Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 539969-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы и сенаторами Российской Федерации и находится на стадии рассмотрения в первом чтении.
Проект предполагает дополнение Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) статьей 14, согласно которой если одно из лиц, фактически состоявших в брачных отношениях, погибло, признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим в связи с участием в специальной военной операции (далее - СВО) либо "в связи с проживанием или временным пребыванием" на территориях осуществления СВО, другое лицо вправе установить факт состояния в брачных отношениях в судебном порядке по правилам особого производства. Данный факт может быть установлен, если мужчина и женщина проживали совместно не менее трех лет (или не менее года при наличии общего ребенка) и вели общее хозяйство.
Сведения об установленном в судебном порядке факте состояния в брачных отношениях, как предполагается, вносятся в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС). По смыслу и содержанию Проекта это означает, что с указанного в решении суда момента (с даты) возникновения брачных отношений лица признаются состоявшими в браке. При этом положения проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ подлежат применению к установлению факта состояния в брачных отношениях, возникших до дня вступления в силу федерального закона, принятого на основании Проекта.
Согласно пояснительной записке Проект разработан "с целью защиты интересов членов "фактической" семьи военнослужащих, принимавших участие и погибших во время специальной военной операции", и обеспечения им финансовой поддержки со стороны государства.
Сама по себе идея придания юридической силы сходным с браком фактическим отношениям (в определенных случаях) имеет право на существование, во всяком случае, истории советского права она известна. Статья 3 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года устанавливала, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни.
Вместе с тем для реализации этой идеи потребуется дополнительное прояснение следующих вопросов.
1. В Проекте необходимо уточнить субъектный состав участников отношений, относящихся к предмету его регулирования.
Применительно к кругу лиц, чья гибель, признание безвестно отсутствующим или объявление умершим могут повлечь рассмотрение вопроса об установлении факта состояния в фактических брачных отношениях, Проект содержит отсылку к статьям 23 и 24 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), которые включают следующий перечень лиц:
1) граждане, участвовавшие в СВО на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе в качестве лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц, находившихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации,
2) лица, заключившие контракт (имевшим иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации,
3) находившиеся на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации,
4) лица, выполнявшие служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях,
5) граждане, проживавшие или временно находившиеся на указанных территориях.
В отношении последних необходимо отметить, что в проектируемой статье 14 Закона N 147-ФЗ содержится еще одно условие: гибель должна произойти "в связи с проживанием или временным пребыванием" на территориях осуществления СВО. Следует заметить, что подобная формулировка может иметь двоякое толкование, поскольку из нее неясно, каким образом гибель может произойти вследствие проживания или временного пребывания на определенной территории (непосредственной причиной смерти всегда является то или иное повреждение здоровья или ухудшение состояния здоровья).
Если в качестве причины гибели лица должно рассматриваться именно "проживание" или "временное пребывание", а не военные либо оборонительные действия, то в абзаце первом проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ достаточно сделать ссылку на перечень лиц, установленный в статьях 23 и 24 Закона N 52-ФЗ.
Если же под действие данной нормы должны подпадать не все граждане, проживающие или временно пребывающие на указанных территориях, то в абзаце первом проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ необходимо убрать упоминание о проживании или временном пребывании как причине гибели и четко указать, что речь идет только о лицах, погибших, или пропавших без вести, или объявленных умершими в результате проведения боевых действий. Вместе с тем нельзя не отметить, что в любом случае остается нерешенной проблема причинно-следственных связей между боевыми действиями и гибелью (например, смерть может наступить как от ранений, полученных в результате попадания снаряда в дом, так и от сердечного приступа, случившегося на фоне такого попадания снаряда - во втором случае неясно, можно ли утверждать о смерти в результате боевых действий).
Кроме того, под действие положений Проекта попадают лица, проживавшие или временно пребывавшие на территориях, прямо указанных в статьях 23 и 24 Закона N 52-ФЗ (приграничные территории субъектов Российской Федерации, прилегающие к районам проведения специальной военной операции). Вместе с тем остается неясной ситуация, в которой военная провокация, связанная с проведением СВО, совершена на иной территории, не являющейся приграничной. Наделение лиц дополнительными правами поставлено в Проекте в зависимость от территории, на которой проживал погибший, или безвестно отсутствующий, или признанный умершим гражданин, что создает высокую вероятность нарушения принципа равенства всех перед законом.
2. Из положений проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ не усматривается, что брак погибшего, или признанного безвестно отсутствующим, или объявленного умершим гражданина с иным лицом (до момента гибели) либо брак заявителя с иным лицом препятствует установлению факта состояния в брачных отношениях в суде в порядке особого производства.
При доработке текста Проекта необходимо прямо указать на недопустимость установления факта состояния в брачных отношениях в случае, если заявитель либо погибший, или признанный безвестно отсутствующим, или объявленный умершим состоят или состояли (к моменту гибели) в браке с иными лицами. Иное нарушило бы принцип моногамии, который сложился в отечественном праве исторически и не перестал быть актуальным для нашего правопорядка. Потребуется также четкое указание в Проекте на то, что погибшее, или признанное безвестно отсутствующим, или объявленное умершим лицо продолжало брачные отношения до самого момента своей гибели или пропажи, чтобы исключить возможность конвалидации уже прекратившейся связи.
Кроме того, приравнивание рассматриваемых в Проекте ситуаций к браку требует проверки судом всех условий вступления в брак и препятствий к его совершению, что означает необходимость указания в Проекте на соблюдение требований статей 12 - 14 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), в том числе требований к брачному возрасту.
3. Узаконение сходных с браком фактических отношений на прошлое время не может распространяться на отношения по поводу установления происхождения детей. В случае, если в ходе фактической брачной связи с лицом, впоследствии погибшим, или признанным безвестно отсутствующим, или объявленным умершим, не было в установленном законом порядке установлено отцовство рожденных в этой связи детей, Проект не должен допускать применения на прошлый период презумпции отцовства мужа матери. Для установления отцовства детей в этом случае достаточно положений пункта 3 статьи 48, статей 49 и 50 СК РФ.
4. Текст Проекта требует редакционной доработки. Так, например, в предлагаемой редакции абзаца первого проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ сказано, что "другая сторона этих отношений имеет право установить факт состояния в брачных отношениях в суде в порядке особого производства". Представляется, что другая сторона вправе обратиться в суд с заявлением/требованием об установлении факта состояния в брачных отношениях, так как правом установить факт состояния в брачных отношениях наделен только суд.
В предлагаемой редакции абзаца второго проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ предусматривается, что "факт нахождения в брачных отношениях может быть установлен судом, если мужчина и женщина проживали совместно не менее одного года при наличии совместного ребенка и вели общее хозяйство". В данном случае слова "проживали совместно не менее одного года при наличии совместного ребенка..." целесообразно заменить словами "проживали совместно не менее одного года, имели общего ребенка...".
По тексту Проекта употребляются словосочетания "факт состояния в брачных отношениях" и "факт нахождения в брачных отношениях" (абзацы первый и второй проектируемой статьи 14 Закона N 147-ФЗ), хотя подразумевается, видимо, состояние в брачных отношениях.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 539969-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" может быть поддержан с учетом высказанных замечаний.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.