Решение Самарского областного суда от 8 июля 2024 г. N 3а-144/2024 (3а-2567/2023)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-144/2024 (3а-2567/2023) по административному исковому заявлению С.П.А., С.Е.В., С.Г.П., С.Я.П. об оспаривании нормативного правового акта в части и возложении обязанностей, установил:
решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 30 декабря 2013 года N 87 "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области", утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области (далее по тексту - Правила землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево).
Решениями Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 17.03.2015 N 125, от 22.01.2016 N 26, от 26.09.2016 N 47, от 06.02.2017 N 66, от 10.08.2017 N 80, от 11.09.2017 N 87, от 17.11.2017 N 93, от 23.07.2018 N 119, от 26.12.2019 N 189, 05.09.2022 N 83 в Правила землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево вносились изменения.
Решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 83 от 05 сентября 2022 года, опубликованном в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" N 18 (152) 06.09.2022, внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области, а именно изложен в новой редакции раздел III "Градостроительные регламенты" и дополнен приложением, содержащим сведения о границах территориальных зон, включая графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Административные истцы С.П.А., С.Е.В., С.Г.П., С.Я.В. обратились в Самарский областной суд с указанным административным иском и с учетом принятых уточнений просят:
- признать решение Собрания представителей с.п. Верхнее Санчелеево м.р. Ставропольский Самарской области N 83 от 05.09.2022 недействующим в части установления координат границ территориальных зон Ж1 и Р1 в месте расположения земельного участка с кадастровым номером N, ввиду его несоответствия ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации со дня принятия;
- обязать администрацию сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Решение Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 83 от 05 сентября 2022 года, признанный недействующим в части.
В обоснование своих требований административные истцы указывают о наличии на праве долевой собственности земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес>. Из письменной консультации кадастрового инженера от 24.10.2023 следует о выявлении пересечения границ земельного участка с границами территориальных зон Ж1 и Р1, координаты которых установлены оспариваемым актом. Выявленное пересечение границ препятствует административным истцам в реализации права на установление границ в соответствии с фактическим землепользованием путем заключения с администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области соглашения о перераспределении площадей земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо иным способом, поскольку в силу ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Пунктом 1.4 оспариваемого Решения Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 83 от 05.09.2022 внесены сведения о границах территориальных зон в конкретных координатах в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области. Административные истцы просят проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административных истцов К.А.К., действующий на основании доверенностей, заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержал и просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что при определении координат местоположения оспариваемых в части территориальных зон не было учтено фактическое землепользование, не проведена топографическая съемка. В орган местного самоуправления за перераспределением площадей земельного участка административные истцы не обращались, поскольку необходимо приложить схему расположения земельного участка. По обращению к кадастровому инженеру получили ответ о невозможности проведения данных работ.
Иные участники дела в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменном отзыве заинтересованное лицо администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований, а дело рассмотреть в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции представитель заинтересованного лица указал, что согласно протоколу осмотра земельного участка с кадастровым номером N от 14 декабря 2023 года общая площадь самовольно занятой территории государственная собственность, на которую не разграничена, ориентировочно составила 255 кв. м. В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В соответствии с Правилами землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево, утвержденными решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 05.09.2022 N 83, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки) и граничит с зоной Р1 (зона природного ландшафта, скверов, парков). В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников дела, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130). Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (статья 132).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7). К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 26 части 1 статьи 16).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1). Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2). Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5). Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6). Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7). Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (часть 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отображающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных данной <данные изъяты>
В силу статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1). Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям городских округов, а также к частям территорий городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 и частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 34 Устава сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 10 сентября 2019 года N 180, Собрание представителей поселения является представительным органом поселения.
В соответствии с положением статьи 36 указанного Устава в компетенцию Собрания представителей поселения входит, в том числе утверждение Правил землепользования и застройки.
В рамках предоставленных полномочий Решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 30 декабря 2013 года N 87, утверждены Правила землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево, в которые неоднократно вносились изменения, в том числе Решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 83 от 05 сентября 2022 года, опубликованном в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" N 18 (152) 06.09.2022, в новой редакции изложен раздел III "Градостроительные регламенты" и дополнен приложением, содержащим сведения о границах территориальных зон, включая графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Процедура подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево проведена в соответствии с Постановлением администрации сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области от 04 февраля 2021 года N 6 "О подготовке предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области, опубликованным в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" N 1 (112) от 18.02.2021 и на официальном сайте поселения v.sancheleevo.stavrsp.ru.
Проект внесения изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево опубликован в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" от 19 июля 2022 года N 13 (147).
В соответствии с Постановлением администрации сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 37 от 19 июля 2022 года, опубликованным в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" от 19 июля 2022 года N 13 (147), в период с 26 июля 2022 года по 19 августа 2022 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево опубликовано в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" от 20 августа 2022 года N 17 (151).
По итогам общественных слушаний принято решение о признании их состоявшимися и постановлением администрацией сельского поселения Верхнее Санчелеево N 47 от 05 сентября 2022 года, опубликованном в газете "Верхнесанчелеевский Вестник" от 6 сентября 2022 года N 18 (152), проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево направлен в Собрание представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево для рассмотрения.
Собрание представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево рассмотрело проект внесения изменений 5 сентября 2022 года и приняло единогласно решение N 83.
Административным истцом не оспаривается процедура принятия и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта.
Административный истец высказывает несогласие с Правилами землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево в редакции Решения от 05.09.2022 N 83 в части Карты градостроительного зонирования, содержащей границы территориальных зон Ж1 и Р1 в месте расположения земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно выписки из ЕГРН административным истцам с 21.03.2023 принадлежит на праве долевой собственности земельный участок с кадастровым номером N (поставлен на кадастровый учет 14.12.2012), по адресу: <адрес>, площадью 1364 кв. м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, границы земельного уточнены (том 2 л.д. 136-141).
Из письменной консультации кадастрового инженера А.Т.С. от 24.10.2023 следует, что в результате натурного обследования, проведенной плановой топографической съемки и сопоставления полученных данных с актуальными сведениями ЕГРН в месте расположения земельного участка с кадастровым номером N выявилось, что имеется пересечение границ земельного участка с границами территориальных зон Ж1 и Р1. Такое пересечение препятствует установлению границ в соответствии с фактическим использованием, путем заключения с администрацией м.р. Ставропольский Самарской области соглашения перераспределении площадей земельного участка, находящегося в частной собственности и земель государственная собственность на которые не разграничены, либо иным способом. Опираясь на опыт кадастрового инженера, выявленное пересечение с границами территориальных зон могло возникнуть вследствие установления границ таких территориальных зон без проведения топографической съемки и, следовательно, без учета фактического землепользования, исключительно с использованием сведений ЕГРН о границах учтенных земельных участков и иных объектов недвижимости. Для устранения выявленного пересечения, наименее обременительный для участников гражданского оборота способ восстановления права владения и пользования своим земельным участком возможен путем исключения из сведений ЕГРН в отношении Зоны Р1 координат границ и включения иных координат границ (том 1 л.д. 20-22).
При осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района Ставропольский Самарской области в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлено самовольное занятие земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, общей ориентировочной площадью 255 кв. м (том 2 л.д. 170-171).
По инициативе административных истцов в целях оказания содействия в предоставлении доказательств определением суда от 17.01.2024 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Из заключения эксперта ООО "П." N 004-2024 следует:
- в реальной системе координат определены и отображены на плане границ от 27.05.2024 фактическое местоположение и фактическую занимаемую площадь земельного участка с кадастровым номером N с отражением капитальных строений, поставленных на кадастровый учет, и площадей наложения на территориальные зоны Р1 и Ж1. Из капитальных строений, поставленных на кадастровый учет, на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером N.
- По фактическим измерениям площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 1612 кв. м, а по сведениям ЕГРН составляет 1364 кв. м, выявлен факт увеличение площади на 248 кв. м. По конфигурации земельный участок имеет отличную форму (геометрию) от конфигурации по сведениям ЕГРН, равно как и отличные координаты поворотных точек.
- Невозможно однозначно ответить каковы причины выявленных изменений, можно предположить несколько причин: реестровая или техническая ошибка при межевании земельного участка в 2013 году или перенос ограждений земельного участка в период 2013-2023 годов (том 2 л.д. 206-234).
Согласно статьи 18 Правил землепользования и застройки сельского поселения Верхнее Санчелеево на Карте градостроительного зонирования выделены территориальные зоны, в том числе Ж1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки" и Р1 "Зона природного ландшафта, скверов, парков".
Таким образом, судом установлено, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административным истцам, поставлен на кадастровый учет 14.12.2012, границы участка уточнены, площадь составляет 1364 кв. м, находится в территориальной зоне Ж1. При этом, собственники используют участок по фактическим границам площадью 1612 кв. м, вошедшим в территориальные зоны Ж1 и Р1.
По сведениям открытого источника (https://www.v.sancheleevo.stavrsp.ru) Решением Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 82 от 16.12.2013, опубликованным в газете "Ставрополь-на-Волге" от 17.12.2013, утвержден Генеральный план сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области. Генеральным планом предусмотрены параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах регионального значения, объектах местного значения муниципального района Ставропольский, объектах местного значения сельского поселения Верхнее Санчелеево, за исключением линейных объектов, в том числе: Жилая зона (Ж) включающая подзоны Ж1 - индивидуальные и блокированные жилые дома; Зона рекреационного назначения (Р), включающая подзону Р1 - скверы, парки, бульвары.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 438-ФЗ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
При этом градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 10, пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана и правил землепользования и застройки населенного пункта определять функциональные и территориальные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. При этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При определении границ территориальных зон орган местного самоуправления принимает во внимание фактическое землепользование, но границы устанавливает с учетом параметров планируемого развития таких зон.
Из картографического материала Правил землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево усматривается, что границы территориальных зон, в том числе Ж1 и Р1, установлены с учетом параметров планируемого развития таких зон.
Таким образом, предусмотренное Правилами землепользования и застройки с.п. Верхнее Санчелеево территориальное зонирование, в пределах которого административными истцами используется земельный участок, определено в соответствии с планируемым развитием территории, какая-либо неопределенность правового режима в отношении земельного участка отсутствует.
Доводы стороны административных истцов о невозможности в будущем заключить соглашение по перераспределению площадей земельного участка, исходя из фактического пользования территорией за пределами поставленных на кадастровый учет границ участка, находящейся в территориальной зоне Р1, отличной от территориальной зоны принадлежащего им земельного участка Ж1, судом не принимаются во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии Правил застройки и землепользования с.п. Верхнее Санчелеево в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кадастровый инженер не является лицом, уполномоченным заключать соглашения о перераспределении площадей земельных участков, находящихся в собственности граждан и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем письменная консультация кадастрового инженера не имеет правового значения для разрешения заявленных требований.
До настоящего времени административные истцы не обращались в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков и не получали соответствующий отказ. Административные истцы также не предпринимали мер к устранению несоответствия сведений ЕГРН фактическому землепользованию в части границ земельного участка.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о нарушении прав административных истцов отнесением оспариваемым нормативно-правовым актом земельного участка к территориальной зоне Р1.
Судом не установлено, применение в отношении административных истцов оспариваемого нормативного правового акта в части, а также административные истцы не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, то есть не обладают признаками, предусмотренными статьей 208 КАС РФ.
При рассмотрении настоящего административного дела судом не установлено нарушение каких-либо прав и законных интересов административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом в части, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований С.П.А., С.Е.В., С.Г.П., С.Я.П. о признании недействующим в части решения Собрания представителей сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области N 83 от 5 сентября 2022 года со дня принятия, о возложении обязанности принять замещающий акт.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании недействительными изменений в правилах землепользования и застройки, установив, что оспариваемый акт соответствует законодательству и не нарушает права истцов, поскольку они не обратились в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков и не доказали наличие правовых оснований для своих требований.
Решение Самарского областного суда от 8 июля 2024 г. N 3а-144/2024 (3а-2567/2023)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании