Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления
N 57-ОД от 26 февраля 2024 г.
Доклад
по обобщению правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора) Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - Управление) за 2023 год
Настоящий доклад (обзор) по обобщению правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2023 год подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и отражает основные направления и результаты деятельности по осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора) за отчетный период, в том числе сведения о профилактике нарушений обязательных требований, а также аналитические материалы по результатам соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении подконтрольных субъектов.
Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Реализация мероприятий регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Адыгея осуществлялась в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2021 N 284 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора)" и в соответствии Положением об Управлении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.05.2012 N 122 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея" над соблюдением организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, на основаниях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Региональный государственный геологический контроль (надзор) направлен на деятельность, действия (бездействие) организаций и граждан в Республике Адыгея на участках недр местного значения, не подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору) (далее - контролируемые лица).
Целью регионального геологического надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр в Республике Адыгея на участках недр местного значения, не подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору).
В 2023 году региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществлялся посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий:
- при взаимодействии с контролируемым лицом (документарная проверка; выездная проверка). С учетом ограничений, введенных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", после 10.03.2022 контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом не проводились;
- без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование);
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование.
Подконтрольными субъектами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), граждане.
Ключевым риском в области использования и охраны недр является вероятность причинения вреда недрам, рельефу местности, окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному геологическому контролю (надзору).
При организации и осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) Управление применяет оценку рисков возникновения нарушения обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Управление в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного геологического надзора определены постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2021 N 284 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора)".
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории среднего риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 4 года:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
2) для категории умеренного риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 5 лет:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
В 2023 году плановые и внеплановые проверки в отношении контролируемых лиц Управлением не проводились, ввиду требований моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий, введенных постановлением Правительства Российской Федерации N 336 от 10.03.2022.
Должностные лица Управления 4 раза привлекались органами прокуратуры в качестве специалистов при проведении проверок соблюдения действующего законодательства.
Всего за 2023 год Управлением рассмотрен 1 административный материал в части нарушений природоохранного законодательства о недрах, сумма наложенного штрафа составила по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ Пользование недрами без лицензии на пользование недрами 3 000 руб., направлен в УФССП по Республике Адыгея для принудительного взыскания.
В 2023 году отделом государственного экологического надзора Управления проведено 112 выездных обследования территории всей территории Республики Адыгея без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Информация о профилактических мероприятиях
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Управления размещены актуализированные Перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) надзора, Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора).
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по государственному региональному геологическому контролю (надзору) размещен на официальном сайте органов исполнительной власти Республики Адыгея на странице Управления.
Мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляется на регулярной основе. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Управления для информирования подконтрольных субъектов.
Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. На официальном сайте Управления и социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", а также в мессенджере "Telegram" публикуются статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.
Управлением ведется разъяснительная работа и консультации с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях.
Всего в 2023 проведено (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия) 304 консультации.
На сайте Управления создан и функционирует раздел "интернет обращений" для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Управления даются разъяснения и консультации.
Обзор судебной практики
В 2023 году исковые заявления о взыскании вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, выявленного в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора), Управлением не предъявлялись, иски в суд не направлялись.
Жалобы, поступающие в порядке досудебного обжалования на действия (бездействия) должностных лиц Управления в 2023 году не поступали.
При Управлении сформирован Общественный совет, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества.
Изменения в действующем законодательстве
- С 01.01.2022 вступили в силу изменения и дополнения в статье 26 Закона "О недрах" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ):
Горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.
Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 Закона "О недрах".
В статьях 37 и 38 Закона "О недрах" указано: "Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор (Росприроднадзор)) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ" (статья 37).
"Государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (Ростехнадзор) в порядке, установленном законодательством РФ" (статья 38).
- Приложением 11 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" установлены особенности разрешительных режимов в сфере геологии и недропользования:
Срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный в письменном уведомлении о допущенных нарушениях, выданном в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают по 31.12.2022, продлены на один год.
По 31.12.2022 приостанавливалось течение предельных сроков:
- подачи документов, связанных с получением права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых;
- подачи документов, связанных с переоформлением лицензии на пользование недрами.
По 31.12.2022 допускалось:
- приостановление осуществления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию;
- на основании письменного уведомления пользователя недр, проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона РФ "О недрах", с превышением допустимых отклонений по объемам и видам работ от предусмотренных проектной документацией, без внесения изменений в проектную документацию;
По 31.12.2023 допускается:
- для твердых полезных ископаемых - уменьшение фактической годовой добычи полезных ископаемых не более чем на 80 процентов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользования или его территориального органа, а в отношении участков недр местного значения - исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 26 февраля 2024 г. N 57-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.