Экспертное заключение по проекту федерального закона N 541239-8 "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(принято на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 16 мая 2024 г. N 242-4/2024)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 541239-8 "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект внесен в Государственную Думу Брянской областной Думой.
Проект предусматривает дополнение статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пунктом 5, на основании которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования и готовности, вправе устанавливать особый порядок отнесения обстоятельств, связанных с недружественными действиями иностранных государств и (или) международных организаций в части введения ими ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и (или) российских юридических лиц, совершением иностранными государствами и (или) международными организациями диверсий, террористических актов либо иных преступлений против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, общественной безопасности и общественного порядка, к обстоятельствам непреодолимой силы.
Согласно пояснительной записке необходимость принятия Проекта вызвана двумя причинами:
во-первых, региональные торгово-промышленные палаты в пределах предоставленных им полномочий не имеют возможности проследить наличие совокупности признаков форс-мажора, в частности, отсутствие вины субъектов предпринимательской деятельности в названных обстоятельствах, что приводит к обязанности должников выплачивать штрафные санкции в обстоятельствах, "фактически являющихся обстоятельствами непреодолимой силы";
во-вторых, по мнению разработчиков Проекта, нарушение логистических цепочек, отказ зарубежных поставщиков от поставки необходимого товара, отсутствие денежных средств на решение возникших проблем в связи с санкциями в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, а рассматривается как предпринимательский риск.
По итогам рассмотрения Проекта необходимо отметить следующее.
1. В соответствии с пунктом о) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство. Согласно статье 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует в том числе договорные и иные обязательства. Предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия устанавливать особый порядок отнесения обстоятельств к непреодолимой силе, то есть правила определения оснований освобождения должников от гражданско-правовых обязательств, находится в противоречии с указанной нормой Конституции Российской Федерации. Представленный в Проекте подход может привести к ситуации, когда органами государственной власти каждого из субъектов Российской Федерации будет установлен разный порядок отнесения обстоятельств к непреодолимой силе и по случайным причинам одно и то же обстоятельство в одном субъекте Российской Федерации будет признано непреодолимой силой, а в другом - нет. Таким образом, заложенный в Проекте подход содержит риск введения регулирования, нарушающего принцип единства экономического пространства (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) и принцип равенства участников гражданских отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), в том числе должников и кредиторов, каждый из которых находится на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования или готовности.
2. Названные в Проекте обстоятельства уже соответствуют критериям непреодолимой силы в соответствии с действующей редакцией пункта 3 статьи 401 ГК РФ. В этом смысле изменения законодательства не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства и его последствий.
Диверсии, террористические акты либо иные преступления против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, безусловно, являются чрезвычайными обстоятельствами и не включены в сферу риска деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Таким образом, согласно действующей редакции пункта 3 статьи 401 ГК РФ в ее сложившемся понимании субъект предпринимательской деятельности освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если оно наступило ввиду диверсий, террористических актов либо иных преступлений против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации.
3. Пояснительная записка к Проекту исходит из ложного представления о том, что свидетельство торгово-промышленной палаты является необходимым и (или) достаточным для признания обстоятельства непреодолимой силой.
Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" установлено, что торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме союза для представления и защиты законных интересов своих членов и в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности, реализации иных целей и задач, предусмотренных данным законом.
В соответствии с пунктами н) - н.1) части 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаи морского порта, и определяет торгово-промышленные палаты, которые свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, возникших в рамках правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), публикует перечень указанных торгово-промышленных палат на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливает порядок выдачи указанными торгово-промышленными палатами соответствующих заключений.
В силу статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией. Защита прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, приятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Подробную процедуру выяснения обстоятельств дела и разрешения гражданско-правового спора устанавливают Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заключение торгово-промышленной палаты, выданное в соответствии с порядком, утвержденным Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, не может ограничивать, во-первых, субъектов гражданского оборота (кредиторов и должников по обязательству) в защите своих прав в суде (статьи 46, 47 Конституции Российской Федерации, статья 11 ГК РФ), во-вторых, полномочия судов по справедливому разрешению гражданско-правового спора (статья 126 Конституции Российской Федерации, статья 5 ГПК РФ, статья 1 АПК РФ).
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 г., согласно которой при рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.
Таким образом, предоставление субъектам Российской Федерации полномочий, аналогичных возможностям торгово-промышленных палат, не может исключить оценку судом вопроса о квалификации обстоятельств в качестве непреодолимой силы, а лишь усложнит порядок разрешения спора между частными субъектами, установив дополнительную стадию его рассмотрения.
4. Указание пояснительной записки к Проекту на то, что действующее законодательство не допускает признания непреодолимой силой таких обстоятельств, как неисполнение обязательств контрагентами должника или отсутствие денежных средств в связи с введением иностранными государствами и международными организациями ограничительных мер, а потому требует корректировки, также является необоснованным.
Этот вопрос был предметом рассмотрения Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации (далее - Совет) в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 8.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Экспертное заключение от 3 ноября 2022 г. N 223-1/2022).
Советом было принята правовая позиция, согласно которой в случае признания непреодолимой силой отсутствия денежных средств в ситуации, когда российский должник будет освобожден от денежного обязательства перед российским кредитором, оба из которых могут находиться на названных в Проекте территориях, поскольку перед российским должником не исполнил денежное обязательство иностранный контрагент, не могут быть достигнуты цели в виде "нивелирования" неблагоприятных последствий введения иностранными государствами ограничительных мер, поскольку эти неблагоприятные последствия будут возложены на российских кредиторов, которые в свою очередь будут лишены возможности исполнить обязательства перед своими контрагентами.
Кроме того, необходимо учитывать, что предложение второе пункта 3 статьи 401 ГК РФ не относит к обстоятельствам непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, поскольку они не являются внешними по отношению к деятельности должника, который мог предвидеть или предотвратить эти обстоятельства на момент заключения договора. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" эти обстоятельства не относятся к непреодолимой силе постольку, поскольку они "зависят от воли или действий стороны обязательства".
Однако в условиях введения ограничительных мер данные обстоятельства теряют признак "субъективных" затруднений должника. В указанном разъяснении Пленума Верховного Суда Российской Федерации также отмечается, что обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом сохраняется возможность в каждом случае определять, относятся ли соответствующие обстоятельства к внутренней деятельности должника либо вызваны ограничительными мерами.
Следовательно, системное и целевое толкование статьи 401 ГК РФ позволяет прийти к выводу об освобождении должника от ответственности, если неисполнение вызвано нарушением обязанностей со стороны контрагента должника и отсутствием на рынке нужных для исполнения товаров ввиду упомянутых ограничительных мер.
Таким образом, проблема, описанная в пояснительной записке к Проекту, касается толкования пункта 3 статьи 401 ГК РФ, и ее разрешение не требует изменения законодательства.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 541239-8 "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не может быть поддержан по концептуальным соображениям.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.