В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 6 раздела III Положения о региональном государственном строительном надзоре, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2021 года N 306 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 5 раздела III Положения о региональном государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2021 года N 306 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 7 раздела III Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 мая 2022 г. N 102 "О Положении о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", приказываю:
1. Утвердить доклады Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея о правоприменительной практике за 2023 год по осуществлению:
1) регионального государственного строительного надзора;
2) регионального государственного жилищного надзора;
3) регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
2. Начальнику отдела Управления - заместителю начальника ГЖИ РА Мамсирову Р.Р. не позднее 15 марта 2024 г. разместить доклады Управления на странице Управления официального сайта исполнительных органов власти Республики Адыгея.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Начальник Управления |
И.А. Кравцова |
Утвержден
приказом Управления
от 29.02.2024 N 5
Доклад
Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в 2023 году на территории Республики Адыгея
Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление) осуществляет региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Адыгея в соответствии с Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 мая 2022 года N 102 "О Положении о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензиаты), лицензионных требований.
Объектами регионального лицензионного контроля (далее - объект лицензионного контроля) является деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
Учет объектов контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Основания и порядок проведения мероприятий по контролю определены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В силу требований главы 2 Федерального закона N 248 основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), являются:
1) законность и обоснованность действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
3) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
4) открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
5) оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В Федеральном законе N 248-ФЗ представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.
Выделяются профилактические мероприятия (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит) и контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами и осуществляемые без их взаимодействия.
Так, к контрольным (надзорным) мероприятиям, предусматривающим взаимодействие с контролируемыми лицами, относятся: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка.
К контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.
В рамках конкретного вида контроля, осуществляемого в соответствии с положением о нем, предусматриваются виды проводимых контрольных (надзорных) мероприятий и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого такого мероприятия.
Отметим при этом, что в силу требований ст. 37 Федерального закона N 248-ФЗ инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа.
В 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления регионального лицензионного контроля не проводились в связи с мораторием, установленным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", и в связи с отсутствием оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
На территории Республики Адыгея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами имеют 61 юридическое лицо и 2 индивидуальных предпринимателя. Из них 49 лиц заключили договоры управления многоквартирными домами, в управлении которых находится 1174 многоквартирных дома.
Не осуществляют деятельность 14 лицензиатов в связи с отсутствием многоквартирных домов в управлении.
В 2023 году прекращено действие 5 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с истечением срока их действия.
В 2023 года ГЖИ РА приведено 4 квалификационных экзамена, по результатам которых выдано 16 квалификационных аттестатов.
В 2023 году ГЖИ РА принято 116 решений о внесении изменений в реестр лицензий Республики Адыгея, на основании которых внесены изменения в отношении 160 многоквартирных дома.
Несмотря на мораторий, государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея по результатам рассмотрения 1004 обращений граждан и юридических лиц, из которых наибольшее количество обращений поступило по вопросам, связанным с надлежащим исполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, (57,6%), в 2023 году выдано 40 предостережений о недопустимости нарушений жилищного законодательства.
В ходе рассмотрения обращений граждан и юридических лиц выявлено 23 нарушения лицензионных требований, в том числе:
21% - нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
25% - нарушения порядка расчета внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
28% - нарушения правил содержания общего имущества в МКД;
26% - другие нарушения.
По результатам обобщения и анализа применения мер административного характера Управлением за 2023 год рассмотрено 5 дел об административных правонарушениях.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики за 2023 год Управлением наиболее часто применяемой нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является ч. 3 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований".
Снижения в части возбуждения административных дел связано с внесенными изменениями в действующее законодательство в части того, что возбуждение дела об административном правонарушении возможно лишь в случаях, установленных законодательством, если состав административного правонарушения включает в себя нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), т.е. по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Одновременно с целью минимизации рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, осуществляется реализация профилактических мероприятий.
Так в рамках профилактических мероприятий Управлением на официальном сайте размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора);
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
13) доклады о государственном контроле (надзоре).
Таким образом, профилактические мероприятия, проводимые Управлением, гарантируют:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
- устранение недостатков, которые способны привести к нарушению обязательных требований;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Утвержден
приказом Управления
от 29.02.2024 N 5
Доклад
Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2023 году на территории Республики Адыгея
Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление) осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор) на территории Республики Адыгея в соответствии с Положением о региональном государственном жилищном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2021 г. N 306 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предметом регионального государственного жилищного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ);
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Объектами регионального государственного жилищного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, контролируемых лиц, в том числе:
1) товариществ собственников жилья;
2) жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
3) ресурсоснабжающих организаций;
4) региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
7) организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Учет объектов контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Основания и порядок проведения мероприятий по контролю определены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В силу требований главы 2 Федерального закона N 248 основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), являются:
1) законность и обоснованность действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
3) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
4) открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
5) оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В Федеральном законе N 248-ФЗ представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.
Выделяются профилактические мероприятия (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит) и контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами и осуществляемые без их взаимодействия.
Так, к контрольным (надзорным) мероприятиям, предусматривающим взаимодействие с контролируемыми лицами, относятся: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка.
К контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.
В рамках конкретного вида контроля, осуществляемого в соответствии с положением о нем, предусматриваются виды проводимых контрольных (надзорных) мероприятий и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого такого мероприятия.
Отметим при этом, что в силу требований ст. 37 Федерального закона N 248-ФЗ инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа.
В 2023 году в рамках осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) проведено 2 внеплановые проверки.
По результатам рассмотрения 1257 обращений граждан и юридических лиц, из которых наибольшее количество обращений поступило по вопросам, связанным с начислением платы коммунальные услуги за газ, электроэнергию, платы за сбор и вывоз ТКО и отопление, (51,3%), в 2023 году выдано 40 предостережений о недопустимости нарушений жилищного законодательства.
В ходе рассмотрения обращений граждан и юридических лиц выявлено 45 нарушений жилищного законодательства, в том числе:
14% - нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
23% - нарушения начисления платы за коммунальные услуги;
21% - нарушения управляющими организациями, ОМСУ, РСО требований законодательства о раскрытии информации;
18% - нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
24% - другие нарушения.
По результатам обобщения и анализа применения мер административного характера Управлением за 2023 год - возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики за 2023 год Управлением выявлены наиболее часто применяемые статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
- ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования";
- ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ "Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме";
- ч. 3 ст. 7.23.3 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами".
Снижения в части возбуждения административных дел связано с внесенными изменениями в действующее законодательство в части того, что возбуждение дела об административном правонарушении возможно лишь в случаях, установленных законодательством, если состав административного правонарушения включает в себя нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), т.е. по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
В 2023 году 1 постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности в порядке ст. 7.23.3 КоАП РФ было оспорено в суд общей юрисдикции, по результатам рассмотрения которого Верховным судом Республики Адыгея постановление Управления о привлечении к административной ответственности признано законным.
В 2023 году специалисты Управления приняли участие в 39 проверках, проводимых органами прокуратуры республики.
Одновременно с целью минимизации рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, осуществляется реализация профилактических мероприятий.
Так в рамках профилактических мероприятий Управлением на официальном сайте размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора);
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
13) доклады о государственном контроле (надзоре).
Таким образом, профилактические мероприятия, проводимые Управлением, гарантируют:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
- устранение недостатков, которые способны привести к нарушению обязательных требований;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Утвержден
приказом Управления
от 29.02.2024 N 5
Доклад
Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея на тему "Обобщение практики осуществления регионального государственного строительного надзора за 2023 год"
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, утвержденного постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 августа 2012 г. N 187 (далее - Положение) Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление) является органом исполнительной власти Республики Адыгея, уполномоченным на осуществление в установленном законодательством порядке регионального государственного строительного надзора на территории Республики Адыгея.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Управление осуществляет государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положению о региональном государственном строительном надзоре, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2021 года N 306 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", региональный государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, не указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных объектов по критериям ГрК РФ по состоянию на 31.12.2023 составило 121 объект.
Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц включает в себя такие процедуры как:
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Управления о проведении проверки;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, содержащими сведения o нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям, жизни и здоровью граждан.
I. Виды внеплановых проверок, проведенных за 2023 год
1. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, осуществляется путем проведения следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) выездные проверки;
2) выездные обследования.
При проведении Управлением проверок соблюдались следующие права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подконтрольного субъекта на:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Управления и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Управлением в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Управление по собственной инициативе;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, a также с отдельными действиями должностных лиц Управления контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии c законодательством Российской Федерации;
Оформление результатов проверки
В соответствии с пунктом 25 Положения о региональном государственном строительном надзоре, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2021 года N 306 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" по окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 г N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
При оформлении всех актов проверок соблюдено требование об указании в акте какое именно обязательное требование нарушено.
Меры, принимаемые по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
Среди нарушений, выявляемых должностными лицами Управления, при осуществлении государственного строительного надзора, наиболее часто встречаются следующие:
1. Ненадлежащее осуществление строительного контроля лицами, на которых в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение) возложены функции по строительному контролю. Нарушения в ходе строительного контроля выявляются несвоевременно, не принимаются необходимые меры для их устранения. Не должным образом проверяется соблюдение последовательности и состав технологических операций при осуществлении строительства объектов.
Согласно пункту 3 Положения о проведении строительного контроля строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Таким образом, в целях недопущения указанного нарушения лицам, на которых в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения o проведении строительного контроля возложены функции по строительному контролю необходимо осуществлять мероприятия по строительному контролю.
2. Осуществление строительного контроля специалистами организации, не являющимися членами национального реестра специалистов, влекущее ненадлежащее осуществление строительного контроля (в случаях, когда при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства юридическому лицу требуется членство в СРО) (п. 2 ч. 2 ст. 52, ст. 53, п. 2 ч. 6 ст. 55.5, пп.2 ч. 5 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В целях недопущения указанного нарушения строительный контроль должен осуществляться специалистами, являющимися членами национального реестра специалистов.
3. Осуществление строительства, реконструкции объекта капитального строительства в нарушение требований проектной документации (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность За качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Таким образом, в целях недопущения указанного нарушения необходимо своевременно вносить изменения в проектную документацию, а также повторно направлять проектную документацию с внесенными изменениями на экспертизу.
4. Продолжение работ при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства до составления акта об устранении ранее выданных замечаний (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Лицам, в отношении которых выдано предписание, до устранения замечаний не разрешается приступать к выполнению работ, а после устранения нарушений необходимо подать извещение об устранении нарушений в соответствии с пп. a п. 2 ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий Управления
Управлением проводится на постоянной основе работа по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Управлением мероприятий по контролю (надзору) и актуализация указанных перечней.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках государственного строительного надзора в 2023 году к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие.
N |
Выявленные нарушения |
Необходимые меры в целях недопущения таких нарушений |
1 |
Отсутствует пожарный щит |
Выполнить в соответствии проектной документации (ПОС) |
2 |
Не представлена исполнительная документация |
Своевременно оформлять и представлять исполнительную документацию на проверку в Управление, оформленную в соответствии с требованиями проектной документацией и РД 11-02-2006 |
3 |
Стройплощадки не соответствуют СНиП 12-03-2001 (временные дороги, знаки, водоснабжение, состав и количество бытовых помещений, охрана труда и т.д.) |
Выполнить требования СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве, часть 1 Общие требования" |
4 |
Лица, находящиеся на строительной площадке, не обеспечены защитными касками, средствами индивидуальной защиты (спец. одежды, спец. обуви) |
Лиц, находящихся на строительной площадке, обеспечить защитными касками и обязать их ношение на стройплощадке в соответствии с п. 5.13. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" |
5 |
Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, не ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. |
Разрабатывать ППР на все виды работ, в соответствии с требованиями ПСД и на виды работ с опасными, вредными производственными факторами согласно п. 3.2 СНиП "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" |
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений организациями при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства обязательных требований, соблюдение которых оценивается Управлением при проведении мероприятий по контролю, осуществляются профилактические мероприятия.
Целями профилактических мероприятий являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора;
- увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
- неотъемлемость текущей контрольно-надзорной деятельности;
- профессионализм и компетентность;
- легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов и иных лиц;
- рациональность;
- открытость и доступность информации по профилактике;
- достоверность и достаточность информации по профилактике;
- понятность информации по профилактике;
- взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов;
- межведомственное взаимодействие;
- структурная и организационная обеспеченность;
- информатизация контрольно-надзорной деятельности;
- развитие.
B 2023 году Управлением осуществлялось:
- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Управления перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 29 февраля 2024 г. N 5 "Об утверждении докладов о правоприменительной практике за 2023 год"
Опубликование:
официальный Интернет-сайт исполнительных органов Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 4 марта 2024 г.