех или иных социальных услуг, несмотря на нуждаемость. Наибольший количественный разрыв между уровнем нуждаемости и актуальным объёмом предоставления социальной услуги наблюдается в области кратковременного присмотра и ухода за ребёнком - 17% опрошенных отметили, что не могут получить данную социальную услугу, несмотря на нуждаемость. Причиной тому, вероятнее всего, является, то, что услуга по дневному пребыванию ребёнка оказывается не во всех населённых пунктах, в которых проживают семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида. Реже, родители не могут получить услуги по сопровождению ребёнка в учебные, медицинские и иные социальные учреждения (11,5% анкет) или психологическому консультированию членов семьи (11% анкет). За ними следуют юридические услуги (7,8%), обучение уходу за ребёнком и пользованию TCP (6,5%), покупка и доставка товаров первой необходимости и продуктов питания (4,8%), а также оказание помощи в уборке жилых помещений (4,6%).
Еще одним значимым компонентом системы помощи семьям и детям в Ульяновской области является действующая на территории сеть центров дневного пребывания. 33,3% опрошенных отметили, что пользовались услугами центра дневного пребывания на момент участия в анкетировании.
Среди оставшихся 1530 семей 40,3% отметили, что не нуждаются в услугах центра. 27,6% не смогли однозначно сказать о наличии или отсутствии нуждаемости в данной социальной услуге и выбрали вариант "затрудняюсь ответить". Около трети (32,2%) составляют семьи, не посещающие центр дневного пребывания, несмотря на нуждаемость.
Родителям, выбравшим варианты "нет" или "затрудняюсь ответить", был задан дополнительный вопрос о доступности центров дневного пребывания в случае, если такая потребность возникнет. Вопрос был задан для того, чтобы определить потенциальную доступность данной социальной услуги для семей, которые не нуждаются в ней на момент участия в анкетировании. 27,1% опрошенных сообщили, что при возникновении потребности в услугах центра дневного пребывания, они не смогут этого сделать в связи с отсутствием центра по месту жительства ребёнка.
Социальные эффекты центров дневного пребывания.
Респондентам было предложено оценить наличие или отсутствие изменений в их собственной жизни и жизни ребёнка, произошедших благодаря услугам центров дневного пребывания. Так, 90,6% родителей сообщили об улучшении бытовых навыков их ребёнка в области самостоятельного приёма пищи и одевания ("да" и "скорее да").
86,1% респондентов сообщили об улучшении коммуникативных возможностей ребёнка за счёт общения с новыми людьми за пределами семьи.
84,9% опрошенных отметили положительное влияние центра дневного пребывания на обучаемость ребёнка.
85,1% родителей указали на улучшение социальных навыков ребенка с точки зрения способности контролировать своё поведение.
84,5% родителей сообщили об улучшении психоэмоционального состояния ребёнка, отметив, что он стал реже выглядеть грустным или подавленным.
73,1% опрошенных семей отметили, что занятия в центрах дневного пребывания положительно отразились на возможности ребёнка заводить друзей. Тем не менее, данный аспект является наименее выраженным по сравнению с остальными социальными эффектами - 21,6% родителей не смогли однозначно оценить изменения, произошедшие в этой области.
В рамках анкетирования родителям было также предложено оценить наличие или отсутствие изменений, произошедших в их собственной жизни. Наиболее значимым эффектом в контексте возможности оставлять ребёнка в центре дневного пребывания является высвобождение временного ресурса, который родитель может посвятить работе и профессиональному развитию - об этом сообщат 77,3%.
Родители получили больше возможностей для саморазвития и за пределами профессиональной деятельности. 74% респондентов отметили, что стали больше учиться, узнавать что-то новое.
В том числе у родителей появилось больше времени на собственные интересы и увлечения - 65,4% опрошенных сообщили, что стали больше заниматься вещами, которые им действительно нравятся.
Помимо этого, возможность оставлять ребенка в центре дневного пребывания положительно повлияло на физическое и психологическое состояние родителей - 72% респондентов сообщили, что у них появилось больше сил и энергии, а 72,1% отметили, что их жизнь стала более активной или активность осталась на том же уровне, который был во время самостоятельного ухода за ребёнком.
Возможность оставлять ребёнка в центре дневного пребывания также положительно повлияла на удовлетворение потребности родителей в общении. 65,4% респондентов отметили, что стали чаще проводить время с друзьями или родственниками.
Таким образом, семьи отмечают положительное влияние центров дневного пребывания на развитие детей, а также обеспечивают высвобождение родителей.
В 2023 году в Ульяновской области функционировало 127 дошкольных образовательных организаций с группами компенсирующей направленности, в которых 419 групп (в 2022 году - 390, в 2021 году - 335), из них:
329 групп для детей с нарушением речи;
54 группы для детей с нарушением интеллекта;
16 групп для детей с задержкой психического развития;
8 групп для детей с нарушением зрения;
6 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5 групп для детей с нарушением слуха;
1 группа для детей со сложными дефектами.
Группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), организованы в муниципальных образованиях "Инзенский район", "Карсунский район", "Кузоватовский район", "Новоспасский район", "Тереньгульский район". Таких групп в общем количестве 13.
В общеобразовательных организациях в 2023 году обучались 7234 ребёнка с ОВЗ (в 2022 - 6512 чел., в 2021 - 6397 чел.), из них 3630 детей-инвалидов (по сравнению с 2022 годом (3603 чел.) количество указанной категории детей увеличилось на 0,7%, с 2021 годом (3526 чел.) количество детей-инвалидов увеличилось на 2,9%). Из общего количества детей-инвалидов обучаются:
в условиях инклюзии в 2023 году - 2255 чел. (в 2022 году - 2210 чел., в 2021 году - 2200 чел.);
в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы (далее - коррекционные учреждения), в 2023 году - 1375 детей-инвалидов (в 2022 - 1348 чел., в 2021 - 1326 чел.).
В регионе активно развиваются инклюзивные практики в образовании, когда в качестве субъектов включения выступают дети с ОВЗ: 72% детей с ОВЗ и инвалидностью обучаются в инклюзии (5203 ребёнка с ОВЗ). Одновременно осуществляется поддержка и развитие существующей сети отдельных организаций, осуществляющих деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - коррекционные учреждения). В 13 коррекционных учреждениях обучается 2031 ребёнок с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 28 % от общего количества указанной категории. В образовательных организациях, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ и инвалидностью, созданы психолого-педагогические консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения.
В 2023 году дети-инвалиды обучались:
в 367 общеобразовательных организациях инклюзивного типа (96,6% от общего количества общеобразовательных организаций региона);
в 13 коррекционных учреждениях (3,4% от общего количества общеобразовательных организаций региона).
В 2023 году в 300 общеобразовательных организациях (78,9% от общего количества общеобразовательных организаций) имеется беспрепятственный доступ в здания для инвалидов, детей-инвалидов.
Психолого-педагогическое сопровождение указанной категории детей обеспечивают 1148 педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи), из которых прошли курсовую подготовку 951 человек, что составляет 83%.
В качестве основы механизма развития и повышения уровня доступности и качества предоставления профессионального образования инвалидам избран подход, связанный с формированием сети базовых профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО), обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В настоящее время функционирует 3 БПОО, созданных на базе 3 профессиональных образовательных организаций: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновской области "Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна" (оснащён специализированным оборудованием в 2016 году), Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновской области "Ульяновский педагогический колледж" (оснащён специализированным оборудованием в 2023 году), Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновской области "Димитровградский технический колледж" (оснащён специализированным оборудованием в 2024 году).
В 2024 году продолжена работа по актуализации Паспортов доступности объекта и услуг профессиональных образовательных организаций.
С целью реализации своей основной деятельности спортивно-адаптивная школа заключает договоры на безвозмездной основе со спортивными объектами, находящимися на территории Ульяновской области, для осуществления тренировочного процесса и проведения соревнований спортсменов-инвалидов школы: физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, открытые спортивные площадки и стадионы, легкоатлетический манеж, детско-юношеские спортивные школы, спортивные площадки образовательных организаций и прочее: Ульяновский государственный университет - (далее - УлГУ), Ульяновский государственный технический университет (далее - УлГТУ), Ульяновский государственный педагогический университет (далее - УлГПУ), Физкультурно-оздоровительный комплекс "Новое поколение", Физкультурно-оздоровительный комплекс "Союз", Детский оздоровительно-образовательный центр дополнительного образования "Орион", спортивный клуб "Мотор", спортивный клуб "Торпедо", Легкоатлетический манеж "Спартак", Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике и прочие.
Кроме того, спортивно-адаптивная школа в своей деятельности взаимодействует с высшими учебными заведениями региона: УлГТУ, УлГУ, УлГПУ; средне-профессиональными учебными заведениями: Ульяновское училище (техникум) олимпийского резерва, Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна, Фармакологический колледж; региональными федерациями по адаптивным видам спорта и общественными организациями инвалидов.
С целью вовлечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, а также проведения физкультурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий спортивно-адаптивная школа тесно взаимодействует с областными школами-интернатами: Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 91, 92, 89, 88, 16, 23, 39; с Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Многопрофильный центр реабилитации и активного долголетия "Подсолнух" в г. Ульяновске", Психоневрологический интернат г. Новоульяновска.
В сотрудничестве с Областным круглогодичным спортивно-оздоровительным центром "Олимпийские надежды" в г. Сенгилее спортивно-адаптивная школа регулярно организует тренировочные сборы для несовершеннолетних спортсменов-инвалидов по зрению.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование;
профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В Ульяновской области разработан и реализуется план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, подведомственных исполнительным органам Ульяновской области, на 2021-2025 годы (утверждён исполняющим обязанности Председателя Правительства Ульяновской области 29.07.2021 N 110-пл), план мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на территории Ульяновской области на период до 2025 года (утверждён Губернатором Ульяновской области 16.11.2022 N 191-пл).
В 2023 году в систему комплексной реабилитации и абилитации в Ульяновской области включены 63 организации, из них: организаций в сфере защиты населения - 21; в сфере здравоохранения - 10; в сфере занятости населения - 1; в сфере образования - 29; в сфере физической культуры и спорта - 1; в сфере культуры - 1.
В 2022 и 2021 годах в систему комплексной реабилитации и абилитации было включено 64 организации. Уменьшение произошло за счёт реорганизации 1 организации образования.
На 01.01.2024 индивидуальная программа реабилитации и/или абилитации разработана для 5752 детей-инвалидов, что составляет 10096 от численности детей инвалидов.
В возрасте от 0 до 3 лет индивидуальная программа реабилитации и/или абилитации имеется у 234 мальчиков и 139 девочек; в возрасте от 4 до 7 лет - у 725 мальчиков и 432 девочек; в возрасте от 8 до 17 лет - у 2256 мальчиков/юношей и 1661 девочек/девушек.
В 2023 году инвалидам, в том числе детям-инвалидам, оказывают услуги по реабилитации 21 организация социального обслуживания. Среди них 2 стационара, 3 реабилитационных центра, 4 комплексных центра социального обслуживания, имеющие отделения реабилитации (микрореабилитационные центры и домашние микрореабилитационные центры) в 20 муниципальных образованиях Ульяновской области.
Для увеличения охвата детей-инвалидов с целью получения услуг реабилитации и абилитации, с 01.01.2024 областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Детский психоневрологический интернат "Остров детства" переименовано в областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Остров детства" (распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от 01.06.2023 N 828-р "О переименовании областного государственного казённого учреждения социального обслуживания "Детский психоневрологический интернат "Остров детства").
С января 2024 года учреждение организует смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. В 2024 году запланировано проведение 33 смен, охват составит 940 человек.
Организациями социального обслуживания в 2023 году были оказаны следующие услуги по реабилитации или абилитации: социально-средовые - 1906 услуг, социально-психологические - 2083 услуг, социально-педагогические - 823 услуги, социокультурные - 1711 услуг, социально-бытовые - 1518 услуг.
Оказание услуг осуществляется комплексными центрами и комплексными ресурсными центрами социального обслуживания Ульяновской области, в том числе домашними микрореабилитационными центрами, расположенными в 20 муниципальных образованиях Ульяновской области, действующими на основании распоряжения Министерства социального развития Ульяновской области от 29.12.2022 N 1750-р "Об организации работы отделений по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодых инвалидов".
В 2023 году 3136 человек получили социальные услуги в рамках дневного пребывания в 4 комплексных центрах социального обслуживания Ульяновской области. Количество получателей социальных услуг определяется численностью мест в организациях социального обслуживания.
5241 человек получили услуги на дому, из них: 388 дети-инвалиды, 65 - молодые инвалиды.
В 2022 году домашними микрореабилитационными центрами были оказаны услуги на дому 186 детям-инвалидам. В 2023 году на дому было обслужено 190 детей-инвалидов. Реабилитационные услуги на дому оказывают следующие специалисты: педагог-психолог, инструктор физической культуры, учитель-логопед.
В рамках повышения качества оказываемых услуг на дому в Ульяновской области в 2023 году проводился региональный этап II Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучшие няни России", в котором принимали участие 9 специалистов.
Услуги по реабилитации оказываются как на базе организаций социального обслуживания, так и на дому.
Услуги по организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов оказывают следующие организации: областное государственное казённое учреждение социального обслуживания РЦ "Остров детства" (далее - ОГКУСО РЦ "Остров Детства"); Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр "Сосновый бор" в р.п. Вешкайма" (далее - ОГАУСО "Сосновый бор" в р.п. Вешкайма); Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Восхождение" в с. Большие Ключищи" (далее - ОГКУСО РЦ "Восхождение"); Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания "Парус надежды" в р.п. Кузоватово" (далее - ОГБУСО КЦСО "Парус надежды"), Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания "Доверие" в городе Димитровграде" (далее - ОГБУСО КЦСО "Доверие"). В течение 2023 года данными услугами воспользовались более 1000 детей-инвалидов.
Используемые формы работы: тематические смены (в том числе инклюзивные, палаточные лагеря, совместный отдых семей, воспитывающих детей-инвалидов на агродаче).
В 2023 году охват детей составил 559 чел., в т.ч.:
В ОГКУСО РЦ "Остров Детства" проведено 19 тематических заездов (смен), для 368 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ОГАУСО "Сосновый бор" в р.п. Вешкайма за 3 летних смены оздоровилось 284 ребенка, из них 182 дети-инвалиды (из них 32 находились в сопровождении родителей) и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В ОГКУСО "РЦ "Восхождение" было организовано 18 заездов (смен) для реабилитации и оздоровления детей осуществляются круглогодично.
ОГБУСО КЦСО "Парус надежды" в летний период организовал 3 смены палаточного лагеря "Мы вместе - 2023". Палаточный лагерь размещался на территории Троицкосунгурского сельского поселения муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области на базе ООО "Центротех". В работе лагеря приняли участие 27 семей (81 человек) из 12 муниципальных образований Ульяновской области, из них 34 взрослых и 47 детей (в том числе 32 ребёнка-инвалида).
С 2020 года одной из форм организации летнего отдыха, является организация загородных смен на даче ОГБУСО КЦСО "Доверие", в условиях палаточного лагеря. В 2023 году в рамках внедрения технологии "Семейный агротуризм" проведены смены для семей с детьми, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проживающих на территории муниципальных образований: "город Димитровград", "Новомалыклинский район", "Старомайнский район", "Мелекесский район", "Чердаклинский район". Охват семей, воспитывающих детей-инвалидов, составил 48 семей, количество участников - 124 человека.
В отдалённых районах Ульяновской области проживает 348 детей-инвалидов. Все эти дети нуждаются в своевременном получении реабилитационных услуг. В настоящее время реабилитационные услуги детям с ОВЗ и инвалидностью в вышеуказанных районах осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" (далее - ОГБУСО "КЦСО "Гармония"). Такое обслуживание доступно лишь семьям, в основном проживающим в районных посёлках. Это всего лишь 124 ребёнка (35,6% от общего количества детей-инвалидов). Остальные 224 детей-инвалидов, из которых - дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития 56 человек и 168 человек - дети, проживающие в отдалённой или труднодоступной местности, не имеют возможности получать реабилитационные услуги в полном объёме. Согласно проведенному анкетированию среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, было выявлено, что родители, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребёнка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Семьи, в которых растут дети с особенностями развития, в большинстве случаев сталкиваются ещё с такой проблемой, как нехватка финансовых средств. Эти факторы тянут за собой ещё один - ограничение нормальной жизнедеятельности и ребёнка-инвалида и его семьи. Плохо организованное жизнеобеспечение особенных детей становится также и причиной плохой самореализации его родителей.
В ходе реализации Комплекса мер в деятельность ОГБУСО "КЦСО "Гармония" будет внедрена такая новая технология, как "Семейная гостиная "Семейная перезагрузка", которая позволит достичь следующих результатов:
90% охват семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в оказании данной услуги, независимо от удалённости населенного пункта;
повышение уровня компетентности родителей по вопросам воспитания и реабилитации на дому детей-инвалидов;
увеличение числа детей с инвалидностью, у которых улучшились показатели развития в ходе реализации проекта;
повышение качества жизни семей, улучшение психологического климата в семьях, снижение риска социального сиротства;
повышение качества оказания услуг семьям с детьми а счёт приобретения современного реабилитационного, игрового и развивающего оборудования;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, предоставляющих услуги семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Распространение опыта создания такой системы на территории Ульяновской области через проведение семинаров, публикаций в СМИ позволит внедрить инновации, отработанные в рамках проекта, в других организациях Ульяновской области.
В дальнейшем планируется продолжать использование внедрённых технологий с увеличением охвата семей данной категории. Также возможно использование оборудования, закупленного на Грант Фонда для работы с детьми-инвалидами в рамках других направлений.
Социальная реабилитация детей-инвалидов - это давно укоренившаяся практика не только в России, но и по всему миру. Однако, анализ современных исследований учёных в области коррекционной психологии и педагогики, а также практик коллег из других регионов показал, что наиболее эффективно процесс реабилитации проходит при совместной работе ребёнка и родителя.
В настоящее время в Ульяновской области реабилитационные программы выдаются только для ребёнка-инвалида, при этом родитель выступает в роли наблюдателя или педагога при выполнении домашнего задания. Внедрение практики совместной работы родителя и ребёнка в выполнении заданий, при которых родитель является исполнителем наряду с ребенком, позволит улучшить процесс социальной реабилитации детей-инвалидов, а так же улучшить взаимоотношения в семьях.
На базе Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Исток" в г. Ульяновске" в ходе реализации Комплекса мер будут Созданы кабинеты (площадки) социально-бытовой адаптации детей-инвалидов на базе тренировочных квартир в количестве 4 шт. - в Засвияжском, Ленинском и Заволжском районах г. Ульяновска, разработано мобильное приложение "Без границ" для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, создан новый специализированный социальный сервис, обеспечивающий поддержку родителей (законных представителей) в реабилитации (абилитации) детей-инвалидов в домашних условиях - Школа ухода за детьми-инвалидами "Мамина забота".
2. Система мероприятий Комплекса мер
Система мероприятий, включённых в Комплекс мер, содержит следующие направления:
нормативное, организационное и методическое обеспечение реализации регионального комплекса мер;
ресурсное обеспечение мероприятий регионального комплекса мер;
оказание помощи родителям (законным представителям) в реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях;
содействие родителям (законным представителям) в подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни;
создание современных информационных сервисов для оказания дистанционной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей-инвалидов;
информационная и публичная представленность успешных результатов регионального комплекса мер.
Перечень основных мероприятий Комплекса мер изложен в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер.
3. Управление Комплексом мер и контроль за ходом его реализации
Координацию и контроль за ходом реализации Комплекса мер осуществляет Министерство социального развития Ульяновской области (далее - Министерство). Для обеспечения эффективного взаимодействия соисполнителей Комплекса мер Министерством создаётся постоянно действующая межведомственная рабочая группа, включающая в себя представителей Министерства, соисполнителей Комплекса мер (далее - рабочая группа). Рабочую группу возглавляет руководитель структурного подразделения Министерства. Рабочая группа осуществляет свою деятельность на основании утверждаемого руководителем рабочей группы плана работы.
В целях достижения результатов реализации Комплекса мер рабочая группа:
проводит заседания по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией Комплекса мер;
вносит предложения по вопросам, входящим в сферу деятельности рабочей группы;
рассматривает предложения по внесению изменений в Комплекс мер;
проводит оценку эффективности реализации Комплекса мер;
рассматривает результаты оценки эффективности реализации Комплекса мер.
Уполномоченный орган:
осуществляет координацию деятельности соисполнителей Комплекса мер и получателей средств в ходе использования финансовых средств, выделенных на реализацию Комплекса мер;
обеспечивает информационное освещение хода реализации Комплекса мер и достигнутых результатов;
осуществляет подготовку предложений по внесению изменений в Комплекс мер;
разрабатывает в пределах своих полномочий проекты правовых актов, необходимых для выполнения Комплекса мер;
осуществляет ведение отчётности, предусмотренной в договоре о предоставлении средств на безвозмездной и безвозвратной основе в форме гранта между Фондом и уполномоченным органом.
4. Финансовое обеспечение Комплекса мер
Комплекс мер финансируется за счёт средств гранта, предоставляемого Фондом, областного бюджета Ульяновской области, а также за счёт внебюджетных средств.
Общий объём финансирования реализации Комплекса мер составляет 36768108,0 рублей, из них:
21206796,0 рублей - за счёт средств областного бюджета Ульяновской области,
15455912,0 рублей - за счёт средств Фонда,
105400,0 рублей - за счёт внебюджетных средств.
Денежные средства, поступившие со счетов Фонда, расходуются Областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Исток" в г. Ульяновске и Областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объём финансового обеспечения Комплекса мер изложен в приложении N 2 к настоящему Комплексу мер.
5. Механизм получения средств Фонда
Денежные средства Фонда, поступающие на реализацию Комплекса мер в рамках заключённого договора о предоставлении средств на безвозмездной и безвозвратной основе в форме гранта между Фондом и уполномоченным органом, зачисляются на расчётный счёт уполномоченного органа по следующим реквизитам:
юридический адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 60;
фактический адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 60;
телефон: 8 (8422) 44-96-84; email - glavtrud73@ulgov.ru;
реквизиты уполномоченного органа:
ИНН 7325163762/КПП 732501001, ОГРН 1197325000058;
Банковские реквизиты:
л/с N 03264132С46
Наименование банка
ОТДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСК БАНКА РОССИИ//УФК по Ульяновской области г. Ульяновск
р/с N 40102810645370000061
корр. счет N 03221643730000006800
БИК 0173081019
КБК 26420402010020000150.
Руководитель Министерства несёт персональную ответственность за использование денежных средств Фонда в соответствии с основными мероприятиями и бюджетом Комплекса мер.
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер
Эффективность реализации Комплекса мер заключается в достижении показателей оценки эффективности реализации Комплекса мер, указанных в приложении N 3 к Комплексу мер.
Эффективность реализации Комплекса мер будет оцениваться на основании информации, представленной соисполнителями Комплекса мер в уполномоченный орган.
В рамках реализации Комплекса мер будут обеспечены:
повышение эффективности системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов;
расширение вариативности, доступности и качества услуг, оказываемых детям-инвалидам;
внедрение новых служб, форм и методов работы для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
разработка методического инструментария для повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и реабилитации детей с особыми потребностями;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих помощь семьям с детьми-инвалидами.
Долгосрочный эффект от реализации мероприятий Комплекса мер проявится в улучшении качества жизни и условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей-инвалидов, путём организации их социального сопровождения, обучения эффективным практикам реабилитации, содействия адаптации в обществе.
Указанный эффект достигается с помощью:
внедрения новых технологий и подходов к организации социального сопровождения и социального обслуживания семей с детьми-инвалидами в учреждениях, оказывающих социальную поддержку посредством обучения специалистов, оказывающих поддержку родителям детей-инвалидов;
включения новых форм и технологий реализации программ психолого-педагогической поддержки родителей детей-инвалидов;
повышения уровня информированности населения о возможностях получения помощи, посредством освещения реализуемых в рамках Комплекса мер мероприятий на интернет-ресурсах социально ориентированных некоммерческих организаций, а также исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
привлечения большего числа организаций к оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, путём развития рынка социальных услуг и создания условий по обеспечению доступа к нему социально ориентированных некоммерческих организаций посредством вовлечения в реализацию Комплекса мер.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Комплексу мер
Перечень
основных мероприятий Комплекса мер Ульяновской области по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия (в соответствии с нормативным актом) |
Исполнитель / Соисполнитель |
Дата начала реализации мероприятия |
Дата окончания реализации мероприятия |
Ожидаемые результаты, характеристика Результата мероприятия (с указанием количественных и качественных показателей), отчетные документы и материалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Задача 1. Нормативное, организационное и методическое обеспечение реализации регионального комплекса мер. |
|
|
|
|
1.1. |
Разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих реализацию проекта |
Министерство социального развития Ульяновской области ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" в г. Ульяновске |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Утверждение нормативных документов, обеспечивающих создание новых служб, внедрение новых социальных сервисов: Положение о Семейном центре социальной реабилитации и творческого развития, 3 положения по каждому из направлений, учетно-отчетная документация. |
1.2. |
Определение механизмов межведомственного взаимодействия. Создание межведомственной рабочей группы |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" Министерство социального развития Ульяновской области Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области Министерство здравоохранения Ульяновской области |
01.07.2024 |
31.07.2024 |
Определение механизмов Межведомственного и межсекторального взаимодействия по вопросам поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. К межведомственному взаимодействию будет привлечено 5 организаций: управление департамента социальной защиты населения Ульяновская область Павловский район, ГУЗ "Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина", МБУДО "Павловская детская школа искусств", МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества" МО "Павловский район", МБОУ "Павловская средняя школа N 1". Создана рабочая группа, в которую вошли директор, заместитель директора, руководитель проекта, Проектная группа (специалист по социальной работе - 1 ед., специалист по реабилитационной работе - 1 ед., учитель-логопед - 1 ед., педагог-психолог - 1 ед., медицинская сестра по массажу - 1 ед., медицинская сестра по ЛФК - 1 ед., воспитатель - 1 ед., педагог дополнительного образования - 1 ед., инструктор по труду - 1 ед., культорганизатор - 1 ед., волонтеры - не менее 14 человек) Предоставление копии положения о рабочей группе |
1.3. |
Разработка и утверждение методических материалов, обеспечивающих работу с целевыми группами |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Разработка и утверждение методических материалов, обеспечивающих создание и деятельность новых служб, внедрение новых социальных сервисов, технологий и методик работы с целевыми группами. В рамках реализации проекта будет разработано 18 наименований буклетов и памяток с методическими рекомендациями для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, будет выпущено и направлено в работу более 450 экземпляров, 9 реабилитационных программ по всем направлениям работы, общий охват детей и родителей, посетивших занятия - 1500 человек |
1.4. |
Осуществление мониторинга и контроля за ходом реализации проекта |
Министерство социального развития Ульяновской области ОГБУСО КЦСОН "Исток" ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Осуществление мониторинга и контроля за ходом реализации регионального комплекса мер, целевым эффективным использованием средств, предусмотренных на его реализацию, и достижением запланированных показателей. Обеспечение планирования, контроля свое - временной реализации Комплекса мер, эффективного и целевого использования средств гранта. Результаты мониторинга (периодичность сбора информации - 1 раз в квартал) помогут оценить результативность мероприятий Комплекса мер, достижения запланированных результатов, вовремя принять меры при возникновении проблем. |
2. |
Задача 2. Ресурсное обеспечение мероприятий регионального комплекса мер. |
|
|
|
|
2.1. |
Укрепление ресурсной базы ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" и ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Исток" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Закупка и установка оборудования для реализации мероприятий регионального комплекса мер: ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" для: - кабинета кратковременного пребывания детей-инвалидов на период занятости их родителей, - кабинета социально-бытовой адаптации и комната для круглосуточного проживания семей с детьми-инвалидами. Во время реализации проекта будут охвачены дети с ОВЗ и инвалидностью, получающие реабилитационные услуги на базе ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" в режиме круглосуточного пребывания. Занятия будут проводиться специалистами отделения по реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и инвалидностью - специалистом по социальной работе, специалистом по реабилитационной работе, педагогом-психологом, педагогом дополнительного образования, медицинской сестрой по ЛФК, медицинской сестрой по массажу, воспитателем, учителем-логопедом, инструктором по труду и культорганизатором. В рамках межведомственного взаимодействия к работе будут привлекаться работника здравоохранения, специалисты краеведческого музея, педагоги детской школы искусств и педагоги центра развития творчества детей и юношества. Семьи с детьми-инвалидами, проживающие в отдаленной, труднодоступной местности, будут проживать на базе учреждения в течение 5 рабочих дней. Занятия с детьми и их родителями будут организованы с 8.00 часов утра до 20.00 часов вечера. Будут использованы развивающие и реабилитационные комплексы, тренажеры, спортивные и развивающие игры. Оборудование позволит специалистам оказать детям с ОВЗ и инвалидностью более действенную помощь и реабилитацию. В рамках проекта планируется охватить 193 ребенка-инвалида и 306 родителей (законных представителей. ОГБУСО КЦСОН "Исток" для: - кабинета TCP - "Школа ухода за детьми-инвалидами "Мамина забота" (планируемый охват родителей за период действия проекта - 600 чел,) - кабинета логопеда - "Школа обучения АДК "Сила Слова" (планируемый охват обученных - 650 человек), - кабинета АФК - "Клуб "Паралимпик" (направления шоудаун (семейные команды по игре в настольный теннис для инвалидов по зрению, легкая атлетика, бочча, новус, общая физическая подготовка, в том числе по направлению "ГТО без границ"), "Студия хореографии" (направления - детская хореография для детей с ОВЗ и инвалидностью, хореография для всей семьи (дети с ОВЗ и инвалидностью и их родители), танцы на колясках) - планируемый охват участников - 650 человек (дети-инвалиды и их родители) - театрального кабинета - "Инклюзивная творческая студия" планируемый охват участников - 750 человек, - кабинета коррекционной работы - "Клуб для родителей "Ребенок без пеленок" - планируемый охват участников - 650 человек. |
2.2. |
Подготовка помещений для открытия новых служб |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Подготовка помещений для открытия новых служб. В рамках реализации проекта будет подготовлено 3 кабинета площадью по 20 кв. м: кабинет для кратковременного пребывания детей-инвалидов на период занятости их родителей, кабинет социально-бытовой адаптации и комната для круглосуточного проживания семей с детьми-инвалидами. На базе Отделений реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов будет создан Семейный центр социальной реабилитации и творческого развития. Для этого будут дооснащены необходимым оборудованием следующие помещения: - кабинет TCP - "Школа ухода за детьми-инвалидами "Мамина забота", - кабинет логопеда - "Школа обучения АДК "Сила Слова", - кабинет АФК - "Клуб "Паралимпик", "Студия хореографии" театральный кабинет - "Инклюзивная творческая студия", - кабинет коррекционной работы - "Клуб для родителей "Ребенок без пеленок" |
2.3. |
Заключение соглашений и договоров о сотрудничестве с российскими государственными и негосударственными некоммерческими организациями, направленными на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов |
ОГБУСО КЦСОН "Исток" ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" РО ВОРДИ АНО "Солнце для всех" НО содействия семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья "Радуга надежды" 01 |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Привлечение российских государственных и негосударственных некоммерческие организаций, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов |
2.4. |
Привлечение к реализации проекта волонтеров |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Поддержка добровольческих инициатив, направленных на повышение качества жизни детей-инвалидов и семей их воспитывающих. Для реализации проекта будет привлечено 28 добровольцев: 16 человек из числа студентов Павловского технологического техникума и 12 человек из числа "серебряных" волонтеров. |
2.5. |
Повышение профессиональных компетенций специалистов, в том числе на базе профессиональных стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2024 |
Повышение профессиональных компетенций специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных сервисов, в том числе на базе профессиональных стажировочных площадках Фонда. Обучение специалистов будет осуществляться на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда по направлению "Сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью", "Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ", "Комплексная помощь детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра", "Методы альтернативной дополнительной коммуникации". Обучение специалистов ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" будет осуществляться на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда в ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Доверие" в г. Димитровграде" по направлению "Сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью". Количество часов - 16. Обучение специалистов ОГБУСО КЦСОН "Исток" будет осуществляться на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда по направлению "Сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью", "Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ", "Комплексная помощь детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра". |
3. |
Задача 3. Оказание помощи родителям (законным представителям) в реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях. |
|
|
|
|
3.1. |
Организация пункта социального проката реабилитационного и игрового оборудования "Семейная социотека" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
На базе ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" будет организован пункт социального проката реабилитационного оборудования, который предоставит возможность улучшить условия детей-инвалидов в домашних условиях, обеспечит возможность передвижения и самообслуживания, а также позволит продолжить реабилитационные занятия дома. Специалисты отделения по реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и инвалидностью будут оказывать консультативную помощь в использовании реабилитационного оборудования в домашних условиях. В рамках реализации проекта реабилитационное оборудование для использования в домашних условиях будет предоставлено 32 детям-инвалидам |
3.2. |
Организация и проведение обучающих занятий с родителями согласно тематическим планам, организация и проведение курсов занятий в рамках Клуба для родителей "Ребенок без пеленок" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
В рамках реализации проекта с родителями на базе ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" и ОГБУСО КЦСОН "Исток" будут проводиться коррекционно-развивающие занятия. Оснащение кабинетов компьютерной техникой, оргтехникой и мебелью позволит проводить занятия с родителями как в индивидуальной, так и в групповой формах, что улучшит качество реабилитационного процесса. В рамках работы родители смогут общаться друг с другом, выходить с предложениями по развитию реабилитационного процесса. В рамках межведомственного взаимодействия к работе с родителями будут привлекаться специалисты здравоохранения, социальной защиты. Как результат: повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в реализацию программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе посредством проведения обучающих мероприятий, создания родительских сообществ. Обучающие занятия будут организованы и проведены для 970 родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью |
3.3. |
Создание специальных сервисов "Домашний микрореабилитационный центр" и "Выездной микрореабилитационный центр", организация и проведение курса обучающих занятий "Школа ухода за детьми-инвалидами "Мамина забота" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.09.2024 |
31.12.2025 |
Создание новых специализированных социальных сервисов, обеспечивающих поддержку родителей (законных представителей) в реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях: домашний микрореабилитационный центр и выездной микрореабилитационный центр, школа ухода за детьми-инвалидами "Мамина забота". Общий охват родителей, прошедших обучение - 550 человек. |
4. |
Задача 4. Содействие родителям (законным представителям) в подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни. |
|
|
|
|
4.1. |
Организация работы кабинета социально-бытовой адаптации Курс социально-бытовой адаптации детей-инвалидов на базе тренировочных квартир "Вместе с мамой" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" АНО "Солнце для всех" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Создание кабинетов (площадки) социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Организация занятий с детьми в рамках работы кабинета социально-бытовой адаптация с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг. В рамках реализации проекта для организации работы кабинета социально-бытовой адаптации будет разработана и внедрена программа "Я могу!". Занятия по программе для детей-инвалидов подросткового возраста и молодых инвалидов Созданы кабинеты (площадки) социально-бытовой адаптации детей-инвалидов на базе тренировочных квартир в количестве 4 шт. - в Засвияжском, Ленинском и Заволжском районах г. Ульяновска. Общий охват семей, прошедших реабилитацию по данному курсу - 400. |
4.2. |
Обучение родителей и детей-инвалидов, имеющих нарушения речевых функций методам альтернативной дополнительной коммуникации на курсе занятий "Сила Слова" |
ОГБУСО КЦСОН "Исток" РО ВОРДИ ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.09.2024 |
31.12.2025 |
Повышение коммуникационного потенциала детей-инвалидов, в том числе с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации К обучению будет привлечено 550 семей. На базе ОГБУСО КЦСОН "Исток" При реализации проекта будут проводиться реабилитационные мероприятия посредством творческой деятельности. Дети с ОВЗ и инвалидностью вместе со своими родителями и специалистами отделения по реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и инвалидностью будут участниками театральной студии, постановки которой будут строиться на основе народных сказок. Будут использоваться в работе элементы народных игр и гуляний. Для улучшения качества реабилитационного процесса специалисты будут работать с детьми в костюмах сказочных персонажей. Данная методика работы позволит преодолеть ребенку такие чувства, как замкнутость, нерешительность. Поможет в развитии мелкой моторики рук (использование кукол, мелких материалов), а также улучшит их эмоциональное состояние. При вовлечении в творческий процесс родителей, дети будут учиться работать в коллективе. В рамках межведомственного взаимодействия к работе будут привлекаться педагоги детской школы искусств и педагоги Центра развития творчества детей и юношества. Планируемый охват детей - 193 человека. На базе ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
4.3. |
Внедрение программы учебного сопровождаемого проживания детей-инвалидов |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.01.2025 |
31.12.2025 |
Внедрение программ учебного сопровождаемого проживания детей-инвалидов. В рамках реализации проекта будет разработана и внедрена 1 комплексная программа реабилитации и абилитации детей подросткового возраста, молодых инвалидов с множественными нарушениями развития "ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ!" (ЗУМ) |
4.4. |
Организация работы группы кратковременного присмотра |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.01.2025 |
31.12.2025 |
Группа кратковременного присмотра является вариативной формой дошкольного образования в режиме неполного дня. На базе ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" и ОГБУСО КЦСОН "Исток" будут созданы для детей раннего возраста и детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Целью создания групп кратковременного присмотра является обеспечение всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности. В рамках реализации проекта планируется привлечь в работу группы кратковременного присмотра 103 ребенка, консультативно-методическая помощь будет оказана 112 родителям. Для проведения занятий с детьми в рамках работы группы кратковременного присмотра будут привлекаться педагоги детской школы искусств и Центра развития творчества детей и юношества. |
4.5. |
Организация работы клуба семейного общения |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" |
01.01.2025 |
31.12.2025 |
Расширение социальных связей детей-инвалидов и семей их воспитывающих, в том числе с использованием клубных форм работы |
5. |
Задача 5. Создание современных информационных сервисов для оказания дистанционной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей-инвалидов. |
|
|
|
|
5.1. |
Разработка мобильного приложения для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2024 |
31.12.2025 |
Разработка мобильных приложений для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов. В мобильном приложении будет размещен методический материал для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов по реабилитации и абилитации детей. С помощью мобильного приложения родители смогут общаться друг с другом, задавать интересующие вопросы специалистам и получить на них ответы. В мобильном приложении для смартфонов Telegram, будет создана группа "От сердца к сердцу", в которую будут включены 147 родителей. Также в социальной сети ВКонтакте будет создана группа под названием "От сердца к сердцу". В данных приложениях будет публиковаться вся информация о реализации проекта, кроме того каждые 2 недели будет размещаться информация с методическими рекомендациями для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Разработано мобильное приложение "Без границ" для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов. Предполагаемый охват пользователей приложения на конец отчетного периода - 700 человек. |
5.2. |
Организация дистанционной помощи родителям в социальной сети ВКонтакте - "Помощь рядом" |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.01.2025 |
31.12.2025 |
Внедрение дистанционных форм оперативного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов в социальной сети ВКонтакте - "Помощь рядом". В рамках реализации проекта дистанционными формами консультирования смогут воспользоваться родители, воспитывающие детей-инвалидов Предполагаемый охват родителей, воспользовавшихся сервисом на конец отчетного периода - 700 человек. |
6. |
Задача 6. Информационная и публичная представленность успешных результатов регионального комплекса мер. |
|
|
|
|
6.1. |
Проведение межведомственного мероприятия, обеспечивающего старт реализации проекта |
Министерство социального развития Ульяновской области Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области Министерство здравоохранения Ульяновской области ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2025 |
31.07.2025 |
Проведение межведомственного мероприятия, обеспечивающего старт регионального комплекса мер. В июле 2024 года будет проведено установочное межведомственное совещание по организации работы регионального комплекса мер, разработке и утверждению алгоритма межведомственного взаимодействия в ходе реализации проекта. В межведомственном совещании примут участие директора учреждений и руководители проекта регионального комплекса мер. |
6.2. |
Разработка и распространение информационно-просветительских материалов для целевых групп |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2025 |
31.07.2025 |
Разработка и распространение информационно-просветительские материалов для целевых групп. В рамках реализации проекта будет выпущено 2 буклета о комплексе региональных мер. Информационно-просветительский материала о деятельности Центра для целевых групп (буклеты, брошюры, видеоролики). Изготовлено 8 видов буклетов тиражом каждый по 1 500 экземпляров, 8 видов листовок тиражом по 1000 экземпляров, 6 видеороликов |
6.3. |
Обеспечение информационного сопровождения проекта |
Министерство социального развития Ульяновской области Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области Министерство здравоохранения Ульяновской области ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2025 |
31.07.2025 |
Обеспечение информационной представленности мероприятий регионального комплекса мер в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций. В рамках реализации проекта в районной газете "Искра" Павловского района будет размещено 6 публикаций, на официальном сайте ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" и в социальных сетях будет размещено 72 публикации |
6.4. |
Участие в региональных и всероссийских мероприятиях с целью демонстрации успешных практик, внедренных в рамках регионального комплекса мер, на региональных и всероссийских мероприятиях |
ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания "Гармония" в р.п. Павловка" ОГБУСО КЦСОН "Исток" |
01.07.2025 |
31.07.2025 |
Демонстрация успешных практик, внедренных в рамках регионального комплекса мер, на региональных и всероссийских мероприятиях, в том числе на ежегодном Всероссийском форуме "Вместе ради детей!" (2024 г, 2025 г.); "Меняем мир вместе!" |
6.5. |
Проведение межрегионального мероприятия по итогам реализации регионального комплекса мер и распространению его эффективных результатов: инклюзивный фестиваль творческой и спортивной направленности "Волжская радуга" |
Министерство социального развития Ульяновской области ОГБУСО КЦСОН "Исток" исполнительные органы государственной власти Ульяновской области |
01.09.2025 |
31.12.2025 |
Проведение регионального мероприятия по итогам реализации регионального комплекса мер и распространению его эффективных результатов: инклюзивный фестиваль творческой и спортивной направленности "Волжская радуга", общий охват участников мероприятия - 700 человек, в том числе делегации из 3 регионов Российской Федерации |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Комплексу мер
Объём
финансового обеспечения Комплекса мер Ульяновской области по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов
Источник финансирования |
Объём финансового обеспечения по годам (рублей) 2024-2025 г.г. |
Средства областного бюджета Ульяновской области |
21206796,00 |
Внебюджетные средства |
105400,00 |
Грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
15455912,00 |
ИТОГО |
36768108,00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Комплексу мер
Показатели
оценки эффективности комплекса мер Ульяновской области семей, воспитывающих детей-инвалидов
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|
2024 |
2025 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Численность представителей целевых групп, охваченных мероприятиями регионального комплекса мер |
|||
1.1. |
Численность семей, воспитывающих детей-инвалидов |
|
|
|
1.1.1. |
всего |
семей |
304 |
587 |
|
в том числе: |
|
|
|
1.1.2. |
семьи с одним родителем |
семей |
111 |
315 |
1.1.3. |
замещающие семьи, принявшие на воспитание детей-инвалидов |
семей |
21 |
55 |
1.2. |
Численность детей-инвалидов |
человек |
357 |
643 |
1.3. |
Численность родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов |
|
|
|
1.3.1. |
всего |
человек |
458 |
771 |
|
в том числе: |
|
|
|
1.3.2. |
замещающие родители |
человек |
31 |
65 |
2. |
Создание специализированных социальных сервисов, обеспечивающие поддержку родителям (законным представителям) в реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях |
|||
2.1. |
всего |
единиц |
5 |
7 |
|
в том числе: |
|
|
|
2.1.1. |
домашний микрореабилитационный центр |
единиц |
1 |
1 |
2.1.2. |
выездной микрореабилитационный центр |
единиц |
1 |
1 |
2.1.3. |
пункты социального проката реабилитационного и игрового оборудования |
единиц |
1 |
2 |
2.1.4. |
другие сервисы (указать конкретно) Семейная гостиная в режиме круглосуточного пребывания |
единиц |
0 1 |
1 1 |
|
Клуб для родителей "Ребенок без пеленок" Клуб АФК "Паралимпик" для совместного занятия спортом детей-инвалидов и их родителей |
|
1 |
1 |
2.2. |
Численность детей-инвалидов, охваченных программами реабилитации и абилитации в домашних условиях |
человек |
42 |
72 |
3. |
Создание специализированных социальных сервисов, обеспечивающих поддержку родителям (законным представителям) в подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни |
|||
3.1. |
всего |
единиц |
4 |
6 |
|
в том числе: |
|
|
|
3.1.1 |
кабинеты (площадки) социально-бытовой адаптации |
единиц |
4 |
5 |
3.1.2 |
группы кратковременного присмотра и ухода |
единиц |
0 |
1 |
3.1.3 |
другие сервисы (указать конкретно) |
единиц |
|
|
3.2. |
Численность детей-инвалидов, включенных в программы учебного сопровождаемого проживания |
человек |
150 |
209 |
4. |
Количество цифровых сервисов, используемых в работе с целевыми группами |
|||
4.1. |
всего |
единиц |
2 |
4 |
|
в том числе: |
|
|
|
4.2. |
мобильные приложения |
единиц |
1 |
2 |
4.3. |
сайты (страницы) в информационно-коммуникационной сети "Интернет" |
единиц |
1 |
2 |
4.4. |
другое (указать конкретно) |
единиц |
|
|
5. |
Развитие родительских сообществ |
|||
5.1. |
Количество родительских сообществ, поддержанных в рамках регионального комплекса мер |
|
|
|
5.1.1. |
всего |
единиц |
3 |
4 |
|
в том числе в форме: |
|
|
|
5.1.2. |
групп взаимопомощи |
единиц |
1 |
1 |
5.1.3. |
родительских клубов |
единиц |
2 |
3 |
5.1.4. |
другое (указать конкретно) |
единиц |
|
|
5.2. |
Численность родителей (законных представителей), привлеченных в родительские сообщества |
|
|
|
5.2.1 |
всего |
человек |
207 |
415 |
|
в том числе: |
|
|
|
5.2.2. |
замещающие родители |
человек |
10 |
25 |
6. |
Развитие партнерства |
|||
6.1. |
Количество органов и организаций разной ведомственной принадлежности, привлеченных к реализации мероприятий регионального комплекса мер |
|
|
|
6.1.1. |
всего |
единиц |
19 |
45 |
|
в том числе: |
|
|
|
6.1.1.1. |
органы опеки и попечительства |
единиц |
|
|
6.1.1.2. |
организации социального обслуживания |
единиц |
5 |
5 |
6.1.1.3. |
образовательные организации |
единиц |
3 |
16 |
6.1.1.4. |
организации здравоохранения |
единиц |
8 |
21 |
6.1.1.5. |
другие организации (указать конкретно) |
единиц |
|
|
Региональное отделение Всероссийского общества родителей детей-инвалидов |
1 |
1 |
||
Ульяновская областная общественная организация Всероссийского общества слепых |
1 |
1 |
||
Областное государственное казённое учреждение "Ульяновская спортивно-адаптивная школа" |
1 |
1 |
||
6.2. |
Количество негосударственных некоммерческих организаций, участвующие в реализации мероприятий региональных комплексов мер |
единиц |
3 |
6 |
|
в том числе участвующих: |
|
|
|
6.2.1. |
в социально-реабилитационных мероприятиях для представителей целевых групп |
единиц |
2 |
3 |
6.2.2. |
в досуговых и социально-культурных мероприятиях |
единиц |
1 |
3 |
6.2.3. |
в информационно-просветительских мероприятиях |
единиц |
|
|
6.2.4. |
в других мероприятиях (указать конкретно) |
единиц |
|
|
6.3. |
Численность добровольцев, привлеченных к реализации мероприятий регионального комплекса мер |
человек |
29 |
73 |
7. |
Повышение профессиональных компетенций специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных практик в рамках регионального комплекса мер |
|||
7.1. |
Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение по направлениям деятельности в рамках регионального комплекса мер |
|
|
|
7.1.1. |
всего |
человек |
34 |
56 |
7.1.2. |
в том числе на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда |
человек |
34 |
56 |
8. |
Информационная и публичная представленность успешных результатов регионального комплекса мер |
|
|
|
8.1. |
Количество разработанных информационно-просветительских материалов для целевых групп (буклеты, брошюры, другое) |
единиц |
18 |
54 |
8.2. |
Количество информационно-методических материалов для специалистов, разработанных в рамках регионального комплекса мер |
единиц |
15 |
45 |
8.3. |
Количество мероприятий по распространению результатов регионального комплекса мер |
единиц |
6 |
15 |
8.4. |
Количество организаций, принявших участие в мероприятиях по распространению результатов регионального комплекса мер |
единиц |
13 |
18 |
8.5. |
Количество публикаций о деятельности в рамках регионального комплекса мер |
|
|
|
8.5.1. |
всего |
единиц |
43 |
132 |
|
в том числе: |
|
|
|
8.5.2. |
в печатных средствах массовой информации |
единиц |
6 |
18 |
8.5.3. |
теле- и радиоэфиров |
единиц |
1 |
6 |
8.5.4. |
в информационно-коммуникационной сети "Интернет" |
единиц |
36 |
108 |
8. |
Дополнительные показатели, установленные участником конкурсного отбора |
|||
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 15 августа 2024 г. N 99-п "Об утверждении комплекса мер Ульяновской области по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов"
Вступает в силу с 17 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 16 августа 2024 г. N 7301202408160002