Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Положение
об Экостанции ГБОДОРМ "Республиканский центр дополнительного образования детей"
Саранск, 2021
1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основании методических рекомендаций по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" подготовленных ФГБОУДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" совместно с Министерством просвещения Российской Федерации.
Понятие "Экостанция" дается в распоряжении Министерства просвещения Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. N Р-9 "О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2019 г. N Р-136".
Под Экостанцией понимается современная организационно-методическая модель обновления дополнительного образования естественнонаучной направленности, реализуемая в организационной форме создания структурного подразделения в образовательной организации любого типа, реализующей в соответствии с лицензией по подвиду "дополнительное образование детей и взрослых" дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по профильным направлениям: "Био", "Экомониторинг", "Лесное дело", соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий в Российской Федерации.
2. Основные цели, задачи и функции Экостанций
Цель Экостанций - создание практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.
Задачи Экостанций:
- создание современной инфраструктуры, а внутри нее - образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье;
- социализация и адаптация обучающихся разных социальных групп к жизни в мобильном обществе;
- формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно-исследовательскому оборудованию и технологиям;
- профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования;
- увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеразвивающими программами естественнонаучной направленности.
Функции Экостанции:
- разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественнонаучной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках реализации дополнительных общеобразовательных Программ естественнонаучной направленности;
- организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности по программам Экостанции;
- участие в разработке и реализации приоритетных инновационных экологических и эколого-просветительских проектов на региональном и федеральном уровнях, в том числе в проектах государственно-частного и социального партнерства;
- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации;
- обеспечение подготовки и ранней профессиональной ориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического и устойчивого экологического развития субъекта Российской Федерации;
- организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
- внедрение проектного управления и деятельность Экостанции;
- формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и приемных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере;
- формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации.
Экостанция предполагает работу со следующими категориями населения:
- с детьми от 5 до 18 лет, в том числе с детьми с ОВЗ, детьми с инвалидностью и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- с родительским сообществом (вовлечение в разработку образовательных программ, просветительская работа);
- с руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в рамках организации дополнительного профессионального образования;
- со студенческой молодежью, выступающей в статусе наставников (тьюторов) и/или образовательных волонтеров Экостанции;
- со специалистами (в статусе наставников) предприятий реального сектора экономики, научных организаций, бизнес компаний.
3. Организационная форма Экостанции
Экостанция создается как структурное подразделение ГБОДОРМ "Республиканский центр дополнительного образования детей".
4. Организационное и материально-техническое обеспечение Экостанции
Экостанция самостоятельна в формировании своей внутренней структуры начального уровня.
В целях повышения эффективности решения задач, стоящих перед Экостанцией, при ней рекомендуется наличие следующих объектов, обеспечивающих реализацию естественнонаучных мероприятий в Республике Мордовия:
Открытые (интерактивные) пространства: лекторий (конференц-зал), интерактивный музей, выставочная зона, зона активного отдыха (коворкинг-зона, эко-тренажеры), медиа-центр и т.д.
Медиа-центр - важное направление работы Экостанции, ее структурно-функциональная часть, которая может включать в себя организационное звено (детский пресс-центр, формируемый из числа обучающихся Экостанции), собственные печатные органы (как сетевые, так и классические), зарегистрированные в установленном порядке, ютуб-канал, официальные группы в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Зона живой природы ("локационные" пространства Экостанции): детский (учебный) ботанический сад, сенсорный сад, арт-парк природно-ландшафтного искусства, оранжереи, "умные" теплицы, экологические тропы, мини-зоопарк, экоферма, сити-ферма, аквариумный и акватеррариумный комплекс, экзотариум, метеостанции, и др.
Помещения Экостанции должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, Своду Правил СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2016) и Своду Правил 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования") и иным нормативно-правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Для реализации программ необходимо наличие учебных кабинетов, лабораторий, обеспеченных стандартной учебной мебелью в соответствии с комплектностью учебных групп.
Кабинет должен быть обеспечен необходимым компьютерным оборудованием: компьютер для педагога и компьютеры для самостоятельной работы учащихся (желательны), принтер, желательно с возможностью цветной печати. Компьютерное оборудование должно иметь соответствующее лицензионное программное обеспечение и доступ в сеть Интернет.
Необходимо оснащение кабинета мультимедийным оборудованием: проектором, автоматизированным проекционным экраном, акустической системой.
Обязательным условием для реализации модулей программы является наличие специализированной лаборатории, оснащенной должным оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ по количеству учащихся в группе, а также необходимым комплектом реактивов, необходимых для лабораторного практикума.
Материально-техническое обеспечение, необходимое для освоения образовательных программ, предусмотрено в перечне средств обучения и воспитания, приведенного в Приложении N 4.
5. Направления деятельности Экостанции
Направления деятельности Экостанции:
"Био" (фундаментальные тематические направления программ: ботаника, зоология, общая экология);
"Лесное дело" (тематические направления программ: лесное дело, в том числе защита и восстановление лесов);
"Экомониторинг" (тематические направления программ: общая экология, прикладная экология и организация мониторинговых исследований окружающей среды).
Направление "Био" и реализуемые в рамках него дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на освоение и изучение исследовательских методов, применяемых основными биологическими науками: ботаникой, зоологией, общей экологией.
Это самое обширное направление Экостанции, подразумевающее реализацию программ по всем отраслям фундаментальной биологии: систематике и географии низших и высших растений (геоботаника, биоморфология, микология), зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоогеографии, почвоведении, гидробиологии и др.
Направление сфокусировано на работу с детьми, ориентированными на участие в научных и образовательных конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских и поисковых коллективных и индивидуальных проектах, предметных олимпиадах различного уровня.
Направление "Лесное дело" ориентировано на освоение обучающимися навыков работы в такой практической отрасли, как лесоводство (включая лесовосстановление).
Данное направление работы способствует раскрытию всего комплекса лесобиологических проблем, знакомит обучающихся с проблемами охраны и рационального использования лесного фонда - одного из ключевых национальных достояний России. Работа данного направления должна быть ориентирована на популяризацию лесохозяйственных профессий.
Направление "Экомониторинг" включает в себя теоретическую подготовку по направлению "экология", освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.
В рамках данного направления предполагается реализация комплекса образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, знакомство обучающихся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды.
Наиболее актуальным представляется обучение детей работе с современным исследовательским оборудованием и цифровыми технологиями обработки данных (приборы, датчики, экспресс-лаборатории).
6. Организация образовательного процесса Экостанции
Образовательная деятельность в Экостанции осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности, разработанным на основе модульного принципа, в соответствии с шестью направлениями деятельности Экостанции, указанными в разделе 3 настоящих методических рекомендаций.
Основными видами организации образовательного процесса Экостанции рекомендуются учебно-исследовательская и проектная деятельности.
Экостанция определяет перечень образовательных программ исходя из вариативного выбора для реализации не менее 2 направлений (модулей) Экостанции.
Перечни направлений дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности являются открытыми и могут изменяться и (или) дополняться Федеральным детским эколого-биологическим центром.
Экостанцией обеспечивается разработка и утверждение образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным детским эколого-биологическим центром методических материалов по каждому направлению деятельности Экостанции.
Дополнительные общеразвивающие программы Экостанции или тематические блоки программ могут быть реализованы в сетевой форме, с привлечением специалистов и базы образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики.
В настоящее время требования к разработке, утверждению и реализации дополнительных общеобразовательных программ содержатся в:
- Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации от 28 июня 2019 г. МР-81/02вн;
- Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
- Письме Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)");
- Методических рекомендациях "по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей" от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09.
7. Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы целесообразно привлекать педагогов дополнительного образования с высшим педагогическим естественнонаучным образованием без предъявлений требования к квалификационной категории, но обладающих достаточным практическим опытом, особенно в области организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися в естественнонаучном направлении, владеющих инновационными технологиями организации образовательного процесса и имеющих высокий уровень ИКТ-компетентности.
К приоритетным мероприятиям по кадровому обеспечению региональных систем дополнительного образования детей относятся:
- разработка краткосрочных дополнительных профессиональных программ; обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогов; внедрение новых форматов организации профессиональной переподготовки, в том числе за счет использования информационных и цифровых ресурсов;
- проведение конкурсов профессионального мастерства для управленческих и педагогических кадров; создание системы мотивации для педагогических работников; создание условий для участия педагогических работников в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;
- развитие института наставничества, привлечение молодых кадров в систему дополнительного образования детей;
- вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в обновление дополнительных профессиональных программ.
Экостанции вправе привлекать к реализации программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования по направлению "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Расчет штата педагогического персонала производится в соответствии с количеством образовательных программ Экостанции и количеством групп обучающихся по каждому направлению из расчета не менее двух штатных единиц на каждое направление (модуль) Экостанции. При этом обязательным условием при формировании штата сотрудников Экостанции является наличие по каждому направлению Экостанции не менее одного педагогического работника на условиях полной занятости.
Штат административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала должен составлять не более 25% от штата педагогического персонала образовательной организации. Выполнение отдельных функций и разовых работ может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми по договору в соответствии с действующим законодательством.
Проведение программ повышения квалификации для руководителей и педагогических работников Экостанции в формате образовательных сессий, в том числе в дистанционной форме, обеспечивают Федеральный детский эколого-биологический центр.
8. Финансовое обеспечение деятельности Экостанции
Финансовое обеспечение деятельности Экостанции осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также из внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.