Экспертное заключение по проекту федерального закона N 534661-8 "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(принято на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 21 марта 2024 г. N 240/оп-2/2024)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 534661-8 "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы Слуцким Л.Э., Леоновым С.Д. и другими.
В качестве изменений предлагается добавление в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) части 2.4, в соответствии с которой при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение за прошлый период платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платежей подлежит перерасчету, но не более чем за 90 календарных дней со дня наступления срока их оплаты при отсутствии недобросовестности со стороны плательщиков. В пояснительной записке к Проекту содержится разъяснение, что проектируемая норма нацелена на оптимизацию действующего регулирования в части правовых последствий неисполнения обязательства по внесению платежей за коммунальные услуги. В замысел разработчиков входит исключение ситуации, когда ответственность за просрочку при внесении жилищных платежей, возникшую в связи с их неверным расчетом другими лицами, несут сами собственники и арендаторы жилых помещений.
Проект не может быть поддержан ввиду следующего.
1. Используемая в проектируемой норме категория добросовестности, служащая условием перерасчета платежей, является неопределенной и ненужной. В проектируемой норме нет четкого перечня ситуаций, в которых плательщик может быть признан недобросовестным. Известно, что в доктрине принято понимать добросовестность в объективном и субъективном смысле. В первом случае она означает стандарт поведения, ожидаемый от всякого участника в зависимости от конкретного типа правоотношения. Данный стандарт призван скорректировать позитивное право в случае, когда применение его норм в конкретном деле может привести к несправедливому результату. Во втором случае добросовестность отождествляется со знанием лица об определенных обстоятельствах, которое вменяется ему как разумному и осмотрительному участнику гражданских правоотношений.
При объективном понимании добросовестности возникает вопрос, какая именно ситуация требует отклонения от проектируемой нормы о перерасчете платежей за жилое помещение. В пояснительной записке к Проекту говорится о гражданах, "добросовестно оплачивающих поступающие им счета за жилое помещение и коммунальные услуги". Но невнесение платежей влечет применение соответствующих норм об ответственности (части 14-14.1 статьи 155 ЖК РФ), исключая применение проектируемой нормы. Речь в таком случае идет лишь о применении позитивного права, но не его дополнении или изменении. При этом само употребление категории добросовестности в объективном значении является избыточным. Отношения между собственниками и арендаторами жилых помещений с одной стороны и лицами, оказывающими жилищные и коммунальные услуги, с другой, в своей основе являются гражданско-правовыми. Следовательно, к ним применяется и общий стандарт добросовестности, предусмотренный пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Поэтому упоминание о добросовестности в проектируемой части 2.4 статьи 155 ЖК РФ лишь воспроизводит то, что уже написано в пункте 3 статьи 1 ГК РФ.
При субъективном понимании добросовестности возникает вопрос, какое знание вменяется плательщику в соответствии с проектируемой нормой. В тексте проектируемой нормы упоминаются обстоятельства, влекущие увеличение за прошлый период платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако неясно, о каких обстоятельствах идет речь. Если имеются в виду какие-то факты, зная которые добросовестное лицо поступило бы иным образом, то категория добросовестности является избыточной, поскольку может быть заменена на более привычную формулировку, что лицо "должно было знать".
2. Кроме того, вводимый механизм перерасчета платежей не является эффективным, а обозначенная в Проекте проблема может быть решена за счет уже действующих норм ЖК РФ. Предлагаемый срок в три месяца, которыми ограничивается возможность осуществления перерасчета платежей, кажется произвольным, так как не охватывает ситуации, когда неверный расчет производился на протяжении более продолжительного срока. Неверно, что плательщики "не защищены от возможных изменений размера платы за истекший период и перерасчета их платежей в большую сторону". Ценообразование в области жилищных и коммунальных услуг не является произвольным, но регулируется государственными и муниципальными органами на уровне подзаконных актов. Следовательно, изменение размера платы означает изменение нормативно установленных тарифов. Но в силу общего правила об отсутствии обратной силы закона новый тариф не может распространяться на обязательства, возникшее в предыдущем расчетном периоде.
Очевидно, что проблема возникает лишь в случае, когда был нарушен порядок расчета платы за жилищные и коммунальные услуги. Но такая ситуация уже охватывается действующим законодательством. Согласно части 11 статьи 156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику или нанимателю помещения штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, когда неверный расчет произошел по их вине. Аналогичное исключение предусмотрено в части 6 статьи 157 ЖК РФ в отношении коммунальных услуг. Очевидно, что вина собственников и нанимателей отсутствует, если неверный расчет произведен на основе информации, которой они не обладают, но о которой должен знать субъект, оказывающий коммунальные услуги как профессиональное лицо.
В Проекте отсутствуют разъяснения, в связи с чем обозначенная проблема требует введения новой нормы, а не применения уже действующих.
3. Наконец, расположение вводимой Проектом нормы в структуре жилищного законодательства технически является неточным и фрагментарным. Действующая часть 2 статьи 155 ЖК РФ устанавливает формы предоставления информации, на основе которой вносится плата за жилищные и коммунальные услуги. Она никак не связана с расчетом размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которому посвящены статьи 156 и 157 ЖК РФ. Кроме того, принятие Проекта потребует внесения соответствующих изменений не только в ЖК РФ, но и ряд подзаконных нормативных актов, устанавливающих правила изменения размера платы за жилищные и коммунальные услуги (например, постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
х х х
Вывод: проект федерального закона N 534661-8 "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" не может быть поддержан.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.