Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2024 г. N 3а-229/2024
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Янусика А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафиуллина Рифа Васимовича к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана Новоникольского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 июля 2019 года N 308,
установил:
решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 июля 2019 года N 308 утвержден Генеральный план Новоникольского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Генеральный план). Данное решение вместе с Генеральным планом опубликовано в газете "Альметьевский вестник" 1 августа 2019 года N 32 (1127), на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 1 августа 2019 года, Генеральный план также размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В настоящее время Генеральный план действует с учетом изменений, внесенных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года N 95, опубликованным в газете "Альметьевский вестник" 24 ноября 2021 года N 46 (1247), на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 24 ноября 2021 года.
Сафиуллин Р.В. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Генерального плана не действующим в части исключения из границ населенного пункта принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 16:07:230001, ссылаясь на нарушение его прав как собственника земельных участков на использование их по первоначальному назначению под индивидуальное жилищное строительство; считает необоснованным исключение земельных участков из границ населенного пункта в связи с их расположением в зонах с особыми условиями использования территорий, зонах минимальных расстояний до магистрального трубопровода, поскольку данная зона затрагивает лишь незначительную площадь земельных участков, в то время как другие земельные участки, расположенные в аналогичных зонах, из границ населенного пункта не исключены.
Административный истец также указывает, что принятое органом местного самоуправления решение об исключении земельных участков из границ населенного пункта не является единственно возможным способом соблюдения режима охраны магистральных трубопроводов; составленный до приобретения административным истцом земельного участка топографический план местности был согласован с организациями - владельцами трубопроводов; решение об изменении категории земель не обеспечено гарантиями прав административного истца; налоговые платежи за земельные участки исчисляются по ставке, определенной для земель населенных пунктов; отнесение генеральным планом земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения не соответствует требованиям к минимальному размеру образуемого нового земельного участка данной категории.
Кроме того, по мнению административного истца, нарушена процедура принятия генерального плана в части согласования с Кабинетом Министров Республики Татарстан, порядок проведения публичных слушаний не обеспечил прав административного истца на участие в обсуждении проекта Генерального плана в связи с несвоевременным опубликованием постановления об их назначении, внесенные в Генеральный план изменения не соответствуют протоколу публичных слушаний.
В судебном заседании представитель Сафиуллина Р.В. - Ибатуллова Н.Р. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Совет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, представил письменные возражения.
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и аналогичных им положений части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" утверждение генеральных планов сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесены подготовка и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить данном Кодексу.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан является Совет района (статьи 5, 24 Устава муниципального образования "Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22 сентября 2011 года N 116).
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, части 3 статьи 29 Устава муниципального образования "Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан" Совет Альметьевского муниципального района был вправе утвердить оспариваемый Генеральный план.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 6 октября 2017 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление N 1643 "О начале разработке Генерального плана Новоникольского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан". Постановление опубликовано в газете "Альметьевский вестник" 12 октября 2017 года N 43 (1030), на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 9 октября 2017 года.
Проект Генерального плана согласован Кабинетом Министров Республики Татарстан, о чем представлено заключение от 26 ноября 2018 года N 10-53/15699. 12 декабря 2018 года проект Генерального плана размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Постановлением Главы Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 28 февраля 2019 года N 22, опубликованным в газете "Альметьевский вестник" 28 февраля 2019 года N 10 (1105), на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 февраля 2019 года, назначены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана.
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены в селе Новоникольск 11 марта 2019 года, что зафиксировано в протоколе публичных слушаний. Заключение по результатам публичных слушаний составлено Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и опубликовано в газете "Альметьевский вестник" 18 апреля 2019 года N 17(1112).
Публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план назначены постановлением Главы Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22 июня 2021 года N 57, опубликованным на официальном сайте Альметьевского муниципального района Республики Татарстан https://almetyevsk.tatarstan.ru, в газете "Альметьвский вестник" 24 июня 2022 года N 24 (1225), проведены 22 июля 2021 года в населенных пунктах Новоникольского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, в том числе в поселке Сосновка, о чем составлены соответствующие протоколы. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете "Альметьевский вестник" 5 августа 2021 года N 31 (1232).
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, судом не выявлено существенных отклонений от процедуры подготовки проектов Генерального плана и внесения в него изменений, которые могли бы привести к существенному нарушению порядка их принятия и утверждения, повлиявшему на законность принятия нормативных правовых актов, и служить безусловным и достаточным основанием для исключения их из системы действующего правового регулирования.
В силу пункта 2 части 1, части 4 и 5 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований, которые могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке; установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, осуществляется в границах поселения.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого генерального плана) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Как видно из содержания раздела 2.9 "Мероприятия по изменению границ в Новоникольском сельском поселении" Положения о территориальном планировании (том 1), оспариваемым Генеральным планом предусмотрено изменение границ поселка Сосновка в связи с исключением земельных участков в зоне минимально-допустимых расстояний от объектов трубопроводного транспорта. В таблице 2.9.1 приведен перечень земельных участков, исключаемых из границ поселка Сосновка, в том числе земельные участки административного истца, в отношении которых заявлены требования.
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года N 95 раздел 2.9 дополнен новым абзацем, в котором перечислены земельные участки, в том числе земельные участки административного истца, не включенные в границу населенного пункта Сосновка в связи с нахождением в границе зон с особыми условиями использования территорий нефтепроводов, водовода, а также несоблюдением минимально допустимых расстояний от нефтяных скважин и несоблюдением охранных зон ВЛ. Этим же решением утверждена в новой редакции карта границ населенных пунктов, карта функциональных зон.
Таким образом, согласно действующему Генеральному плану принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки не входят в границы населенного пункта поселка Сосновка. На карте функциональных зон Генерального плана часть спорной территории отнесена к зоне сельскохозяйственных угодий, другая часть - к зоне лесов. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о наличии в пределах земельных участков административного истца объектов капитального строительства отсутствуют.
Как следует из возражений Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, часть спорной территории находится в границе зон с особыми условиями использования территорий нефтепроводов, водовода, зоны минимально допустимых расстояний от нефтяных скважин и охранной зоны ВЛ (зона с особым режимом использования территорий охранная зона водовода ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина от КНС-567 до скважин 8190, 5912, 16539 реестровый номер 16:07-6.8501; охранная зона скважин NN 16540, 16539 НДГУ "Альметьевнефть" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина реестровый номер 16:07-6.9303, охранная зона скважин NN 5965, 21679, 21678 НДГУ "Альметьевнефть" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина реестровый номер 16:07-6:10524; ВЛ 0,4 кВ КТП - 36510 реестровый номер 16:07-6:10881; охранная зона скважины N 5964 ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина реестровый номер 16:07-6:531); часть спорной территории согласно действующему Генеральному плану расположена в зоне лесов.
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина также указывает на частичное расположение спорной территории в зоне с особыми условиями использования территории (охранные зоны нефтепровода и водовода НДГУ "Альметьевнефть", охранная зона ЛЭП 6 кВ Ф.132-06, зоны наименьших расстояний объектов обустройства нефтяного месторождения - действующих добывающих скважин NN 5915, 21679 (оснащена ЭЦН), 16540), нагнетательных скважин NN 21678, 5965, 16539 и нагнетательной остановленной скважины N 16541).
Особенности использования таких земельных участков регламентированы Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 534, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерства топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года, постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года N 9, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160.
При этом по смыслу названных нормативных правовых актов запреты осуществления деятельности на земельных участках, расположенных в таких зонах (в том числе возведения на них объектов капитального строительства), обусловлены наличием на соответствующей территории подлежащих охране объектов и действуют вне зависимости от категории земель.
Оценивая доводы административного истца о неправомерном исключении из границ населенного пункта принадлежащих ему земельных участков, суд исходит из того, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (в данном случае, в генеральном плане поселения) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанные цели достигаются, помимо прочего, путем создания условий для соблюдения ограничительных мер, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации расположенных на территории поселения трубопроводов, инженерных объектов и сооружений, нефтяных скважин. Например, регламенты использования зон минимально допустимых расстояний магистральных и промысловых трубопроводов (СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06.85 Магистральные трубопроводы, СП 284.1325800.2016 Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ) не допускают размещения в этих зонах населенных пунктов, коллективных садов с дачными домиками, гаражей и открытых стоянок для автомобилей, отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей (школ, больниц, детских садов, вокзалов и т.д.), и другой инфраструктуры, характерной для массовой жилой застройки. Нормативно установленные минимальные расстояния до застройки от нефтяных скважин, регламенты использования охранных зон трубопроводов, линий электропередач, включая ограничения и запреты в части возведения отдельных видов сооружений, также предопределяют назначение данной территории, не связанное с массовой жилой застройкой.
Таким образом, градостроительная концепция развития поселения, изложенная в оспариваемом Генеральном плане, разработана с учетом особенностей спорной территории, наличия на ней объектов специального назначения, что влечет необходимость соблюдения режима их охраны и в связи с этим ограничивает возможности развития территории как части населенного пункта.
При таких обстоятельствах вопреки утверждению административного истца градостроительное решение органа местного самоуправления об исключении из границ населенного пункта территории, особенности которой не предполагают возможности массовой жилой застройки и строительства характерной для населенного пункта социальной инфраструктуры, нельзя назвать произвольным.
Из системного анализа положений пункта 2 части 1 статьи 18, пункта 2 части 3, пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в обеспечении справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Таким образом, исключение из границ населенного пункта принадлежащих административному истцу земельных участков, установление на данной территории зоны, функциональное назначение которой не совпадает с намерениями административного истца, сами по себе не противоречат нормам градостроительного законодательства, а вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды обсуждать не вправе, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50
По этой причине не могут служить основанием для признания Генерального плана недействующим доводы административного истца о наличии иных способов соблюдения режима охраны магистральных трубопроводов, поскольку при переводе земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения (в отличие от перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории) на уполномоченные органы не возложена обязанность установить отсутствие других вариантов размещения тех или иных объектов и соблюдения режима их охраны.
Доводы о необоснованном исключении из границ населенного пункта земельных участков административного истца, расположенных за пределами зон с особыми условиями использования территорий, также сводятся к оценке градостроительной концепции, положенной в основу Генерального плана. Данный вопрос находится в сфере компетенции административного ответчика, который ссылается на нецелесообразность образования "анклавной" территории в случае сохранения в границах населенного пункта этой части спорной территории, что потребовало бы проведения инженерных коммуникаций по землям сельскохозяйственных угодий.
Другие обстоятельства, на которые ссылается административный истец - непринятие административным ответчиком решения об исключении из границ населенного пункта других земельных участков, расположенных в зоне с особыми условиями использования территории, освоение новыми собственниками земельных участков, отчужденных административным истцом - не являются предметом оценки при рассмотрении административного искового заявления Сафиуллина Р.В., заявившего требования в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, которые согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости являются свободными от застройки.
Вопросы о неправомерности исчисления налоговых платежей за земельные участки по ставке, определенной для земель населенных пунктов, несоответствии земельных участков установленным региональным законодательством требованиям к минимальным размерам новых земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения, согласовании топографического плана местности специализированными организациями также не подлежат обсуждению в рамках административного дела об оспаривании нормативного правового акта, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.
Гарантии лиц, на законных основаниях приобретших права на земельные участки, на необходимость предоставления которых также указывает административный истец, обеспечиваются положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Относительно доводов административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части согласования с Кабинетом Министров Республики Татарстан и проведения публичных слушаний, суд отмечает, что во исполнение положений пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на проект Генерального плана получено заключение, основанное на результатах рассмотрения проекта отраслевыми органами государственной власти Республики Татарстан и согласованное Премьер-министром Республики Татарстан.
Что касается процедуры проведения публичных слушаний, суд принимает во внимание, что публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
Материалами дела подтверждается размещение информации о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана и проекту внесения в него изменений в официальных источниках опубликования муниципальных правовых актов, средствах массовой информации, а также размещение проекта Генерального плана и проекта внесения в него изменений в открытых источниках, в том числе в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в срок, достаточный для ознакомления заинтересованных лиц с данными проектами, подготовки замечаний и предложений, реализации права на участие в публичных слушаниях.
Недочеты, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, так как они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия этого нормативного правового акта.
Поскольку заключение о результатах общественных обсуждений по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует, доводы о несоответствии Генерального плана протоколу публичных слушаний не свидетельствуют о нарушении процедуры его принятия.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного оснований для признания недействующими оспариваемых положений Генерального плана при рассмотрении административного искового заявления Сафиуллина Р.В. судом не установлено.
Руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Сафиуллина Рифа Васимовича к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана Новоникольского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 июля 2019 года N 308, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, газете "Альметьевский вестник".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о признании недействующим Генерального плана Новоникольского сельского поселения, установив, что органы местного самоуправления действовали в рамках своей компетенции. Суд подтвердил законность исключения земельных участков из границ населенного пункта, учитывая наличие зон с особыми условиями использования территорий и соблюдение градостроительных норм.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2024 г. N 3а-229/2024
Решение принято в окончательной форме 29 июля 2024 г.
Опубликование:
-
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 3 сентября 2024 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 октября 2024 г. N 66а-1519/2024 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым Генеральный план Новоникольского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утв. решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 июля 2019 г. N 308, признан недействующим со дня принятия