В целях повышения уровня финансовой грамотности населения Республики Татарстан, создания системы финансового образования, во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы".
2. Признать утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 08.12.2020 N 1100 "Об утверждении региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы";
от 24.03.2023 N 342 "О внесении изменений в региональную программу "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.12.2020 N 1100 "Об утверждении региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы";
от 15.09.2023 N 1140 "О внесении изменений в региональную программу "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.12.2020 N 1100 "Об утверждении региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 2024 г. N 674)
Паспорт Программы
Наименование программы |
Региональная программа "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы" (далее - Программа) |
Разработчики и координаторы Программы |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Отделение - Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Основание создания и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р |
Цель Программы |
Формирование у населения Республики Татарстан ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы |
Задачи Программы |
1. Развитие комплексной системы управления и координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры в Республике Татарстан. 2. Сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры. 3. Обеспечение подготовки кадров в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры. 4. Ведение целевой информационно-просветительской деятельности, в т.ч. с использованием цифрового и онлайн-форматов, в отношении отдельных групп граждан. 5. Формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения с использованием различных каналов коммуникаций. 6. Формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку, финансовым институтам, системе защиты прав потребителей финансовых услуг. 7. Поддержка и развитие добровольчества (волонтерства) в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры |
Сроки реализации Программы |
2024-2026 годы |
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам |
Реализация Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в рамках расходов по основной деятельности исполнителей Программы, в том числе в рамках государственных программ Республики Татарстан: "Развитие образования и науки в Республике Татарстан", "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан", "Содействие занятости населения Республики Татарстан" |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач программы |
Реализация программных мероприятий позволит к 2026 году достичь следующих показателей: достижение доли образовательных организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, обеспечивших включение элементов финансовой грамотности в соответствующие образовательные программы, до 100 процентов; увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по образовательным программам, включающим элементы финансовой грамотности; увеличение доли населения, прошедшего обучение по программам повышения финансовой грамотности |
I. Общие положения
Программа разработана в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р, и методическими рекомендациями по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденными протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы от 27 июня 2023 года N 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560.
В период 2020-2023 годов в Республике Татарстан действовала региональная программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.12.2020 N 1100, целью которой было содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимых условий повышения уровня и качества жизни населения Республики Татарстан.
В ходе реализации программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы" решены следующие задачи:
1. Разработан механизм взаимодействия государства и общества, обеспечивающий повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
2. Разработаны и реализованы образовательные программы по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан.
3. Повышены охват и качество финансового образования и информированности населения, обеспечены институциональная база и методические ресурсы образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий.
4. Реализованы информационные кампании по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан.
Результаты реализации программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020-2023 годы":
реализованы программы повышения квалификации: "Методические и практические основы преподавания финансовой грамотности в аспекте требований ФГОС" (72 часа), "Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся" (72 часа), "Финансовая грамотность в математике" (24 часа), "Методические особенности формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках математики и окружающего мира в соответствии с ФГОС НОО" (24 часа), "Финансовая грамотность в обществознании" (24 часа);
обеспечен полный охват общеобразовательных организаций проектом Банка России "Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников (dni-fg.ru)". Количество просмотров в 2020-2023 годах составило 841 856 раз;
обеспечен полный охват профессиональных образовательных организаций проектом Банка России "Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников (dni-fg.ru)". Количество просмотров в 2020-2023 годах составило 157991 раз;
обеспечен полный охват комплексных центров социального обслуживания населения проектом Банка России "Онлайн-занятия по финансовой грамотности для старшего поколения (pensionfg.ru)". Количество просмотров в 2020-2023 годах составило 72689 раз;
ежегодно проводится Республиканская научно-практическая конференция "Финансовая грамотность: опыт, проблемы, новые вызовы" с количеством участников не менее 100 человек;
ежегодно организуется конкурс "Лучший урок по финансовой грамотности" для педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
ежегодно проводится Республиканская олимпиада по финансовой грамотности среди граждан старшего поколения с количеством участников более 1 тыс. человек.
Население региона принимает активное участие во Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности. Количество участников в 2020-2023 годах составило 234681 человек. Результаты онлайн-зачета свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности в целом вырос: доля участников, успешно сдавших зачет, увеличилась с 62,2 процента в 2020 году до 80,4 процента в 2023 году.
Положительный эффект от популяризации финансовой грамотности показывает и ежегодное социологическое исследование, направленное на изучение текущего состояния финансовой грамотности населения в Республике Татарстан. В обследовании, проведенном в 2023 году, приняли участие учащиеся старших классов, студенты профессиональных образовательных организаций, студенты организаций высшего образования, население трудоспособного возраста (занятые в разных сферах экономики и безработные), пенсионеры.
Опрос показал растущий интерес к мероприятиям по финансовой грамотности: каждый пятый респондент принял участие в тематических проектах по финансовой грамотности, 18,7 процента респондентов посетили лекции, семинары, мастер-классы. Тема "Личные финансы, финансовый план" традиционно является наиболее интересной для учащихся и студентов (в 2021 году - 65,6 процента, в 2022 году - 66,4 процента, в 2023 году - 66,0 процента) и трудоспособного населения (в 2021 году - 61,2 процента, в 2022 году - 56,3 процента, в 2023 году - 55,8 процента). Востребована тема "Пенсионное обеспечение", наиболее заинтересованными целевыми группами являются пенсионеры (в 2021 году - 75,0 процента, в 2022 году - 62,5 процента, в 2023 году - 73,5 процента) и трудоспособное население (в 2021 году - 35,3 процента, в 2022 году - 38,4 процента, в 2023 году - 42,9 процента). Положительной динамикой можно считать постепенное сокращение доли участников опроса, не интересующихся темами финансовой грамотности (в 2021 году - 12,1 процента, в 2022 году - 7,9 процента, в 2023 году - 7,4 процента).
Согласно результатам опроса финансовое поведение граждан в отдельных аспектах стало более устойчивым и осознанным. Так, доля респондентов, имеющих банковскую карту и ежедневно расплачивающихся при совершении разных операций по оплате покупок/услуг, ежегодно увеличивается (в 2021 году - 76,0 процента, в 2022 году - 81,0 процента, в 2023 году - 81,2 процента). Существенно увеличилась доля пенсионеров, имеющих банковскую карту и ежедневно ее использующих (в 2021 году - 63,1 процента, в 2022 году - 67,3 процента, в 2023 году - 73,3 процента).
Во всех целевых группах отмечается рост использования системы быстрых платежей, которая востребована у 63,1 процента участников опроса (в 2021 году - 53,0 процента, в 2022 году - 56,4 процента).
Это свидетельствует о повышении уровня финансовых знаний граждан за рассматриваемый период, в то же время установки и поведенческие практики подтверждают необходимость продолжения системной работы, направленной на формирование финансовой культуры граждан. Так, оценивая поведение в отношении сбережений на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, лишь 39 процентов респондентов предпочитают сначала отложить деньги, а оставшиеся тратить на текущие нужды (в 2021 году - 38,2 процента, в 2022 году - 38 процентов). Более половины участников опроса сначала тратят деньги на текущие нужды, а что остается - откладывают (в 2021 году - 53,5 процента, в 2022 году - 54,2 процента, в 2023 году - 53,1 процента).
Среди участников опроса, пользующихся инструментами инвестирования и сбережений на финансовом рынке, наиболее предпочтительными средствами вложения собственных средств являются депозиты (в 2021 году-20,2 процента, в 2022 году - 17,6 процента, в 2023 году - 15,8 процента) и индивидуальные инвестиционные счета (в 2021 году - 9,0 процента, в 2022 году - 9,3 процента, в 2023 году - 9,2 процента). Незначительно увеличилась доля респондентов, указавших, что не пользуются инструментами инвестирования и сбережения (в 2021 году - 65,2 процента, в 2022 году - 68,8 процента, в 2023 году - 69,0 процента).
Приводимые данные свидетельствуют о необходимости продолжения работы по повышению уровня финансовой грамотности населения. Необходимо учитывать высокий темп обновления финансовой инфраструктуры, а также общеэкономические тренды, которые формируют потребность постоянного обновления содержания финансовой грамотности.
Сегодня одним из магистральных направлений развития финансового рынка является увеличение разнообразия инструментов. При этом, хотя содержательно инструменты, как правило, становятся сложнее, ментальный и физический "порог входа" в них снижается благодаря развитию цифровых технологий. В числе таких новых инструментов необходимо отметить структурные инструменты фондового рынка, инструменты долгосрочных сбережений и инвестиций, цифровые финансовые активы, а также такие альтернативные инструменты, как партнерские финансы. Под партнерскими финансами понимается набор инструментов, соответствующих определенным этическим и религиозным принципам. В частности, в них запрещено ростовщичество, а отношения между сторонами строятся на принципе партнерства. Республика Татарстан с 1 сентября 2023 года является участником эксперимента по партнерскому финансированию, и для определенной части жителей республики такие инструменты могут способствовать повышению финансовой доступности.
Вместе с тем обозначенная тенденция развития финансовых инструментов требует от граждан не только расширения финансового кругозора, но и формирования четких установок и принципов финансового поведения, которые позволят принимать осознанные решения по использованию таких инструментов.
Развитие цифровых технологий также привело к росту мошеннических действий с их использованием, увеличению количества нелегальных участников финансового рынка и финансовых пирамид. За период 2020-2023 годов в Республике Татарстан выявлено 2156 преступлений в финансово-кредитной сфере. Общий размер причиненного ущерба составил более 19 млрд. рублей. В 2020-2023 годах зарегистрировано 75 преступлений в отношении организаторов и представителей финансовых пирамид, общая сумма причиненного ущерба от данной незаконной деятельности составляет более 5 млрд. рублей. За 2020-2023 годы выявлено 1468 преступлений по факту фальшивомонетничества.
Только в 2023 году в Республике Татарстан выявлено 28 субъектов с признаками нелегальной финансовой деятельности (для сравнения: в 2020 году - 24, в 2021 году - 41, в 2022 году - 34), из которых 24 - с признаками "черного кредитора" (в 2020 году - 18, в 2021 году - 38, в 2022 году - 31), 3 - с признаками финансовой пирамиды (в 2020 году - 6, в 2021 году - 3, в 2022 году - 2) и 1 - нелегального субъекта на страховом рынке (в 2022 году - 1). Большинство мошеннических проектов и нелегальных компаний продвигали себя в социальных сетях и мессенджерах, многие действовали без офлайн-офисов. Поэтому важным направлением остается обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, путем формирования у населения установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке и мошенничеству.
II. Основные цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы. Индикаторы оценки результатов Программы
Целью настоящей Программы является содействие формированию у населения Республики Татарстан ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
развитие комплексной системы управления и координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры в Республике Татарстан;
сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;
обеспечение подготовки кадров в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;
ведение целевой информационно-просветительской деятельности, в т.ч. с использованием цифрового и онлайн-форматов, в отношении отдельных групп граждан;
формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения с использованием различных каналов коммуникации;
формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку, финансовым институтам, защите прав потребителей финансовых услуг;
поддержка и развитие добровольчества (волонтерства) в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.
Целевые аудитории программы:
обучающиеся дошкольных образовательных учреждений;
обучающиеся общеобразовательных организаций;
обучающиеся профессиональных образовательных организаций;
обучающиеся образовательных организаций высшего образования;
педагогические работники, преподаватели, административно-управленческий персонал образовательных организаций;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
люди с ограниченными возможностями здоровья;
взрослое (экономически активное) население;
пенсионеры и люди предпенсионного возраста;
волонтеры финансового просвещения;
субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане.
К индикаторам оценки результатов Программы относятся:
функционирование Координационного совета по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан (далее - Координационный совет), Экспертного совета по финансовой грамотности;
доля образовательных организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в соответствующие образовательные программы;
доля обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности, по соответствующим образовательным программам;
количество реализуемых в рамках Государственного задания программ повышения квалификации педагогических работников, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций;
количество конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов профессионального мастерства и иных мероприятий, проведенных для методической поддержки педагогических работников, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций, выявления лучших педагогических практик;
количество образовательных, просветительских и информационных мероприятий, в т.ч. с использованием цифрового и онлайн-форматов, для различных целевых групп населения;
обеспечение граждан региона информационными и просветительскими материалами, распространяемыми в т.ч. на региональных сайтах, в социальных сетях, печатных, электронных изданиях, на радио- и телепередачах, в общественных местах;
количество мероприятий (прямых эфиров, дней открытых дверей, специализированных выставок) по вопросам финансового рынка, финансовых институтов, защите прав потребителей финансовых услуг;
количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2024-2026 годы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в рамках расходов по основной деятельности исполнителей Программы, в том числе в рамках государственных программ Республики Татарстан: "Развитие образования и науки в Республике Татарстан", "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан", "Содействие занятости населения Республики Татарстан".
V. Механизм реализации Программы
Ответственным исполнителем реализации мероприятий Программы является Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Соисполнителями Программы выступают:
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан;
Министерство экономики Республики Татарстан;
Отделение - Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;
Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа";
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан);
Отделение Социального Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан;
другие заинтересованные организации.
Реализация Программы на территории Республики Татарстан осуществляется при контроле со стороны Координационного совета. Положение и состав Координационного совета утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2020 N 1147-р. Координационный совет выступает совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие и согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных заинтересованных организаций и лиц в целях повышения уровня финансовой грамотности населения Республики Татарстан. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня мероприятий Программы.
Эффективной реализации Программы, развитию институциональной базы, выработке идеологической основы в вопросах финансовой грамотности, финансового образования и защиты прав потребителей способствует Экспертный совет, образованный при Координационном совете. Экспертный совет участвует в подготовке обучающих программ и оценке технических заданий, оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий Программы. Состав Экспертного совета утвержден протоколом заседания Координационного совета от 11 августа 2020 года N пр-43/20.
Исполнители Программы в целях достижения результатов и реализации мероприятий Программы:
обеспечивают разработку ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
разрабатывают конкретные предложения по повышению эффективности реализации мероприятий Программы и максимальному достижению целевых индикаторов Программы;
содействуют внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также развитию институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
реализуют программы и проводят мероприятия по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры с целью совершенствования навыков использования знаний у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышают уровень доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в т.ч. в сельской местности, малых городах и иных населенных пунктах;
способствуют развитию кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Республики Татарстан;
организуют и (или) поддерживают мероприятия в области повышения финансовой грамотности, формирования финансовой культуры и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
обеспечивают информирование населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, просветительскую деятельность по реализации Программы;
организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и подведомственных организациях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан по вопросам реализации Программы;
осуществляют взаимодействие и поддержку волонтеров финансового просвещения, волонтерских центров, в т.ч. работающих на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;
организуют мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
по запросу Министерства образования и науки Республики Татарстан представляют отчетные сведения о реализации мероприятий Программы.
VI. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых может быть не достигнута запланированная цель Программы.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:
риски, связанные с законодательной и правовой базой, нарушением сроков принятия необходимых правовых актов для обеспечения реализации программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;
риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации;
риски, связанные с развитием российского финансового рынка;
риски, связанные с опережающим технологическим развитием финансовой инфраструктуры;
низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельской местности, малых городах и иных населенных пунктах.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные со слабой активностью населения в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей и задач реализации программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, в т.ч.:
непонимание и невосприимчивость тематики Программы целевыми группами;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности и формировании финансовой культуры.
Минимизация перечисленных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;
презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач внедрения механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, а также публичного освещения, в т.ч. с привлечением средств массовой информации, хода и результатов реализации Программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:
недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы;
слабая мотивация участников реализации программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения по выполнению поставленных задач;
недостаточный уровень квалификации и кадрового обеспечения мероприятий Программы;
слабое взаимодействие между исполнителями программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер:
отбора участников Программы, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в т.ч. в рамках межведомственного взаимодействия;
эффективного планирования ресурсного обеспечения, привлечения к реализации мероприятий Программы широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей Программы;
использования лучших практик (в т.ч. разработанных в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (интернет-ресурс https://www.vashifinancy.ru), а также разработанных Банком России (интернет-ресурс https://www.fincult.info) и другими участниками реализации мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года) и поддержки частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Программы, а также корректировки Программы на основе данных мониторинга;
своевременного выполнения всех мероприятий Программы участниками Программы;
четкой регламентации работы по реализации Программы: Координационного совета, Экспертного совета, а также своевременное внесение изменений в Программу при необходимости;
повышения финансовых компетенций исполнителей мероприятий Программы при необходимости;
проведения согласованных информационных кампаний участниками Программы.
VII. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы
Целью мониторинга реализации Программы является предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации Программы от запланированного.
Координационный совет осуществляет постоянный мониторинг реализации Программы и оценку эффективности ее исполнения.
Материалы для мониторинга и оценки эффективности Программы предоставляются участниками Программы ответственному исполнителю Программы по запросу Координационного совета.
VIII. Порядок направления отчетности о реализации Программы
Соисполнители Программы представляют Министерству образования и науки Республики Татарстан необходимую для осуществления свода информацию о результатах реализации программы ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным годом, а также отчет по результатам мониторинга реализации Программы.
Министерство образования и науки Республики Татарстан, являясь ответственным исполнителем Программы, вправе запрашивать у соисполнителей Программы дополнительную информацию.
Ответственным за подготовку и направление ежегодного отчета о реализации Программы (далее - Отчет) является Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Утвержденный Отчет до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляется в Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Информация о ходе реализации Программы публикуется на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан в сети Интернет не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Приложение
к региональной программе "Повышение финансовой
грамотности и формирование финансовой культуры
населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы"
Цель, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы"
N п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Наименование индикатора |
Объем финансирования по источникам, тыс. рублей |
Значения индикаторов |
Исполнители |
||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цель: содействие формированию у населения Республики Татарстан ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы. Задача 1: развитие комплексной системы управления и координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры в Республике Татарстан | |||||||||
1.1. |
Функционирование Координационного совета по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан |
количество заседаний, единиц |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
МОиН РТ 1, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
1.2. |
Функционирование Экспертного совета по финансовой грамотности |
количество заседаний, единиц |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
1.3. |
Разработка ежегодного Плана мероприятий по реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан в 2024-2026 годах" |
детализированный план по реализации региональной программы, единиц |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
1.4. |
Подготовка ежегодного отчета и (или) аналитического доклада о ходе реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан в 2024-2026 годах" |
детализированный отчет о реализации региональной программы, единиц |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
Задача 2: сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры | |||||||||
2.1. |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях |
доля образовательных организаций дошкольного образования, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы дошкольного образования, процентов |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
МОиН РТ |
2.2. |
доля обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности, по образовательным программам, процентов |
- |
- |
- |
70 |
72 |
75 |
МОиН РТ |
|
2.3. |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в общеобразовательных организациях |
доля общеобразовательных организаций, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
МОиН РТ |
2.4. |
доля обучающихся в общеобразовательных организациях, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности, по образовательным программам |
- |
- |
- |
92 |
92,5 |
93 |
МОиН РТ |
|
2.5. |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях |
доля профессиональных образовательных организаций, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
МОиН РТ |
2.6. |
доля обучающихся в профессиональных образовательных организациях, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности, по образовательным программам среднего профессионального образования |
- |
- |
- |
75 |
77 |
80 |
МОиН РТ |
|
2.7. |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в образовательных организациях высшего образования |
доля образовательных организаций высшего образования, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
МОиН РТ |
2.8. |
доля обучающихся в образовательных организациях высшего образования, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности, по образовательным программам высшего образования |
- |
- |
- |
80 |
81 |
82 |
МОиН РТ |
|
Задача 3: обеспечение подготовки кадров в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры | |||||||||
3.1. |
Повышение квалификации педагогических работников, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности и финансовой культуры |
количество программ, реализуемых в рамках государственного задания, единиц |
- |
- |
- |
не менее 1 |
не менее 1 |
не менее 1 |
МОиН РТ |
3.2. |
Методическая поддержка педагогических работников, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности и финансовой культуры |
количество конференций, семинаров, круглых столов и иных мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
5 |
7 |
10 |
МОиН РТ |
3.3. |
Выявление лучших педагогических практик при обучении финансовой грамотности и формировании финансовой культуры в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников |
количество конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, единиц |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
Задача 4: ведение целевой информационно-просветительской деятельности, в т.ч. с использованием цифрового и онлайн-форматов, в отношении отдельных групп граждан | |||||||||
4.1. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
15 |
15 |
15 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), МДМ РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.2. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для обучающихся профессиональных образовательных организаций, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
12 |
13 |
14 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), МДМ РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.3. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для обучающихся образовательных организаций высшего образования, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
10 |
11 |
12 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), МДМ РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.4. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
20 |
20 |
20 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.5. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для взрослого (экономически активного) населения, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
5 |
7 |
8 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение Соцфонда (по согласованию) |
4.6. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для пенсионеров и людей предпенсионного возраста |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
5 |
6 |
7 |
Отделение Соцфонда (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.7. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для волонтеров финансового просвещения |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), МДМ РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.8. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
Минэкономики РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
4.9. |
Содействие в организации и проведении на территории региона федеральных проектов, в т.ч. в онлайн-формате |
количество проектов, единиц |
- |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
МОиН РТ, Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
Задача 5: формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения с использованием различных каналов коммуникаций | |||||||||
5.1. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов на региональных сайтах, в т.ч. создание разделов с материалами по финансовой грамотности |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
2 |
2,5 |
2,5 |
МОиН РТ, Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
5.2. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов в социальных сетях |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
25 |
26 |
26,5 |
МОиН РТ, Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
5.3. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов, в т.ч. на татарском языке, через печатные, электронные издания |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
5 |
5,5 |
5,5 |
МОиН РТ, Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
5.4. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов через радиопередачи |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
2 |
2,5 |
2,5 |
Татмедиа (по согласованию), МОиН РТ, МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
5.5. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов через телепередачи |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
35 |
36 |
36 |
Татмедиа (по согласованию), МОиН РТ, МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
5.6. |
Разработка, тиражирование, распространение информационных и просветительских материалов с использованием различных каналов коммуникаций по тематике партнерского финансирования |
доля населения региона, охваченного мероприятием, процентов |
- |
- |
- |
20 |
21 |
35 |
Татмедиа (по согласованию), МОиН РТ, МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
Задача 6: формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку, финансовым институтам, системе защиты прав потребителей финансовых услуг | |||||||||
6.1. |
Проведение прямых эфиров, дней открытых дверей, специализированных выставок по вопросам финансового рынка, финансовых институтов, защите прав потребителей финансовых услуг |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
7 |
7 |
8 |
МОиН РТ, Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
6.2. |
Организация деятельности "горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей |
количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей, единиц |
- |
- |
- |
310 |
315 |
305 |
Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию) |
6.3. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
10 |
11 |
12 |
МОиН РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), Татмедиа (по согласованию), МДМ РТ, Минэкономики РТ, Отделение Соцфонда (по согласованию) |
6.4. |
Организация и проведение образовательных, просветительских и информационных мероприятий по тематике партнерских финансов |
количество мероприятий, единиц |
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
Минэкономики РТ, Отделение - НБ РТ (по согласованию), Татмедиа (по согласованию) |
Задача 7: поддержка и развитие добровольчества (волонтерства) в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры | |||||||||
7.1. |
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в области финансовой грамотности и финансовой культуры |
количество волонтерских центров, единиц |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
МДМ, Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
7.2. |
Продвижение инициатив Ассоциации развития финансовой грамотности в области финансовой грамотности и финансовой культуры |
количество участников проектов Ассоциации развития финансовой грамотности, человек |
- |
- |
- |
15000 |
17000 |
17500 |
Отделение - НБ РТ (по согласованию) |
_____________________________
1 Список использованных сокращений:
МДМ РТ - Министерство по делам молодежи Республики Татарстан;
Минэкономики РТ - Министерство экономики Республики Татарстан;
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Отделение-НБ РТ - Отделение - Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;
Отделение Соцфонда - Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Татарстан;
Татмедиа - Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа";
Управление Роспотребнадзора по РТ - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята Региональная программа повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Республики Татарстан.
Цель программы - формирование у населения ключевых элементов финансовой культуры, способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы.
Программа реализуется в 2024-2026 годах.
Определен порядок финансирования программы, который осуществляется в том числе в рамках госпрограмм республики "Развитие образования и науки", "Развитие молодежной политики, "Содействие занятости населения".
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2024 г. N 674 "Об утверждении региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Республики Татарстан на 2024-2026 годы"
Вступает в силу с 19 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 19 августа 2024 г.
журнал "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 65, 3 сентября 2024 г.