Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2024 г. N АКПИ24-379
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хвостова Алексея Юрьевича о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 111дсп "Об утверждении Порядка организации проведения исполнительно-разыскных действий",
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 111дсп (далее также - Приказ N 111дсп) утвержден Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий (далее также - Порядок), устанавливающий единые организационные основы проведения разыскных действий при производстве исполнительного розыска должника, его имущества или исполнительного розыска ребенка в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 26 мая 2015 г., регистрационный номер 37399.
Хвостов А.Ю., являющийся взыскателем по исполнительному производству, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Приказа N 111дсп не действующим в части положений, запрещающих ознакомление сторон исполнительного производства с материалами разыскного дела, ссылаясь на их несоответствие части 3 статьи 15, части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, статье 6 1, части 1 статьи 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве).
В обоснование заявленного требования указал, что при обжаловании в порядке подчиненности бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непредоставлении справки о проведенных действиях по розыску должника и постановления об объявлении исполнительного розыска имущества должника по исполнительному производству, взыскателем по которому он является, получил отказ в ознакомлении с материалами разыскного дела, мотивированный положениями Приказа N 111дсп.
Административный ответчик Минюст России в письменных возражениях на административный иск указал, что Приказ N 111дсп издан в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец Хвостов А.Ю. и его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Минюста России Островская A.M. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив доводы административного истца, исследовав материалы дела, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел (пункт 10 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве).
Частью 10 статьи 65 названного закона установлено, что порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.
Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в числе прочего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, определены в подпункте 8 пункта 2, пункте 4 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
На дату издания Приказа N 111дсп аналогичные полномочия были закреплены в подпункте 1 пункта 1, пункте 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.
Во исполнение предоставленных полномочий Минюст России издал оспариваемый приказ, которым утвердил Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусмотрено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, проходят процедуру государственной регистрации, проводимую Минюстом России; указанные нормативные правовые акты, прошедшие процедуру государственной регистрации, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункты 10, 17).
Приказ N 111дсп прошел государственную регистрацию в Минюсте России, но опубликован не был, отнесен к числу документов, содержащих информацию ограниченного распространения, имеет гриф "Для служебного пользования".
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно пунктам 3, 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесены несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Утвержденный Приказом N 111дсп Порядок регламентирует вопросы заведения, формирования и прекращения разыскного дела, планирования и проведения разыскных действий, а также хранения, передачи и доступа к материалам разыскного дела, осуществляемых непосредственно Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами, не предусматривает положений и предписаний, распространяющих свое действие на иных лиц, содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную с отдельными аспектами внутренней служебной деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в связи с чем имеет гриф "Для служебного пользования" и не подлежит опубликованию.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий, с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Пунктом 19 Порядка установлен перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, имеющих право ознакомления с материалами разыскного дела.
Данная норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее также - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные указанной статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка (часть 1 1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 1 указанной статьи установлено, что при проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Согласно части 15 статьи 65 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.
Статьей 6 1 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных) (часть 1). К общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных, отнесены в том числе данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам (пункт 8 части 3, часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе в числе прочего знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
Таким образом, данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка содержатся в банке данных (в том числе в электронном виде) и являются общедоступными, а при поступлении судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, в материалы исполнительного производства постановлений (актов) судебного пристава отдела по розыску взыскатель как сторона исполнительного производства имеет право знакомиться с ними, делать из них выписки, снимать с них копии.
Исполнительный розыск представляет собой отдельную самостоятельную процедуру выявления лиц и имущества, которая осуществляется посредством совершения соответствующими должностными лицами Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов разыскных действий (проведения мероприятий), направленных на обеспечение исполнения требований исполнительных документов, с соблюдением прав человека и гражданина, неприкосновенности частной жизни, исключающих разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.
Предписаний, распространяющих свое действие на иных лиц, включая запреты на ознакомление с материалами разыскного дела, Порядок не содержит.
По приведенным основаниям доводы административного истца о несоответствии Приказа N 111дсп положениям Конституции Российской Федерации, Закона об исполнительном производстве подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Приказ N 111дсп, принятый уполномоченным органом государственной власти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Хвостова Алексея Юрьевича о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 111дсп "Об утверждении Порядка организации проведения исполнительно-разыскных действий" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2024 г. N АКПИ24-379
Текст решения опубликован не был