В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан.
2. Признать утратившим силу приказ Управления ветеринарии Республики Башкортостан от 21 августа 2020 года N 147 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по ветеринарии Бронникову Г.З.
Председатель |
А.С. Зиганшин |
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 14 августа 2024 г.
Регистрационный N 22499
Утверждено
приказом Государственного
комитета Республики Башкортостан
по ветеринарии
от 29 июля 2024 года N 160
Руководство
по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан (далее - Руководство), подготовлено в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в области обращения с животными.
Руководство разработано с целью устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 12 Федерального закона N 498-ФЗ.
Руководство не содержит новые обязательные требования.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, является Государственный комитет Республики Башкортостан по ветеринарии (далее соответственно - региональный государственный надзор, Госкомитет).
2. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан
2.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного надзора, размещен на официальном сайте Госкомитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Деятельность. Государственный надзор в области обращения с животными. Все документы".
3. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
3.1. Лица, на которых распространяется соблюдение обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного надзора: юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.
4. Руководство по соблюдению обязательных требований при содержании и выгуле животных их владельцами
4.1. В соответствии с пунктами 1, 4 и 8 статьи 3 Федерального закона N 498-ФЗ используются следующие основные понятия:
владельцем животного является физическое лицо или юридическое лицо (далее - владелец), которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;
домашние животные - это животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;
место содержания животного - используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток.
4.2. Согласно статьям 9 и 13 Федерального закона N 498-ФЗ к требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:
1) обеспечение надлежащего ухода за животными;
2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
4) соблюдение требований к содержанию животных, а также прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные;
5) определение владельцем предельного количества домашних животных в местах содержания животных исходя из возможности обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
6) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
7) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
4.3. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу;
4) не допускать выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. (Перечень потенциально опасных собак утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года N 974).
Владельцы животных должны соблюдать дополнительные требования к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, установленные нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
4.4. В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 498-ФЗ, животные должны быть защищены от жестокого обращения.
При обращении с животными не допускаются:
1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
5) организация и проведение боев животных;
6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных.
Содержание животных в местах, используемых для торговли животными, должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
5. Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и деятельности приютов для животных
5.1. В соответствии с пунктом 2, 5 и 8 статьи 3 Федерального закона N 498-ФЗ используются следующие основные понятия:
деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными;
животное без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье.
Согласно статье 16 Федерального закона N 498-ФЗ к приютам для животных предъявляются следующие требования:
1. Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
2. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
3. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
4. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
5. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
6. В отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:
1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев;
4) содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;
5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;
6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев;
7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.
8. Передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим лицам и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных не допускается.
9. Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют для животных животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются сотрудниками приюта для животных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных.
10. Перечень дополнительных сведений о поступивших в приют для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядок размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет утвержден Госкомитетом и размещен в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Госкомитета.
11. Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
12. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения:
1) гражданами приютов для животных в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;
2) добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
13. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
6.1. Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области обращения с животными должностные лица Госкомитета, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора, имеют право:
запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, составлять по результатам контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие акты;
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;
пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными.
Также, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ в пределах установленной компетенции, имеют право:
выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел.
7. Ответственность за нарушение обязательных требований при осуществлении деятельности в области обращения с животными
7.1. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
7.2. За несоблюдение требований законодательства в области обращения с животными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрены следующие административные наказания:
1) статья 8.52 КоАП РФ "Несоблюдение требований к содержанию животных":
часть 1. Несоблюдение общих требований к содержанию животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, а также случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и статьями 8.53, 8.54 КоАП РФ;
часть 2. Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
часть 3. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (не применяется к владельцу животного в случае, если такое нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц).
2) статья 8.54 КоАП РФ "Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев":
часть 1. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных;
часть 2. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно статье 23.96 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1, частью 2 (в пределах своих полномочий) и частью 3 статьи 8.52, статьей 8.54 КоАП РФ.
7.3. За нарушение требований общественного порядка при обращении с животными при перемещении или выгуливании собак на территории Республики Башкортостан предусмотрено административное наказание по статье 13.7 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ).
Согласно статье 14.2 КоАП РБ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.7 КоАП РБ, рассматривают административные комиссии органов местного самоуправления.
7.4. За жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, предусмотрена ответственность по статье 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по ветеринарии от 29 июля 2024 г. N 160 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан"
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 14 августа 2024 г.
Регистрационный N 22499
Вступает в силу с 17 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 16 августа 2024 г. N 202408160006