Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Каменска-Уральского городского округа
от 22 августа 2024 г. N 564
Прогноз
социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на 2025 - 2027 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет 2023 год |
Оценка 2024 год |
Прогноз |
||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
||||
I. Финансы | ||||||
1. Доходы, всего (стр. 1.12 + стр. 1.13) |
млн. руб. |
12 760,0 |
13 788,5 |
13 905,7 |
13 707,0 |
14 791,5 |
1.1. Прибыль прибыльных организаций |
млн. руб. |
23 650,0 |
20 995,3 |
22 340,0 |
23 670,0 |
25 070,0 |
1.1.1. сальдо прибылей и убытков (справочно) |
млн. руб. |
23 472,4 |
20 795,3 |
22 043,0 |
23 365,6 |
24 767,5 |
1.2. Амортизационные отчисления |
млн. руб. |
3 912,8 |
4 312,1 |
4 553,9 |
4 632,9 |
4 927,6 |
1.3. Налог на доходы физических лиц (поступления в консолидированный бюджет Свердловской области) |
млн. руб. |
5 625,3 |
5 888,1 |
6 642,2 |
7 499,0 |
8 466,3 |
1.4. Единый налог на вмененный доход |
млн. руб. |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4.1. налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. Налог с патентной системы налогообложения |
млн. руб. |
8,7 |
22,6 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
1.6. Земельный налог |
млн. руб. |
81,2 |
107,5 |
107,5 |
107,5 |
107,5 |
1.7. Единый сельскохозяйственный налог |
млн. руб. |
-0,05 |
0,5 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
1.7.1. налоговая база |
млн. руб. |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1.8. Налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
65,3 |
79,4 |
83,9 |
91,3 |
99,3 |
1.9. Прочие налоги и сборы |
млн. руб. |
275,5 |
451,2 |
523,4 |
607,8 |
706,4 |
1.10. Неналоговые доходы |
млн. руб. |
257,2 |
258,9 |
251,6 |
258,7 |
266,0 |
1.11. Прочие доходы |
млн. руб. |
55,7 |
55,9 |
57,5 |
60,5 |
63,7 |
1.12. Итого доходов (сумма строк 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11) |
млн. руб. |
6 369,1 |
6 864,1 |
7 689,3 |
8 648,1 |
9 732,6 |
1.13. Средства, получаемые от вышестоящих уровней власти |
млн. руб. |
6 390,9 |
6 924,4 |
6 216,4 |
5 058,9 |
5 058,9 |
2. Финансирование муниципальных программ за счет бюджетных средств (справочно), |
млн. руб. |
8 805,1 |
9 963,4 |
9 402,2 |
8 330,0 |
8 330,0 |
2.1. в том числе за счет средств местного бюджета |
млн. руб. |
3 578,0 |
4 785,4 |
4 324,2 |
3 940,2 |
3 940,2 |
3. Недополученные доходы муниципального образования от предоставления налоговых преференций, предусмотренных решениями органов местного самоуправления: |
млн. руб. |
44,4 |
44,4 |
44,4 |
44,4 |
44,4 |
3.1. Земельный налог |
млн. руб. |
39,4 |
39,4 |
39,4 |
39,4 |
39,4 |
3.2. Налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
II. Производственная деятельность | ||||||
1. Оборот организаций (по полному кругу) по видам экономической деятельности, всего |
млн. руб. |
346 789,5 |
395 340,0 |
415 897,7 |
435 028,9 |
453 300,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
200 793,7 |
226 997,2 |
237 666,1 |
248 361,1 |
258 895,5 |
1.2. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование |
млн. руб. |
3 685,4 |
4 416,6 |
4 535,8 |
4 667,3 |
4 802,7 |
1.3. Строительство |
млн. руб. |
313,4 |
351,6 |
369,9 |
390,6 |
412,5 |
1.4. Оптовая и розничная торговля |
млн. руб. |
117 701,8 |
134 297,7 |
143 967,2 |
151 021,6 |
157 968,5 |
1.5. Транспортировка и хранение |
млн. руб. |
382,8 |
457,5 |
486,3 |
514,0 |
543,3 |
1.6. Деятельность в области информации и связи |
млн. руб. |
373,8 |
462,0 |
491,1 |
519,1 |
548,7 |
III. Инвестиционная деятельность | ||||||
1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего |
млн. руб. |
14 746,7 |
15 602,0 |
16 319,7 |
17 005,1 |
17 549,3 |
из них по отраслям экономики: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
9 010,9 |
10 687,4 |
11 228,0 |
11 699,5 |
12 073,9 |
1.2. Обеспечение электрической энергией, газом и паром |
млн. руб. |
815,3 |
499,3 |
473,3 |
391,1 |
403,6 |
1.3. Строительство |
млн. руб. |
44,2 |
46,8 |
65,3 |
68,0 |
70,2 |
1.4. Оптовая и розничная торговля, сфера услуг и развлечений |
млн. руб. |
146,8 |
171,6 |
195,8 |
272,1 |
280,8 |
1.5. Транспортировка и хранение |
млн. руб. |
99,9 |
171,6 |
195,8 |
204,1 |
210,6 |
IV. Денежные доходы населения | ||||||
1. Доходы населения муниципального образования, всего |
млн. руб. |
74 923,5 |
81 825,8 |
85 917,1 |
90 509,3 |
95 347,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Доходы от предпринимательской деятельности |
млн. руб. |
13 907,4 |
15 298,1 |
16 063,0 |
16 946,5 |
17 878,5 |
1.2. Оплата труда |
млн. руб. |
37 411,3 |
41 152,5 |
43 210,1 |
45 586,6 |
48 093,9 |
1.3. Социальные выплаты |
млн. руб. |
23 604,8 |
25 375,2 |
26 644,0 |
27 976,2 |
29 375,0 |
2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) |
руб./чел. |
38 057,4 |
41 833,2 |
44 170,7 |
46 707,1 |
49 277,6 |
3. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций |
руб./ месяц |
64 968,8 |
72 960,0 |
78 140,1 |
83 375,5 |
88 544,8 |
V. Потребительский рынок | ||||||
1. Оборот розничной торговли в ценах соответствующего периода |
млн. руб. |
24 648,4 |
27 187,2 |
29 688,4 |
31 915,0 |
34 085,1 |
2. Оборот общественного питания |
млн. руб. |
269,5 |
270,3 |
277,3 |
284,6 |
291,9 |
VI. Демографические показатели | ||||||
1. Численность и состав населения: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Численность постоянного населения муниципального образования (на начало года) |
чел. |
164 614 |
163 501 |
162 499 |
161 687 |
161 282 |
1.2. Среднегодовая численность населения муниципального образования |
чел. |
164 058 |
163 000 |
162 093 |
161 484 |
161 242 |
1.3. Численность детей в возрасте 3 - 7 лет (дошкольного возраста) |
чел. |
9 278 |
7 786 |
6 498 |
5 905 |
6 429 |
1.4. Численность детей и подростков в возрасте 8 - 17 лет (школьного возраста) |
чел. |
21 907 |
22 271 |
21 957 |
20 353 |
17 755 |
1.5. Численность населения в трудоспособном возрасте |
чел. |
92 928 |
94 994 |
96 199 |
97 012 |
97 898 |
1.6. Численность населения старше трудоспособного возраста |
чел. |
39 103 |
36 215 |
33 800 |
32 822 |
32 095 |
2. Естественное движение населения: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Число родившихся |
чел. |
1 204 |
1 066 |
1 165 |
1 235 |
1 343 |
2.2. Число умерших |
чел. |
2 413 |
2 222 |
2 100 |
2 060 |
2 039 |
VII. Развитие социальной сферы | ||||||
1. Количество учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся во вторую смену |
чел. |
1 596 |
1 450 |
1 450 |
1 400 |
1 300 |
2. Обеспеченность населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
единиц на 10 тыс. чел. населения |
7,0 |
7,0 |
7,1 |
7,2 |
7,3 |
3. Обеспеченность средним медицинским персоналом, работающим в государственных медицинских организациях |
единиц на 10 тыс. чел. населения |
61,0 |
61,0 |
62,0 |
62,5 |
63,0 |
4. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием |
% |
86,8 |
81,0 |
81,0 |
81,0 |
82,0 |
5. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
VIII. Трудовые ресурсы | ||||||
1. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций |
чел. |
49 055 |
49 006 |
48 957 |
48 908 |
48 859 |
2. Потребность организаций в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих по уровням образования в рамках программ развития организаций и инвестиционных проектов: |
чел. |
608 |
691 |
701 |
714 |
712 |
2.1. среднее профессиональное образование, |
чел. |
493 |
598 |
607 |
614 |
616 |
2.1.1. в том числе технического профиля |
чел. |
493 |
598 |
607 |
614 |
616 |
2.2. высшее образование, |
чел. |
115 |
93 |
94 |
100 |
96 |
2.2.1. в том числе инженерно-технического профиля |
чел. |
115 |
93 |
94 |
100 |
96 |
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на 2025 - 2027 годы
Прогноз социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на среднесрочную перспективу 2025 - 2027 годов сформирован в соответствии с действующим Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на среднесрочный период.
Расчёт прогнозных оценок проведён с учётом фактически достигнутых итогов социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа (далее - муниципальное образование, городской округ, город) за 2023 год, тенденций, складывающихся в 2024 году, сценарных условий для разработки муниципальными образованиями Свердловской области прогноза социально-экономического развития на 2025 - 2027 годы, в условиях существенного изменения внешних и внутренних факторов развития российской экономики и повышенной степени неопределенности траектории развития в краткой среднесрочной перспективе. Все стоимостные показатели рассчитаны в ценах текущих лет.
Раздел I. Финансы
В данном разделе прогноза отражены все доходы и поступления, формируемые в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории городского округа.
Доходы включают средства организаций (прибыль, амортизационные отчисления), средства бюджета городского округа (поступления по местным налогам и неналоговым доходам, прочие поступления). Сумма этих показателей представляет собой размер финансовых ресурсов, которыми располагает городской округ для целей социально-экономического развития.
С февраля 2022 года, с началом специальной военной операции, Российская Федерация находится в новой реальности, в условиях жестких экономических санкций и ограничений. Муниципальная экономика также функционирует в новых экономических условиях.
Не смотря на это, анализ достигнутых результатов говорит о положительной динамике основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа.
По итогам 2023 года сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности (прибыль с учетом убытков) по кругу отчитывающихся организаций остался положительным, получена прибыль в сумме 23 472,4 млн. руб., что выше уровня 2022 года в 38,1 раза, суммарная прибыль организаций без учета убытков составила 23 650,0 млн. руб. По итогам 2022 года сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности организаций составлял 616,1 млн. руб.
Учитывая складывающуюся общую экономическую ситуацию в стране и принятые меры по восстановлению экономики, а также полученные результаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности организаций за январь - май текущего года (прибыль с учетом убытков в сумме 5 872,2 млн. руб. или 64,8% к аналогичному периоду прошлого года), по итогам 2024 года ожидается получение прибыли с учетом убытков в сумме 20 795,3 млн. руб., что ниже уровня 2023 года (23 472,4 млн. руб.). В дальнейшем прогнозируется ее ежегодное увеличение и достижение к концу 2027 года 24 767,5 млн. руб.
В связи с завершением рядом промышленных организаций реализации крупных инвестиционных проектов амортизационные отчисления по итогам 2023 года составили 3 912,8 млн. руб., что на 9,8% ниже уровня 2022 года (4 335,9 млн. руб.). По итогам 2024 года и в прогнозном периоде ожидается незначительный рост амортизационных отчислений с 4 312,1 млн. руб. в 2024 году до 4 927,6 млн. руб. по итогам 2027 года.
За 2023 год доходы местного бюджета исполнены в сумме 9 032,2 млн. руб. или 100,0% от годового плана. Удельный вес собственных доходов бюджета составил 29,4% от общей суммы поступивших доходов, безвозмездных поступлений - 70,6%. В целом доходная часть местного бюджета увеличилась к уровню 2022 года на 1 478,9 млн. руб. или на 19,6%.
По собственным доходам исполнение составило 2 656,4 млн. руб. или 101,6% к годовым плановым назначениям. В объеме собственных доходов налоговые поступления в целом (в сопоставимых показателях) увеличились на 306,5 млн. руб. по отношению к 2022 году.
Рост поступлений отмечен по налогу на доходы физических лиц (в сопоставимых показателях), налогу с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на имущество физических лиц.
По неналоговым поступлениям в целом произошло увеличение поступлений по всем доходным источникам на 17,3 млн. руб.
Большая часть налоговых перечислений в 2023 году обеспечена за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, что связано с индексацией заработной платы промышленными предприятиями. Фактический рост налога в целом в сопоставимых показателях в 2023 году составил 119,6% при запланированном в бюджете 105,1%. В 2023 году НДФЛ зачислялся в местный бюджет по нормативу 34% (в 2022 году - 28%).
Поступления по налогу на имущество физических лиц по итогам 2023 года составили 65,3 млн. руб., что выше уровня 2022 года на 7,1% (2022 год - 61,0 млн. руб.).
В тоже время по итогам 2023 года отмечено снижение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, акцизам, единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу, земельному налогу, государственной пошлине.
Поступления по единому налогу на вмененный доход в 2023 году составили 0,2 млн. руб., что ниже уровня 2022 года на 0,1 млн. руб. в связи с прекращением действия с 01 января 2021 года главы 26.3 "Единый налог на вмененный доход" Налогового кодекса Российской Федерации и уплатой в 1 квартале 2021 года платежей за 4 квартал 2020 года. Субъекты предпринимательской деятельности, ранее применявшие ЕНВД, с 2021 года сменили систему налогообложения на патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения или специальный налоговый режим для самозанятых граждан - налог на профессиональный доход.
Поступления по земельному налогу в 2023 году составили 81,2 млн. руб., что ниже уровня поступлений 2022 года на 4,9% или на 4,0 млн. руб. (2022 год - 85,2 млн. руб.). Налог с патентной системы налогообложения снизился на 57,6% или 11,8 млн. руб. и составил 8,7 млн. руб.
Поступления по прочим налогам и сборам по итогам 2023 года составили 275,5 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2022 годом (255,4 млн. руб.), по итогам 2024 года ожидаются в сумме 451,2 млн. руб. и прогнозируются в сумме 706,4 млн. руб. по итогам 2027 года.
Неналоговые поступления в 2023 году увеличились по сравнению с 2022 годом на 12,4 млн. руб. и составили 257,2 млн. руб. По итогам 2024 года неналоговые доходы ожидаются в сумме 258,9 млн. руб., в дальнейшем прогнозируется их увеличение до 266,0 млн. руб. по итогам 2027 года.
Поступления прочих доходов по итогам 2023 года снизились на 22,9 млн. руб. и составили 55,7 млн. руб., в 2024 году ожидаются в сумме 55,9 млн. руб., к концу 2027 года рост поступлений прогнозируется до 63,7 млн. руб.
Объем средств, получаемых от вышестоящих уровней власти, представляет собой сумму средств, поступающих в бюджет городского округа из областного бюджета в виде дотаций, субвенций, субсидий, межбюджетных трансфертов. По итогам 2023 года эти поступления составили 6 390,9 млн. руб. и выросли по сравнению с 2022 годом на 856,2 млн. руб. или 15,5% (2022 год - 5 534,7 млн. руб.), по итогам 2024 года ожидается их рост до 6 924,4 млн. руб., что связано с реализацией ряда мероприятий по строительству объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Недополученные доходы городского округа от предоставления налоговых преференций, предусмотренных решениями органов местного самоуправления, по итогам 2023 года составили 44,4 млн. руб., в том числе по земельному налогу 39,4 млн. руб., налогу на имущество физических лиц 5,0 млн. руб., в период 2024 - 2027 годов прогнозируется их сохранение на данном уровне.
Раздел II. Производственная деятельность
Социально-экономическое развитие Каменск-Уральского городского округа в большой степени зависит от финансово-экономического благополучия организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа, обеспечивающих занятость населения и влияющих на состояние социально-экономической ситуации и инфраструктуры городского округа. Ведущую роль в хозяйственной деятельности Каменск-Уральского городского округа занимает производственная сфера и, прежде всего, промышленность. Лидирующее положение в структуре промышленности принадлежит предприятиям обрабатывающего производства.
2023 год оставался непростым для организаций городского округа. Но не смотря на ужесточение иностранными государствами, на фоне специальной военной операции, санкционных ограничений, большей части предприятий городского округа удалось адаптироваться к последствиям санкций, преодолеть возникшие риски, перестроить бизнесс-процессы, в том числе осваивая нишу импортозамещения и обеспечить бесперебойную работу структурных подразделений.
Оборот по полному кругу отчитывающихся организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа, в 2023 году вырос по отношению к уровню 2022 года на 13,0% и составил 346 789,5 млн. руб., в том числе по разделам: "Обрабатывающие производства" - 200 793,7 млн. руб. (рост на 5,7%), "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование" - 3 685,4 млн. руб. (рост на 2,1%).
В 2024 году в связи с имеющимися изменениями внешних и внутренних условий функционирования российской экономики сохраняется положительная тенденция роста экономических показателей. За январь - июнь текущего года оборот по полному кругу организаций составил 207 562,0 млн. руб., что на 21,0% выше уровня аналогичного периода 2023 года, в том числе обрабатывающих производств - 114 715,1 млн. руб., что на 19,1% выше уровня аналогичного периода 2023 года, предприятий, оказывающих услуги по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию - 2 324,5 млн. руб. или на 18,0% больше аналогичного периода прошлого года.
Учитывая складывающуюся динамику текущего года, руководствуясь прогнозными оценками организаций, по итогам 2024 года ожидается умеренный рост показателей производственной деятельности. Оборот по полному кругу отчитывающихся организаций по итогам 2024 года ожидается на уровне 395 340,0 млн. руб., что на 14,0% выше уровня 2023 года, в том числе по предприятиям обрабатывающих производств ожидается рост на 13,0% до 226 997,2 млн. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший умеренный рост оборота по полному кругу отчитывающихся организаций с 415 897,7 млн. руб. по итогам 2025 года до 453 300,1 млн. руб. по итогам 2027 года, в том числе за счет увеличения оборота обрабатывающих производств с 237 666,1 млн. руб. по итогам 2025 года до 258 295,5 млн. руб. по итогам 2027 года.
Раздел III. Инвестиционная деятельность
Приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления остается привлечение инвестиций в экономику городского округа. Совершенствование (развитие) инвестиционной политики оказывает непосредственное влияние на создание новых и модернизацию действующих рабочих мест, приток инвестиций, повышение уровня заработной платы, повышение уровня жизни населения. Все это дает больше возможностей и влияет на улучшение качества жизни.
В последние годы наблюдается стабильный рост объемов инвестиций. По итогам 2023 года в экономику городского округа инвестировано 14 746,7 млн. руб., что выше уровня 2022 года на 3 334,7 млн. руб. или 41,6% (в 2022 году - 10 412,0 млн. руб.).
Крупные промышленные предприятия городского округа: АО "СинТЗ", ПАО "КУМЗ", РУСАЛ Каменск-Уральский, АО "КУЛЗ", АО "КУЗОЦМ", АО УПКБ "Деталь", АО "КУЛЗ", ЗАО "Уралэлектромаш" в 2023 году продолжали реализацию утвержденных инвестиционных программ.
За счет бюджетных средств в 2023 году было завершено строительство Центра развития бокса и Центра культурного развития в жилом районе Южный, автодороги по ул. Героев Отечества на участке от ул. Каменская до ул. Октябрьская протяженностью 484 м, пожарных резервуаров в деревне Монастырка, проведен ремонт 39 участков автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженностью 20,8 км, общей площадью 177,3 тыс. м 2, благоустроено 3 дворовых и 4 общественных территории, благоустроена площадь Ленинского комсомола с установкой памятной стелы и устройством фонтанов, продолжено строительство второго этапа второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище.
Пусковой программой строительства и ввода жилья в 2023 году запланирован ввод 25,0 тыс. м 2 жилья. Введено 29,2 тыс. м 2 жилья, в том числе ИЖС - 10,8 тыс. м 2 и четыре многоквартирных дома общей площадью 18,4 тыс. м 2: 6-этажный дом по ул. Октябрьская, 10-этажный дом по ул. Каменская, 5-этажный дом по ул. Титова (2 этап), 10-этажный дом по ул. Кутузова (1 этап).
В 2024 году планируется ввести 36,25 тыс. м 2 жилья, в том числе пять многоквартирных домов площадью 26,91 тыс. м 2, индивидуальные жилые дома площадью 9,34 тыс. м 2. В 1 полугодии 2024 года введено 34,2 тыс. м 2 жилья.
Объем инвестиций по городскому округу по итогам I квартала 2024 года составил 3 093,2 млн. руб., что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года. По прогнозным оценкам, в 2024 году объем инвестиций по городскому округу составит 15 602,0 млн. руб., в том числе за счет реализации инвестиционных программ развития промышленными предприятиями АО "СинТЗ", АО "УПКБ "Деталь", АО "КУЛЗ", ПАО "КУМЗ", АО "КУЗОЦМ", "РУСАЛ Каменск-Уральский", ЗАО "Уралэлектромаш", жилищного строительства и строительства объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.
В прогнозном периоде с 2025 по 2027 годы ожидается ежегодный умеренный рост инвестиций с 16 319,7 млн. руб. в 2025 году до 17 549,3 млн. руб. в 2027 году.
Раздел IV. Денежные доходы населения
Состояние экономики городского округа определило динамику основных показателей уровня жизни населения. Одним из важнейших факторов, определяющих уровень жизни населения и в конечном итоге в значительной степени качество жизни, являются доходы населения. За 2023 год номинальные денежные доходы горожан возросли по сравнению с уровнем 2022 года на 14,0% и составили 74 923,5 млн. руб. (в 2022 году - 65 750,1 млн. руб.). В среднесрочном периоде прогнозируется их постепенный рост с 81 825,8 млн. руб. в 2024 году до 95 347,4 млн. руб. в 2027 году.
На протяжении последних лет в городском округе сохраняется устойчивая положительная динамика роста средней заработной платы. По итогам 2023 года среднемесячная начисленная заработная плата одного работающего по городскому округу составила 64 968,8 руб., это на 18,6% выше уровня 2022 года, в том числе заработная плата в промышленном комплексе выросла на 20,8% и составила 69 835,4 руб. С учетом индекса потребительских цен (105,78%) рост реальной заработной платы за 2023 год составил 112,1% к уровню 2022 года и это лучший результат за последние несколько лет.
Максимальный уровень заработной платы, по данным статистической отчетности, отмечен по следующим видам экономической деятельности: деятельность в области информации и связи - 88 571 руб., рост на 20,0%, деятельность профессиональная, научная и техническая - 87 493 руб. (20,2%), деятельность финансовая и страховая - 85 328 руб. (19,9%), транспортировка и хранение - 74 505 руб. (15,9%), обрабатывающие производства - 70 932 руб. (21,6%). Ниже уровня средней заработной платы по городскому округу остается уровень заработной платы по следующим видам деятельности: строительство - 39 267 руб. (снижение к уровню предыдущего года на 8,4%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 46 275 руб. (рост к уровню предыдущего года на 24,1%), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - 46 534 руб. (9,7%), образование - 48 148 руб. (14,2%), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 48 250 руб. (12,6%).
По итогам января - марта 2024 года среднемесячная заработная плата по городскому округу составила 71 114 руб., что на 19,6% выше аналогичного периода 2023 года, в том числе в промышленном производстве - 77 319 руб., рост на 19,9%.
Средний размер назначенной пенсии пенсионеров на 31.12.2023 г. увеличился к уровню предыдущего года на 6,1% и составил 20 519 руб. (на 31.12.2022 г. - 19 340 руб.).
Среднедушевые доходы жителей городского округа по итогам 2023 года выросли по отношению к 2022 году на 14,8% и составили 38 057,4 руб. в месяц (2022 год - 33 148,9 руб. в месяц). В среднесрочном периоде прогнозируется рост доходов с 41 833,2 руб. в месяц в 2024 году до 49 277,6 руб. в месяц в 2027 году.
Раздел V. Потребительский рынок
Потребительский рынок, являясь важным сегментом экономики городского округа, обеспечивает удовлетворенность потребностей различных социальных групп населения необходимыми товарами ежедневного спроса и долгосрочного пользования. От состояния потребительского рынка, в первую очередь, от уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества, зависит уровень личного потребления, уровень развития производственных отношений, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. На сегодняшний день доступность потребительского рынка обеспечена для абсолютного большинства горожан.
Продолжают открываться новые магазины на месте ушедших брендов в связи с введением санкций. Активнее всего осваивают освободившиеся места в торговых центрах продавцы одежды, спортивных товаров, товаров для дома.
Общее число объектов предприятий розничной торговли на 1 января 2024 года составляло 1 071 ед. (на 1 января 2023 года - 1 079 ед.). В структуре объектов розничной торговли 781 магазин, 32 торговых и торгово-развлекательных центра, 258 объектов нестационарной торговой сети (122 киоска, 79 павильонов, 57 прочих объектов).
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составила 1 149,0 м 2 на 1 тыс. чел. (на начало 2023 года - 1 294,4 м 2). В соответствии с методикой расчетов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации минимальный норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов по Каменск-Уральскому городскому округу на 1 тыс. чел. составляет 478,5 м 2. Фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает минимальный норматив в 2,4 раза.
По итогам 2023 года по данным статистической отчетности оборот розничной торговли в текущих ценах вырос по отношению к 2022 году на 14,6% и составил 24 648,4 млн. руб. В 2024 году ожидается рост оборота розничной торговли на 10,3% до уровня 27 187,2 млн. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост оборота розничной торговли, в том числе к концу 2027 года до 34 085,1 млн. руб.
Оборот общественного питания в 2023 году увеличился на 2,3% и составил 269,5 млн. руб. В 2024 году ожидается незначительный рост показателя до уровня 270,3 млн. руб., в прогнозном периоде к концу 2027 года - до 291,9 млн. руб.
Раздел VI. Демографические показатели
Данный раздел содержит сведения о численности и составе населения, анализ динамики которых позволяет выявить основные тенденции, возможные диспропорции в структуре населения и угрозы социально-экономического развития городского округа.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области с учетом результатов Всероссийской переписи населения по состоянию на 01 января 2024 года численность постоянного населения, проживающего на территории городского округа, составила 163 501 чел.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению медико-демографической ситуации, в 2023 году смертность превысила рождаемость на 1 209 чел., родилось 1 204 чел., умерло 2 413 чел. Миграционное сальдо по итогам 2023 года положительное, количество прибывших в городской округ превысило количество убывших из городского округа на 102 чел., за 2023 год прибыло 2 293 чел., выбыл 2 191 чел.
Учитывая складывающиеся демографические тенденции, в среднесрочном периоде с 2025 по 2027 годы сохранится тенденция снижения численности населения. Основной причиной снижения численности населения продолжает оставаться общая российская тенденция снижения рождаемости, вызванная вступлением в детородный возраст поколения 90-ых годов прошлого века, рожденного в период демографического спада. Ввиду территориальной близости Каменск-Уральского городского округа к крупным городам, в первую очередь к Екатеринбургу, на территории городского округа, в последние несколько лет, наблюдается нестабильная миграционная обстановка. В результате прогнозируется постепенное снижение численности населения со 163 501 чел. на 01 января 2024 года до 161 282 чел. на 01 января 2027 года.
На фоне снижения общей численности населения сохранится тенденция снижения численности детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). По итогам 2023 года численность детей в возрасте от 3 до 7 лет снизилась на 1 015 чел. и составила 9 278 чел. В 2024 году и среднесрочном периоде с 2025 по 2027 годы прогнозируется дальнейшее снижение численности детей данной возрастной категории с 7 786 чел. в 2024 году до 6 429 чел. в 2027 году.
При этом в 2024 году сохранится тенденция незначительного увеличения численности детей школьного возраста (от 8 до 17 лет) с последующим ее снижением к 2027 году. По итогам 2023 года численность детей в возрасте от 8 до 17 лет увеличилась по сравнению с 2022 годом на 1 562 чел. и составила 21 907 чел., в 2024 году - 22 271 чел. К концу 2027 года прогнозируется снижение численности данной категории населения до 17 755 чел.
По итогам 2023 года численность населения в трудоспособном возрасте выросла по сравнению с 2022 годом на 3 910 чел. и составила 92 928 чел. (в 2022 году - 89 018 чел.), в прогнозном периоде ожидается незначительный ежегодный рост населения в трудоспособном возрасте с 94 994 чел. в 2024 году до 97 898 чел. в 2027 году.
Численность населения старше трудоспособного возраста последние несколько лет имеет тенденцию к снижению в связи с увеличением пенсионного возраста. Так, по итогам 2023 года численность населения городского округа старше трудоспособного возраста снизилась по сравнению с 2022 годом на 4 630 чел. и составила 39 103 чел. (в 2022 году - 43 733 чел.). В среднесрочной перспективе численность населения данной возрастной группы снизится с 36 215 чел. в 2024 году до 32 095 чел. к концу 2027 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" первоочередной национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года является сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. С целью реализации поставленных целей реализуются национальные проекты "Демография", "Здравоохранение", с 01 января 2025 года планируется начало действия ряда новых национальных проектов.
Органами местного самоуправления городского округа будет продолжена реализация мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, улучшение условий предоставления медицинских услуг, формирование здорового образа жизни, повышение социального статуса семьи.
Раздел VII. Развитие социальной сферы
Данный раздел позволяет провести анализ социальной сферы, динамики нагрузки на социальные объекты городского округа в зависимости от демографической ситуации.
Администрацией Каменск-Уральского городского округа и органом местного самоуправления "Управление образования Каменск-Уральского городского округа" создаются все требуемые условия для обеспечения конституционных прав граждан на получение общедоступного дошкольного и общего образования. Созданные в городском округе кадровые, содержательные условия, а также существующая сеть образовательных учреждений, в целом, достаточны для реализации законодательных гарантий в области образования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по обеспечению к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет по итогам 2023 года на территории городского округа обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2023 - 2024 учебном году составило 19 887 чел., что на 201 чел. больше чем в 2022 - 2023 учебном году. За последние 10 лет наблюдалась положительная динамика роста контингента обучающихся. В 2023 - 2024 учебном году открыто 88 первых классов на 2 191 чел., что на 50 чел. меньше по сравнению с предыдущим учебным годом. В десятых классах в 2023 - 2024 учебном году обучались 567 чел., что составило 32% от количества девятиклассников 2022 - 2023 учебного года, данное соотношение осталось на уровне предыдущего учебного года.
В 2023 - 2024 учебном году во вторую смену проходили обучение 1 596 чел., что составляет 8,0% от всех обучающихся, в предыдущем учебном году на 1 сентября во вторую смену обучалось 1 507 чел. или 7,7% от всех обучающихся.
В среднесрочном периоде прогнозируется сохранение второй смены в 14 школах городского округа для 1 450 детей, что связано с нехваткой помещений для обучения в первую смену. Решение данной проблемы возможно за счет строительства пристроев к зданиям школ N 35, 20, 19 и введением новых учебных мест.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей этой возрастной группы по итогам 2023 года составила 86,8%, в последующие 2024 - 2027 годы ее планируется увеличить с 81,0% в 2024 году до 82,0% в 2027 году.
Система муниципального дополнительного образования детей, подведомственная Управлению образования, (17 348 чел.) представлена Центром дополнительного образования (далее - ЦДО) (2 087 чел.), муниципальными общеобразовательными учреждениями (28 школ) и муниципальными дошкольными образовательными организациями (39 детских садов).
Реализовано 850 программ дополнительного образования.
Главный ресурс муниципальной системы образования - кадры. В муниципальных образовательных учреждениях работает 2 577 педагогических работников, из них 1 145 чел. педагогических работников школ, 1 384 чел. педагогических работников детских садов, 48 чел. работники ЦДО и ЦПМСС. Из общего количества педагогических работников 25% в возрасте до 35 лет, 56,2% в возрасте от 35 до 54 лет, 18,8% в возрасте от 55 лет и выше.
На территории городского округа действует 7 учреждений дополнительного образования в сфере искусств (музыкальных, художественных школ, школ искусств), в которых обучалось 3 067 детей, в том числе 6 государственных учреждений Свердловской области (2 767 обучающихся) и 1 муниципальное учреждение (МБУДО "Детская школа искусств N 1") (300 обучающихся).
В сфере физической культуры и спорта действует 3 муниципальные спортивные школы, имеющие статус учреждений дополнительного образования, (МАУДО "Спортивная школа города Каменска-Уральского", МАУДО "Спортивная школа олимпийского резерва города Каменска-Уральского", МАУДО "Каменск-Уральская спортивная школа по техническим видам спорта "Юность-ДОСААФ") и реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по олимпийским, неолимпийским видам спорта, спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и дополнительные общеразвивающие программы. В 2023 году численность занимающихся в муниципальных спортивных школах составляла 4 442 чел., в том числе детей в возрасте 5-18 лет - 4 227 чел.
Кроме того, дополнительные образовательные услуги на территории городского округа оказывали государственные профессиональные образовательные учреждения Свердловской области (Каменск-Уральский политехнический колледж, Каменск-Уральский радиотехнический техникум, Каменск-Уральский педагогический колледж, Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса, Каменск-Уральский агропромышленный техникум) и частные образовательные организации (частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Колледж международных связей", частное образовательное учреждение дополнительного образования "Лингвистический центр "Полилог").
В сфере здравоохранения доступность и качество медицинской помощи в значительной степени зависят от укомплектованности медицинских учреждений компетентными врачами и средним медицинским персоналом. Укомплектованность врачебными кадрами, особенно амбулаторной службы, в настоящее время остается недостаточной.
По итогам 2023 года уровень обеспеченности врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по городскому округу составил 7,0 чел. на 10 тыс. населения, в среднесрочной перспективе планируется повысить имеющийся уровень обеспеченности квалифицированными специалистами до 7,3 чел. на 10 тыс. населения по итогам 2027 года.
С целью привлечения на территорию городского округа молодых специалистов - врачей, Администрацией Каменск-Уральского городского округа принимаются меры по обеспечению врачей служебным жильем, приоритетным предоставлением мест их детям в дошкольных образовательных организациях. С мая 2017 года в целях привлечения врачебных кадров реализуется муниципальная подпрограмма по обеспечению жильем молодых специалистов.
В 2023 году в рамках Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Каменск-Уральского городского округа и компанией РУСАЛ на выплаты молодым специалистам-врачам узких специальностей, которые вернулись в Каменск-Уральский городской округ после обучения в медицинском университете, направлено для улучшения жилищных условий 3 млн. руб.
Уровень обеспеченности средними медицинскими работниками, работающими в государственных медицинских организациях, остается невысоким, по итогам 2023 года показатель составил 61,0 чел. на 10 тыс. населения (в 2022 году - 63,0 чел. на 10 тыс. населения). С целью восполнения недостающих кадров на должностях среднего, младшего и прочего персонала в учреждениях здравоохранения городского округа работает 40 студентов Каменск-Уральского филиала Свердловского областного медицинского колледжа. В среднесрочном периоде к концу 2027 года планируется увеличить уровень обеспеченности средними медицинскими работниками до 63,0 чел. на 10 тыс. населения.
Раздел VIII. Трудовые ресурсы
Данный раздел содержит показатели, характеризующие изменения в численном составе трудовых ресурсов, потребность организаций в квалифицированных специалистах.
Ежегодное снижение численности населения городского округа, проводимые хозяйствующими субъектами мероприятия по модернизации действующих производств и введению новых современных мощностей, приводят к снижению численности работников, занятых в организациях. К сожалению, объем мероприятий, проводимый по внедрению новых, в том числе высокопроизводительных, рабочих мест не восполняет ежегодное снижение численности работников. Осложняет ситуацию обострившаяся в последние годы проблема дефицита кадров рабочих и инженерных специальностей. Кроме того, современные производственные программы, внедряемые на производстве, требуют повышения эффективности труда, а значит, и более квалифицированных специалистов.
По итогам 2023 года среднесписочная численность работников по полному кругу организаций составила 49 055 чел., что на 0,2% меньше чем в 2022 году. В прогнозируемом периоде ожидается незначительное снижение общей среднесписочной численности работников организаций до 48 859 чел. к концу 2027 года.
Потребность организаций в квалифицированных специалистах, в первую очередь специалистов технического профиля, с каждым годом возрастает. Несмотря на то, что организации городского округа ежегодно направляют значительные средства на подготовку и переподготовку специалистов, улучшают социальный пакет, предоставляют компенсации и другие варианты поддержки, по итогам 2023 года потребность организаций в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих значительно возросла по сравнению с 2022 годом и составила 608 чел. (в 2022 году - 294 чел.), в том числе специалистов со средним профессиональным образованием технического профиля 493 чел., специалистов с высшим образованием инженерно-технического профиля 115 чел. К концу 2027 года потребность в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих прогнозируется в количестве 712 чел., в том числе специалистов со средним профессиональным образованием технического профиля 616 чел., специалистов с высшим образованием инженерно-технического профиля 96 чел.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Каменск-Уральского городского округа Свердловской области от 22 августа 2024 г. N 564 "О прогнозе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.