Решение Самарского областного суда от 10 июля 2024 г. N 3а-1572/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1572/2024 по административному исковому заявлению Б.В.В., Б.Н.В. об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год), размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Под пунктом 5584 Перечня на 2021 год, под пунктом 5502 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Б.В.В. и Б.Н.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что на праве собственности Б.В.В. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, Б.Н.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные в составе здания с кадастровым номером N, включенного в Перечни на 2021-2022 годы. Помещение с кадастровым номером N с 2021 года использовалось под склад, нежилое помещение с кадастровым номером N в период с 2021 по 2023 годы находилось в стадии ремонта. Включение объекта недвижимости в оспариваемые нормативные правовые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права административных истцов, как налогоплательщиков.
В судебном заседании представитель административных истцов К.К.Л., действующая на основании доверенностей, заявленные административные требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области представил письменные возражения на иск с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя, а также указав, что считает требования административных истцов незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В обосновании позиции административный ответчик указал, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "склады". По сведениям ЕГРН в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 1129,5 кв. м, по адресу: <адрес>, расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N, в отношении которых в ЕГРН зарегистрирован договор с <данные изъяты> о передаче в аренду нежилые помещения, площадью 218 кв. м и 281,3 кв. м, для осуществления торговой деятельности, а также в складских и административных целях, связанных с такой деятельностью, сроком с 15.09.2013 по 31.03.2024. Учитывая расположение объекта с кадастровым номером N на земельном участке с видом разрешенного использования, предполагающим размещение торговых объектов, согласно договору аренды более 20 процентов от общей площади объекта предоставлены арендатору для осуществления торговой деятельности, а также в складских и административных целях, связанных с такой деятельностью, министерство правомерно включило рассматриваемый объект в Перечни в соответствии с п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N министерством в период с 2020 по 2022 годы не проводились, решения об исключении указанного объекта недвижимости из Перечней, в том числе на 2021-2022 годы, не принимались.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2021-2022 годы.
Административный истец не оспаривает полномочия органа, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 5584 Перечня на 2021 год, пунктом 5502 Приложения N 1 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
По сведениям ЕГРН рассматриваемый объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 1129,5 кв. м, назначение - нежилое, наименование - здание, 2016 года ввода в эксплуатацию, не имеет правообладателя, расположен на земельных участках с кадастровым номером N (снятого с кадастрового учета 28.11.2016) и с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - склады, в его пределах находятся объекты недвижимого имущества:
- помещение с кадастровым номером N, площадью 1009,7 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, правообладатель с 30.07.2020 Б.В.В., с ограничением права и обременением по договору аренды, зарегистрированному 30.07.2020, сроком действия с 15.09.2013 по 31.03.2024, в пользу <данные изъяты>,
- помещение с кадастровым номером N, площадью 119,8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, правообладатель с 11.08.2020 Б.Н.В., с ограничением права и обременением по договору аренды, зарегистрированному 30.07.2020, сроком действия с 15.09.2013 по 31.03.2024, в пользу <данные изъяты>.
Из резолюции ППК Роскадастр от 26.06.2024, представленной в материалы дела административным истцом, следует, что в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, по адресу: <адрес> назначение - нежилое, наименование - здание, площадью 1129,5 кв. м. По состоянию на 19.10.2020, на 22.10.2021 и по настоящее время информация о зарегистрированных договорах аренды, в отношении здания с кадастровым номером N в ЕГРН отсутствует. По состоянию на 19.10.2020, на 22.10.2021 и по настоящее время в ЕГРН содержится информация о помещениях, расположенных в пределах вышеуказанного здания с кадастровыми номерами:
- N, назначение - нежилое, наименование - помещение, площадью 1009, 7 кв. м;
- N, назначение - нежилое, наименование - помещение, площадью 119,8 кв. м.
По состоянию на 19.10.2020, 22.10.2021 и по настоящее время в ЕГРН содержится информация о зарегистрированных договорах аренды в отношении помещении с кадастровыми номерами N и N: договор аренды б/н от 19.08.2013, дополнительное соглашение б/н от 24.02.2015, дополнительное соглашение б/н от 14.03.2019.
Здание с кадастровым номером N расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, адрес земельного участка: <адрес> Земельный участок с кадастровым номером N по состоянию на 19.10.2020, 22.10.2021 и по настоящее время содержатся в ЕГРН со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - склады, категория земель - земли населенных пунктов, площадь уточненная 8827 кв. м.
Согласно представленному ППК Роскадастр по запросу суда договору аренды недвижимого имущества от 19.08.2013, заключенному между ИП Б.В.В. и <данные изъяты>, последнему в аренду переданы нежилые помещения, общей площадью 499,3 кв. м, входящие в состав здания по адресу: <адрес> принадлежащее арендодателю на основании договора купли-продажи залогового имущества от 19.12.2011, для осуществления розничной торговой деятельности арендатора, а также в складских и административных целях, связанных с такой деятельностью, сроком аренды с 15.09.2013 по 31.03.2019. Дополнительным соглашением от 14.03.2019 стороны установили срок аренды с 15.09.2013 по 31.03.2024. Приложение 3 к договору аренды нежилого помещения от 19.08.2013 содержит фотоматериал здания с вывеской "торговый центр", состоящее из двух объектов: один из которых 3-х этажный, второй 2-х этажный. При этом, на фотоизображении зафиксированы в 3-х этажном здании магазин "М.", в примыкающем к нему 2-х этажном здании магазин "П.", относящиеся к объектам торговли.
По запросу суда из ППК Роскадастр в порядке СМЭВ поступили материалы реестрового дела на здание с кадастровым номером N, где содержится технический план здания от 02.06.2016, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с разделом нежилого здания с кадастровым номером N, в пределах земельного участка с кадастровым номером N, на два отдельно стоящих нежилых здания - первый этап: нежилое здание, общей площадью 2630,2 кв. м, этажность - 3, второй этап: нежилое здание, общей площадью 1129,5 кв. м, этажность - 2, на основании разрешения на строительство N RU 63304000-271 от 31.12.2014.
Разрешениями от 08.06.2016 N введены в эксплуатацию реконструированные объекты капитального строительства - нежилые здание путем раздела на два отдельно стоящих нежилых здания на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, один из которых площадью 1129,5 кв. м из 2-х этажей, другой - площадью 2630,2 кв. м из 3-х этажей.
Таким образом, судом установлено, что сведения об изменении характеристик объектов недвижимости были внесены только в Единый государственный реестр недвижимости. Технический план с назначением частей помещений после реконструкции в реестровом деле объекта отсутствует, инвентаризация образованных объектов не производилась.
Представленные в материалы дела документы, содержащиеся в реестровом деле объекта недвижимости, бесспорно не свидетельствуют о предназначении рассматриваемого здания и помещений в его составе для использования в качестве офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования рассматриваемых объектов на дату утверждения Перечней на 2021-2022 годы административным ответчиком не проводились, что следует из письменных возражений министерства имущественных отношений Самарской области.
Как следует из позиции министерства имущественных отношений Самарской области нежилое здание включено в Перечни на 2021-2022 годы в связи с отнесением к торговому центру (комплексу) (п. 4 ст. 378.2 НК РФ), исходя из сведений ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка под объектом "склады" и зарегистрированном договоре аренды на предоставление помещений, площадью более 20% от общей площади рассматриваемого здания, для осуществления торговой деятельности, а также в складских и административных целях, связанных с такой деятельности.
Доводы административного ответчика нашли подтверждение в судебном заседании.
Так, вид разрешенного использования земельного участка под зданием "склады" позволяет отнести земельный участок к категории, предназначенной для размещения торговых объектов.
В общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru) содержатся сведения об основном виде экономической деятельности <данные изъяты> по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 47.5 - торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
Резолюцией ППК Роскадастр и представленным по запросу суда договором аренды недвижимого имущества от 19.08.2013 с <данные изъяты> подтверждается осуществление торговой деятельности в здании на площади 499,3 кв. м или на 44,2% от общей площади здания 1129,5 кв. м, то есть фактическое использование нежилого здания в целях предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Судом не принимается во внимание позиция стороны административного истца о наличии в ЕГРН ошибочных сведений об ограничении прав и обременения в виде аренды в пользу <данные изъяты> на объекты с кадастровыми номерами N и N, поскольку письменными доказательствами не подтверждена. Наличие в договоре аренды сведений о расположении арендуемых помещений в части адреса и этажности не свидетельствует об ошибочности действий регистрационного органа при регистрации ограничения прав и обременения в виде аренды. Собственники помещений не предпринимали мер к уточнению сведений в отношении принадлежащего имущества, следовательно, согласились нести бремя ответственности.
Суд критически относится к представленной стороной административного истца копии договора аренды недвижимого имущества от 19.08.2013 с отражением кадастрового номера арендуемого объекта N поскольку в данной части не соответствует копии договора, явившегося основанием для внесения сведений в ЕГРН об ограничении прав и обременения в виде аренды.
В качестве доказательства по делу судом не принимается акт от 09.04.2024, подготовленный специалистом ГБУ Самарской области "Ц.", осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, поскольку он выполнен спустя более 3-х лет после утверждения Перечня на 2021 год и более 2-х лет после утверждения Перечня на 2022 год.
Доводы административных истцов, изложенные в административном иске, о нахождении помещения с кадастровым номером N в период с 2021 по 2023 годы в стадии ремонта правового значения для разрешения дела не имеют и не принимаются судом во внимание.
Оценив вышеуказанные доводы сторон во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что нашло подтверждение фактическое осуществление в здании в юридически значимый период торговой деятельности на площади более 20 процентов от площади здания.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным включение рассматриваемого объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в оспариваемые нормативные правовые акты.
С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Б.В.В., Б.Н.В. об оспаривании нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 22.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил административный иск о признании недействительными пунктов перечней объектов недвижимости, включающих нежилые помещения истцов, установив, что их включение в перечни на 2021-2022 годы было правомерным. Суд отметил, что фактическое использование объектов в торговых целях подтверждено документами, а доводы истцов о нарушении их прав не нашли подтверждения.
Решение Самарского областного суда от 10 июля 2024 г. N 3а-1572/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника