Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 310-ЭС24-13187 по делу N А84-8614/2023
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.11.2023, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2024 по делу N А84-8614/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дукат-С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - департамент градостроительства, департамент) об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест в районе с. Орловка, г. Севастополь, 1 очередь строительства, ПК 1", изложенного в письме от 22.08.2023 N 745/03-08/23, об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.11.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2024 оспариваемое решение департамента признано незаконным; суд обязал департамент выдать разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно Генеральному плану года Севастополя, утвержденному решением сессии севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, который являлся действующим на момент разработки и выдачи разрешительной документации (проектная документация: "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест в районе Села Орловка в городе Севастпополь.1-я очкередьстротитьлства.ПК1" разработана ООО "Архонт-Крым" в 2013 году, шифр 04-035-АР, архитектурно-планировочное задание от 08.12.2007), земельный участок кадастровым номером 91:04:007001:41, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Орловка, ш. Качинское, 53, по функциональному назначению расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), на которой не предусмотрено капитальное строительство.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 N 413-ПП "Об утверждении Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя" утверждено Положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя.
Положение а соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории; выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки города Севастополя, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; внесения изменений в разрешение на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31.12.2020, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что под документами, разрешающими строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в настоящем Положении понимаются документы, дающие право на выполнение строительных работ, выданные или зарегистрированные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ государственными и иными официальными органами Украины, а также документы, на основании которых осуществляется строительство, реконструкция объектов капитального строительства, полученные до 31.12.2020 в соответствии с нормативными правовыми актами города Севастополя, устанавливающими особенности градостроительных отношений. К таким документам относятся: 1) уведомление о начале выполнения строительных работ; 2) декларация о начале выполнения строительных работ; 3) разрешение на выполнение строительных работ; 4) разрешение на строительство.
Постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившими силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства" (далее - Постановление) установлено исключительное условие, при котором правила, утвержденные данным постановлением, не применяются. Одновременно с этим, исключения, предусмотренные пунктом 2 указанного выше Постановления, не применяются, если на основании разрешительных, декларативных и уведомительных, указанных в пункте 1, осуществляется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства на территориях, которые в соответствии с градостроительной документацией, относятся к зонам зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), лесов, лесопарков и других лесосокрытых территорий, специальных зеленых насаждений города Севастополя.
Учитывая, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии городского Совета от 13.12.2005 N 4114, земельный участок с кадастровым номером 91:04:007001:41, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Орловка, ш. Качинское, 53 по функциональному назначению расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), на которой не предусмотрено капитальное строительство, таким образом, разрешительная документация-декларация о начале выполнения строительных работ от 02.10.2013 прекратила свое действие.
Представленные заявителем градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка необходимо проверить на соответствие норм действовавшего на момент их выдачи законодательства Украины с учетом функциональных зон Генерального плана города Севастополя 2005 года.
Земельный участок в соответствии с функциональной зоной по Генеральному плану 2005 года, находится в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), в границах красных линий и частично в производственной зоне.
Ссылка на решение Арбитражного суд года Севастополя по делу N А84-4389/2019 как факт, подтверждающий действие декларации о начале выполнения строительных работ от 02.10.2013, является несостоятельной.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на основании решения Севастопольского городского Совета N 1743 от 16.12.2003 между Севастопольским городским Советом и обществом (арендатор) 15.03.2004 был заключен договор аренды земельного участка площадью 2,4943 га, предоставленный арендатору под строительство базы отдыха (регистрационный N 85 от 19.05.2004).
3 октября 2013 г. инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе зарегистрировала за N СТ 082132870457 декларацию о начале выполнения ООО "Дукат-С" строительных работ по объекту строительства: "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест в районе с. Орловка г. Севастополь, 1-ая очередь строительства, ПК 1", строительный адрес: г. Севастополь, в районе с. Орловка.
6 сентября 2019 г. в порядке переоформления прав между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 874 аренды на земельный участок с кадастровым номером 91:04:007001:41, площадью 24943 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе садоводческого товарищества "Мираж" (в районе с. Орловка), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "туристическое обслуживание" (код 5.2.1). Согласно пункту 4.1 договора все обязательства по договору аренды земельного участка от 15.03.2004 сохраняются за арендатором. С учетом дополнительного соглашения от 11.07.2022 срок действия договора аренды - до 24.01.2027. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно сообщению Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - Севгосстройнадзор) от 03.02.2022 N 330/01-25-1-23/02/22 объект капитального строительства "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест в р-не с. Орловка г. Севастополя, 1 очередь строительства, ПК 1", расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе с. Орловка, в р-не СТ "Мираж", включен в Реестр неподнадзорных объектов с реестровым номером 23-нп. Реестр неподнадзорных объектов опубликован на официальном сайте Севгосстройнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sgsn.sev.gov.ru/podnadzornue-obekty/) .
18 августа 2023 г. общество обратилось в департамент градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного указанного выше объекта, приложив к заявлению, в том числе копию декларации о начале выполнения строительных работ N СТ 082132870457 от 03.10.2013, договор аренды земельного участка КН:91:04:007001:41, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Орловка, ш. Качинское, 53.
Письмом от 22.08.2023 N 745/03-08/23 департамент, ссылаясь на часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, подпункт 1 пункта 7.6 части 7 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 N 413-ПП (далее - Положение N 413-ПП), постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП, отказал обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ссылаясь на отсутствие у общества документов, разрешающих строительство объекта капитального строительства .
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса, удовлетворили заявленные требования, установив, что строительство объекта осуществлялось обществом на основании декларации о начале выполнения строительных работ от 03.10.2013; объект строительства 03.02.2022 внесен Севгосстройнадзором в Реестр неподнадзорных объектов, что свидетельствует о законности строительства объекта; согласно "Правилам землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований", утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 02.12.2022 N 621-ПП, земельный участок с кадастровым номером 91:04:007001:41 отнесен к зоне Р-4/К/-/5 - зоне рекреационно-курортных объектов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание, в котором допустимо размещение объектов капитального строительства: пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, размещение детских лагерей.
Согласно частям 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в силу пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса является отсутствие разрешения на строительство.
В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 3 части 1.4 указанной нормы права определено, что до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, могут быть установлены особенности внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31 декабря 2020 года, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.
Такие особенности установлены Положением N 413-ПП.
В пункте 7.1 названного Положения перечислены документы, необходимые для принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию, в том числе документ, дающий право осуществлять строительство.
В пункте 7.6 Положения N 413-ПП установлены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод построенного, реконструированного объекта капитального строительства в эксплуатацию, одним из которых является отсутствие документов, указанных в пункте 7.2 настоящего Положения.
Отказывая в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, департамент свой вывод мотивировал тем, что действие декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной инспекцией ГАСК в г. Севастополе 03.10.2013 N СТ 082132870457, прекращено в силу постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства" (далее - Постановление N 1058-ПП), на территории города Севастополя разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ, выданные до 18 марта 2014 г., прекращают свое действие со дня вступления в силу настоящего Постановления, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящего постановления.
В силу пункту 2 указанного постановления правила, установленные в пункте 1 настоящего постановления, не применяются, если на момент вступления в силу настоящего постановления завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 г.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2020 по делу N А84-4389/2019 по заявлению общества о признании недействительным предписания Севгосстройнадзора от 12.07.2019, которым общество обязывалось прекратить строительные работы на спорном объекте с 15.07.2019 в связи с тем, что надзорным органом установлен факт невыполнения в полном объеме работ по возведению фундамента по состоянию на 21.11.2016, предписание признано недействительным в связи с недоказанностью надзорным органом факта возведения фундамента на 21.11.2016 не в полном объеме.
Пунктом 3 Постановления N 1058-ПП определено, что исключения, предусмотренные в пункте 2 настоящего постановления, не применяются, если на основании разрешительных, декларативных и уведомительных документов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства на территориях, которые в соответствии с градостроительной документацией, указанной в пункте 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП (далее - Положение N 339-ПП), относятся к зонам зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, специальных зеленых насаждений города Севастополя.
Отказывая в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, департамент сослался на пункт 3 Постановления N 1058-ПП, пункт 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП (далее - Положение N 339-ПП) и Генеральный план города Севастополя 2005 года, из которого департамент усмотрел, что спорный объект строительства находится в зоне зеленых насаждений, в которой запрещено строительство объектов капитального строительства.
Пунктом 6 Положения N 339-ПП уполномоченному органу, осуществляющему выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков, предписано до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя руководствоваться сведениями о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанными в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом, в том числе Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114.
Положение N 339-ПП действовало до 31.12.2020. С 01.01.2021 действует Положение N 413-ПП.
Пункт 2.3 Положения N 413-ПП фактически повторяет пункт 6 Положения N 339-ПП.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 91:04:007001:31 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - туристическое обслуживание (код 5.2.1).
Из договора аренды земельного участка N 874 от 06.09.2019 также усматривается, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, категория земель - туристическое обслуживание .
Постановлением Правительства Севастополя от 02.12.2022 N 621-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований (далее - ПЗЗ).
Спорный построенный объект расположен в границах Качинского муниципального образования.
Согласно ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 91:04:007001:41 отнесен к зоне Р-4/К/-/5 - зоне рекреационно-курортных объектов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание. В указанной зоне допустимо размещение объектов капитального строительства: пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, размещение детских лагерей.
В силу пункта 4.7 Положения N 413-ПП объекты капитального строительства, сведения о которых включены в Реестр неподнадзорных объектов, приравниваются к объектам, строительство, реконструкция которых осуществляются на основании разрешения на строительство, выданного в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о незаконности решения департамента об отказе в выдаче обществу разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 310-ЭС24-13187 по делу N А84-8614/2023
Опубликование:
-