Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июля 2003 г. N КА-А40/4904-03
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Элтанта" (далее - ООО "Элтанта") 5.000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности за 3 квартал 2002 года.
Решением от 03.03.03 в удовлетворении этого требования отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе извещены. Ответчик уведомлен по известному суду адресу.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалованного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
МРО ФСС России 24.10.02 составило акт камеральной проверки N 162р по факту нарушения срока представления отчетности и 18.11.02 вынесло решение N 110 о привлечении общества к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в виде штрафа в сумме 5.000 руб. за повторное нарушение в течение года срока представления отчетности. Расчетная ведомость по средствам ФСС России за 3 квартал 2002 года представлена 18.10.02.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы указал на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда является ошибочным.
Ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ установлено применение законодательства об административных правонарушениях в рамках Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ в ст. 15.6 определяет только порядок привлечения к административной ответственности руководителя за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков представления отчетности в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Названным законом предусмотрено применение ответственности к страхователям вне рамок законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, данная ответственность является самостоятельной, отличной от административной.
В силу ст. 8 вышеупомянутого Федерального закона привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока производится по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Расчетная ведомость за 3 квартал 2002 года представлена 18.10.02, то есть с нарушением вышеуказанного срока.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за нарушение установленного срока представления отчетности (сведений) в Фонд применяется ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1.000 руб., а за повторное совершение деяния в течение календарного года - штрафа в размере 5.000 руб.
МРО ФСС России заявило к взысканию штраф в сумме 5.000 руб. за повторное совершение деяния, указав, что в 2002 году обществом был нарушен срок представления расчетной ведомости по средствам названного Фонда за 2 квартал 2002 года (ведомость представлена 18.07.02).
Учитывая, что факт совершения обществом нарушения сроков представления отчетности по средствам ФСС России установлен судом и подтвержден документально, суд кассационной инстанции, отменяя принятое по делу судебное решения, находит возможным вынести новое решение о взыскании с ООО "Элтанта" 5.000 руб. штрафа.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 375 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой (250 руб.) и кассационной (125 руб.) инстанциях.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.03 по делу N А40-51002/02-72-260 отменить.
Взыскать с ООО "Элтанта" в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 5.000 руб. штрафа и в доход федерального бюджета 375 руб. госпошлины по делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2003 г. N КА-А40/4904-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании