Решение Самарского областного суда от 24 июня 2024 г. N 3а-1298/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1298/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ц." о признании недействующим Приложение N 1 к приказу департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 08.12.2023 NN "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" муниципальный район Красноармейский" в части, установил:
8 декабря 2023 года департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области издал приказ NN "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" муниципальный район Красноармейский" (далее по тексту - Приказ N N).
Приказ NN опубликован в печатном издании "Волжская коммуна" N 205 (31626) 20.12.2023 и размещен 13.12.2023 в информационно-коммуникационной сети на официальном сайте Правительства Самарской области (www.pravo.samregion.ru).
Приложением N 1 к Приказу NN установлены долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" муниципальный район Красноармейский, в том числе под пунктом 2 на период с 01.07.2024 по 31.12.2024 тариф питьевой воды в размере 292,69 руб./м 3.
Общество с ограниченной ответственностью "Ц." (далее по тексту - ООО "Ц.") обратилось в суд с административным иском с учетом уточнений просит признать Приказ NN в части Приложения N 1 установления тарифа на отпуск питьевой воды в период с 01.07.2024 по 31.12.2024 в размере 292,69 руб./м 3 незаконным, как противоречащий п. 5 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и недействующим в указанной части в период с 01.07.2024 по 31.12.2024, восстановить нарушенные права административного истца.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, являясь оператором свинокомплекса, расположенного в Красноармейском районе Самарской области, заключил с МУП "Водоснабжение" договор N 2024 от 25 декабря 2023 г. на оказание коммунальных услуг по поставке воды по магистральному водопроводу и разводящим сетям с использованием сооружений, оборудования и техники, переданных поставщику в хозяйственное ведение и эксплуатацию, для хозяйственных нужд до приемных водопроводных сетей административного истца. По договору административный истец оплачивает поставленную воду по тарифам, установленным административным ответчиком. В силу пункта 2.4 указанного договора тариф с 01.01.2024 по 30.06.2024 составляет 170,71 руб./м 3, с 01.07.2024 тариф составляет 292,69 руб./м 3. В результате увеличения тарифа на холодное водоснабжение затраты административного истца по оплате питьевой воды увеличатся с 17,5 млн. руб. в год до 29,925 млн. руб. в год, т.е. в 1,71 раза. По мнению административного истца, действия по необоснованному увеличению тарифа являются злоупотреблением со стороны административного ответчика, которое ведет к увеличению затратной части бюджета административного истца как сельскохозяйственного товаропроизводителя. Данное обстоятельство повлечет ухудшение финансового состоянии предприятия и как следствие снижение уровня жизни жителей - работников предприятия.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, представителя не направил, об уважительности неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Представитель административного ответчика А.Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с доводами административного иска не согласилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве с учетом дополнений, указав, что оспариваемый Приказ NN ранее в судебном порядке не оспаривался.
Законный представитель заинтересованного лица МУП "Водоснабжение" директор М.С.А. в судебном заседании полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с избранием административным истцом неверного способа защиты права.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области" является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области, в том числе в сфере водоснабжении и водоотведения.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 указанного Положения в рамках закрепленных предметов ведения устанавливает цены (тарифы) в сфере водоснабжения и водоотведения.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области вправе издавать приказы, в том числе нормативного характера.
Из материалов дела следует, что по договору N 2024 от 25.12.2023 МУП "Водоснабжение" принял на себя обязательства по поставке воды на хозяйственные и питьевые нужды в количестве не ниже определенных санитарными нормами, а ООО "Ц." обязался оплатить эти услуги. Условиями договора предусмотрен тариф с 01.01.2024 в размере 170,71 руб./м 3, с 01.07.2024 в размере 292,69 руб./м 3.
Предусмотренный договором тариф установлен Приложением N 1 оспариваемого Приказа NN.
Приказ NN применяется в отношении ООО "Ц.", суд полагает, что в силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, как субъект правоотношений, регулируемых оплату потребляемой питьевой воды.
Судом установлено, что МУП "Водоснабжение" муниципального района Красноармейский Самарской области является ресурсоснабжающей организацией, основной вид экономической деятельности 36.00 - забор, очистка и распределение воды.
МУП "Водоснабжение" обратилось в региональный департамент по тарифам Самарской области с предложением об установлении тарифов в 2024 году на питьевую воду, поставляемую потребителям муниципального района Красноармейский Самарской области, с приложением расчетных и обосновывающих материалов, в том числе скорректированных в письме от 28.11.2023.
Подготовлено экспертное заключение по результатам экспертизы предложения МУП "Водоснабжение" об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения/водоотведения методом индексации долгосрочного периода регулирования тарифов 2024-2028 гг.
8 декабря 2023 года при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, по итогам которого при единогласном решении членов коллегии утвержден проект приказа NN, что следует из выписки протокола заседания от 8 декабря 2023 года N 55-к.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области 8 декабря 2023 года издал приказ NN "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" муниципальный район Красноармейский", где установил в Приложение N 1 под пунктом 2 на период с 01.07.2024 по 31.12.2024 тариф питьевой воды в размере 292,69 руб./м 3.
Оспариваемый приказ опубликован в печатном издании "Волжская коммуна" N 205 (31626) 20.12.2023 и размещен 13.12.2023 в информационно-коммуникационной сети на официальном сайте Правительства Самарской области (www.pravo.samregion.ru).
Приказ NN вступил в силу 01.01.2024 (пункт 7 приказа NN).
Анализируя принятый приказ, суд относит его к нормативным правовым актам, не соглашаясь с позицией представителя административного ответчика, по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
Оспариваемый акт принят органом исполнительной власти Самарской области департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Субъектами, на которых направлено действие оспариваемого приказа, выступают не конкретные, перечисленные поименно лица (субъекты), а однородные категории лиц, к которым относятся не только оператор свинокомплекса ООО "Ц.", но и иные потребители питьевой воды в Красноармейском районе Самарской области, то есть установленные тарифы в приказе обязательны к применению широким кругом потребителей.
При этом, лица, участвующие в регулируемом правовой нормой правоотношении, не могут быть заранее персонально определены. Неопределенность круга лиц в данном случае заключается в том, что устанавливаемые приказом тарифы не привязаны к конкретным лицам.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый акт направлен на урегулирование правоотношений неопределенного круга лиц Красноармейского района Самарской области и обладает нормативными свойствами, поскольку издан в установленном порядке управомоченным органом, содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений и на изменение/прекращение существующих правоотношений.
Административный истец, оспаривая в части Приказ NN, ссылается на его противоречие п. 5 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон N 416-ФЗ или Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов (ч. 1 ст. 32 Закона о водоснабжении): 1) методом экономически обоснованных расходов (затрат); 2) методом индексации; 3) методом доходности инвестированного капитала; 4) методом сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 3 ст. 32 Закона о водоснабжении).
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования (ч. 6 ст. 32 Закона о водоснабжении).
В соответствии с положениями Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29); необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования (пункт 24); необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования (пункт 25); в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 15); при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод доходности инвестированного капитала; метод индексации; метод сравнения аналогов (пункт 30); выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов Метод регулирования тарифов в отношении регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, должен соответствовать методу регулирования, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (пункт 31).
В силу Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов регулируемая организация обязана приложить обосновывающие материалы, в том числе: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных; копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подпункты "е" и "о" пункта 17); орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30).
Как следует из материалов дела, заключения экспертной группы и протокола заседания коллегиального органа, при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области применен метод индексации. Для указанной организации период с 2024 по 2028 год является первым долгосрочным периодом регулирования, 2020 год - первый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно предложению об установлении тарифов на водоснабжение МУП "Водоснабжение" на 2024 год заявлены неподконтрольные расходы на электроэнергию в размере 42 377,39 тыс. руб., органом регулирования приняты расходы на 28 704,21 тыс. руб. на основании п. 22, 33, 39, 49 Основ ценообразования и п. 16, 18 Методических указаний. Расходы на оплату труда заявлены 27 743,741 органом регулирования приняты расходы в сумме 20 747,66 тыс. руб. (на оплату труда основного персонала 18 872,83 и административно-управленческого персонала 1 601,83). Расходы по транспортированию воды, оказываемые сторонними организациями заявлены 41 552,00 органом регулирования приняты расходы в сумме 105 644 тыс. руб.
Несмотря на снижение принятых органом регулирования расходов от предложенных МУП "Водоснабжение", последний не оспаривает установленный тариф.
Судом установлено и не оспаривалось заинтересованным лицом МУП "Водоснабжение", что для учета в неподконтрольных расходах заявлены расходы на оплату услуг по транспортировке холодной воды на основании заключенного договора N 2022/000007 от 09.12.2022 с транзитной организацией ООО "С.". Увеличение тарифа на транспортировку холодной воды связано с необходимым ремонтом водопроводных магистралей.
По договору по транспортировке холодной воды N 2022/000007 от 09.12.2022, заключенному ООО "С." и МУП "Водоснабжение" оплата предусмотрена по тарифам на транспортировку воды. Тарифы на транспортировку воды для потребителей ООО "С." установлены приказом департамента от 23.11.2022 N 809 на второе полугодие 2024 года в размере 154,45 руб.м 3. Указанные тарифы для потребителей ООО "С." установлены с учетом долгосрочных параметров концессионного соглашения от 12.10.2022, заключенного между ООО "С.", администрацией Красноармейского района и Правительством Самарской области, с учетом реализации мероприятий инвестиционной программы, утвержденной приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.10.2022 N 204 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "С." по строительству и реконструкции системы водоснабжения на 2022-2046 годы муниципального района Красноармейский".
Анализируя экспертное заключение и протокол заседания коллегиального органа, суд считает, что имеется экономическое обоснование установления оспариваемого тарифа в сфере холодного водоснабжения/водоотведения на второе полугодие 2024 года. Экспертное заключение административным истцом не оспаривалось, ходатайств о назначении судебной экспертизы не поступало. Иных доводов о несогласии с установленным тарифом административным истцом не заявлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое положения регионального нормативного правового акта, устанавливающего для МУП "Водоканал" муниципального района Красноармейский Самарской области, экономически обоснованные размеры базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки, не противоречат имеющему большую юридическую силу законодательству, регулирующему деятельность в области водоснабжения, и не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку установленное правовое регулирование обеспечивает соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей питьевой воды, согласуется с целями тарифного регулирования.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО "Ц." административных исковых требований.
На основании изложенного руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Ц." о признании недействующим Приложение N 1 к приказу департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 08.12.2023 NN "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Водоснабжение" муниципальный район Красноармейский", в части установления с 01.07.2024 по 31.12.2024 тарифа питьевой воды в размере 292, 69 руб./м 3, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 05.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим приказа о тарифах на холодное водоснабжение, установленных на период с 01.07.2024 по 31.12.2024, указав на законность и экономическую обоснованность установленных тарифов, а также соблюдение всех необходимых процедур при их принятии.
Решение Самарского областного суда от 24 июня 2024 г. N 3а-1298/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника