Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 523267-8 "О внесении изменений в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в Государственную Думу Московской областной Думой.
Проект предусматривает изложение в новой редакции абзаца первого пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и дополнение статьи 225 ГК РФ новыми пунктами 6 и 7 (статья 1 Проекта).
Как указывается в пояснительной записке, "фактически законопроект разработан в связи с разработкой Московской областной Думой в рамках ... поручения Правительства Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект о внесении изменений в Закон о мелиорации), который направлен на установление порядка признания права собственности и признания недействующими бесхозяйных мелиоративных систем, бесхозяйных отдельно расположенных гидротехнических сооружений".
Таким образом, Проект связан с проектом федерального закона N 523122-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Проект N 523122-8) и в этом смысле должен рассматриваться и оцениваться вместе с ним (Экспертное заключение Совета от 6 июня 2024 года N 243/оп-1/2024).
Вместе с тем собственное содержание Проекта сводится к следующему.
Проект, во-первых, предусматривает возможность установления федеральным законом исключений из общего порядка принятия на учет бесхозяйных вещей, установленного пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, в части правила о том, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Во-вторых, Проект допускает установление федеральными законами случаев, когда с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи в суд вправе обратиться иные заинтересованные лица, кроме лиц, указанных в пунктах 3 - 5 статьи 225 ГК РФ.
Указанные новеллы Проекта не могут быть поддержаны по принципиальным соображениям, которые сводятся к следующему.
1. Известный гражданскому законодательству с советских времен режим бесхозяйных вещей (статья 143 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года, статья 225 ГК РФ) в современных условиях конкурирует с институтом приобретательной давности, представляя собой некий "облегченный" ее вариант, доступный для публично-правовых образований и недоступный для иных субъектов гражданского права, то есть отступающий от принципа равенства субъектов гражданского права.
В этом контексте проектируемое регулирование, расширяющее субъектный состав приобретателей права собственности на бесхозяйные вещи, не может быть поддержано, поскольку оно не только не решает вопрос об устранении конкуренции этого института с институтом приобретательной давности, но и создает условия для подобной конкуренции в отношениях уже между частными лицами.
2. Второе возражение основывается на пункте 2 1 статьи 3 ГК РФ, которая устанавливает, что "внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования".
Включение в текст ГК РФ бланкетной нормы, подобной той, которая предусматривается Проектом, позволит в будущем создавать по вопросу о порядке приобретения права собственности на бесхозяйные вещи параллельное правовое регулирование, никак не соприкасающееся с регулированием, содержащимся в ГК РФ, что недопустимо.
Таким образом, решая частную задачу применительно к мелиоративным системам, разработчики Проекта фактически меняют принципы регулирования института бесхозяйных вещей в целом, причем в направлении создания конкуренции с иными институтами гражданского права, что не может быть поддержано.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 523267-8 "О внесении изменений в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не может быть поддержан по причинам концептуального характера.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.