Решение Самарского областного суда от 23 июля 2024 г. N 3а-1247/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1247/2024 по административному исковому заявлению К.О.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 19.10.2020 и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" (далее по тексту - Перечень на 2024 год), опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Пунктом 9652 в Перечень на 2021 год, пунктом 9512 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год, пунктом 9341 в Приложение N 1 Перечня на 2023 год, пунктом 9111 в Приложение N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
К.О.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является долевым сособственником здания с кадастровым номером N, наименование и назначение которого, а также вид разрешенного использования земельного участка под ним не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На момент формирования и утверждения Перечней на 2021-2024 годы обследование здания не проводилось, фактическое использование не устанавливалось, акты осмотров не составлялись. Включение объекта недвижимости в Перечни влечет необоснованное увеличение налогового бремени, чем права и законные интересы административного истца нарушены.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица, о времени и месте судебного разбирательства извещенные надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В дополнительных пояснениях представитель административного истца по доверенности Р.Л.В. просила удовлетворить заявленные административные требования, указав, что в здании располагается арендатор <данные изъяты> на основании договора аренды от 06.09.2021, помещения площадью 1120,9 кв. м используются для ведения уставной деятельности арендатора и размещения персонала. В здании не ведется торговая деятельность, отсутствуют объекты общественного питания и бытового обслуживания. <данные изъяты>, ЧОУ ДПО "Р.", ООО "У." в юридически значимые периоды не осуществляли деятельность по адресу рассматриваемого объекта.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, а дело просит рассмотреть в отсутствии представителя. В обоснование позиции административный ответчик указал, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в оспариваемые Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания банка", что позволяет отнести его к объектам делового, административного назначения. Министерство правомерно включило объект в оспариваемые Перечни на основании п. 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по определению вида фактического использования указанного объекта с целью исключения из Перечней не приводились, решение об определении вида фактического использования объекта министерством не принималось.
В письменной позиции заинтересованное лицо администрация г.о. Тольятти Самарской области просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что в период формирования оспариваемых Перечней на 2021-2024 годы осмотр объекта недвижимости комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории г.о. Тольятти, не проводился. Из административного иска и представленных документов следует, что рассматриваемый объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания банка, что свидетельствует об использовании здания в целях административного назначения - под офис (пп. 1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Эксплуатация здания банком является таким видом разрешенного использования земельного участка, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является основанием для включения расположенного на таком земельном участке здания в Перечни на 2021-2024 годы, в связи с чем администрация г.о. Тольятти считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077, от 03.11.2023 N 2365 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2021-2024 годы.
Административным истцом не оспариваются полномочия административного ответчика, порядок принятия и опубликования оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 9652 в Перечень на 2021 год, пунктом 9512 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год, пунктом 9341 в Приложение N 1 Перечня на 2023 год, пунктом 9111 в Приложении N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, на основании п. 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка "для дальнейшей эксплуатации здания банка".
Согласно выпискам из ЕГРН на праве долевой собственности административному истцу (4/10 доли) и заинтересованным лицам ФИО1 (3/10 доли), ФИО2. (3/10 доли) с 13.07.2021 принадлежит здание с кадастровым номером N. Правообладателями здания в период с 06.05.2021 по 13.07.2021 являлся ФИО3 в период с 10.08.2006 по 06.05.2021 ООО "И." (<данные изъяты>), которые привлечены судом в качестве заинтересованных лиц по делу.
Из аналитической информации, представленной ППК Роскадастр от 23.04.2024, следует, что по состоянию на 19.10.2020, на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, с площадью 120,9 кв. м, наименование - объект, назначение - нежилое, расположенном по адресу: <адрес>. Информация об ограничении прав и обременениях в виде аренды/субаренды соглашения и дополнительное соглашение на здание, а также расположенное в нем помещения в ЕГРН отсутствует. По состоянию на 19.10.2020, на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>; вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации здания банка. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН по результатам проведения работ по инвентаризации.
Согласно поступившей из МП г.о. Тольятти "И." технической документации на здание по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.05.2007, в экспликации содержится назначение помещений:
1 этаж - кабинет, коридор, хранилище, касса (площадь 15,1 кв. м), оружейная, подсобная, электрощитовая, комната охраны, вестибюль, тамбур, туалет, умывальник, гараж,
2 этаж - коридор, холл, архив, подсобная, кабинет, умывальник, туалет, приемная (площадь 17,4 кв. м), операционный зал (площадь 87 кв. м), общей площадью 1120,9 кв. м.
Аналогичная информация содержится в техническом паспорте, представленном в материалы дела административным истцом.
Части нежилого помещения, поименованные как "кабинет", не могут быть однозначно отнесены к офисам и помещениям административного назначения, так как термины "кабинет" и "офис" не тождественны.
По мнению суда в рассматриваемом здании для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения имеются помещения назначением "операционный зал", "касса", "приемная" общей площадью 119,5 кв. м или 10,6 процентов от площади здания (1120,9 кв. м).
Анализируя представленные сведения из ЕГРН и документы технического учета на рассматриваемый объект недвижимости - здание: назначением - нежилое, с наименованием - объект, расположенный на земельном участке с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации здания банка, при отсутствии помещений общей площадью более 20 процентов площади здания, предназначенных для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не предполагает безусловных оснований для отнесения его к административно-деловому центру (п. 3 ст. 378.2 НК РФ).
По мнению суда, вид разрешенного использования земельного участка "для дальнейшей эксплуатации здания банка" не является безусловно определенным основанием для отнесения расположенного на нем здания к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) (п. 3 ст. 378.2 НК РФ).
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации, находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ, и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечней на 2020-2024 годы административным ответчиком не проводились, что следует из письменных возражений министерства имущественных отношений Самарской области.
В подтверждении фактического использования рассматриваемого объекта недвижимости административным истцом в материалы дела представлен договор аренды N 115028594 от 06.09.2021, заключенный между Г.М.А., Н.Е.В., ИП К.О.А. и ООО "О.", о предоставлении части нежилых помещений, площадью 600 кв. м по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, сроком действия договора 11 месяцев с правом пролонгации и правом на самостоятельное заключение договора субаренды с <данные изъяты>. По дополнительному соглашению от 09.11.2021, стороны пришли к соглашению с 10.02.2022 внести изменения в договор аренды в части арендуемой площади части нежилых помещений общей площадью 1120,9 кв. м. В письменных пояснениях <данные изъяты> от 02.05.2024 собственникам и арендаторам помещений сообщено, что между Г.М.А., Н.Е.В., К.О.А. и ООО "О." заключен договор аренды нежилого помещения от 06.09.2021. ООО "О." прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения с 13.09.2023, правопреемником является <данные изъяты>. Нежилые помещения используются на основании договора аренды N 115028594 от 06.09.2021 и дополнительного соглашения к нему. С момента заключения договора и по настоящее время фактически используется для ведения уставной деятельности, размещения персонала. Доступ в арендуемые помещения ограничен, обеспечивается только сотрудникам, прием физических лиц (посетителей) не ведется, торговая деятельность не осуществляется.
В общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц содержатся сведения об основном виде экономической деятельности ООО "О." по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 52.29 - деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, прекратило деятельность юридического лица с 13.09.2023, правопреемник <данные изъяты>.
По запросу суда УФНС России по Самарской области сообщило, что по данным налогового органа сведения о регистрации контрольно-кассовой техники по адресу: <адрес>, отсутствует.
Судом проверялась информация в отношении лиц, расположенных по адресу рассматриваемого объекта по сведениям открытых источников Интернет-ресурсов:
- ООО "И." (<данные изъяты>) ИНН N, по ЕГРЮЛ ОКВЭД - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом; являлся собственником с 10.08.2006 по 06.05.2021; с 20.08.2021 юридический адрес: <адрес>; из ответа на запрос суда с 2020 года по настоящее время деятельность в здании не осуществляет, объект был выставлен на продажу ООО "Р." по агентскому договору N I-031 от 19.06.2020, предложений от покупателей не поступило, здание и земельные участки 28.04.2021 были переданы Я.К.Ю. по договору аренды;
- ООО "Г." ИНН N, по ЕГРЮЛ ОКВЭД - строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; деятельность юридического лица прекращена с 28.06.2023; юридический адрес с 28.12.2017: <адрес>
- ООО УК "Г." ИНН N, по ЕГРЮЛ ОКВЭД - строительство жилых и нежилых зданий; исключено из ЕГРЮЛ в связи наличием недостоверных сведений с 30.06.2022, юридический адрес с 01.02.2018: <адрес>
- ЧОУ ДПО "Р." ИНН 6323080170, по ЕГРЮЛ ОКВЭД - образование профессиональное дополнительное, с 21.07.2023 юридический адрес: <адрес> из ответа на запрос суда деятельность по адресу: <адрес> осуществлялась примерно с августа 2019 года по июнь 2020 года, право аренды было зарегистрировано в Росреестре; 23.10.2019 министерством образования и науки Самарской области была выдана лицензия N 7422 на право оказывать образовательные услуги по адресу: <адрес>
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти о предназначении здания для административных и деловых целей, в том числе для оказания банковских услуг, не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела. Суд признает несостоятельной ссылку заинтересованного лица на судебный акт по другому делу, не имеющегося преюдициального значения.
Административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлено доказательств ведения в здании в спорный период банковской, хозяйственной (предпринимательской) деятельности, направленной на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений, сведений о предоставлении в аренду банку помещений для осуществления его коммерческой деятельности.
Не представлено сведений о том, что административный истец в периоды утверждения оспариваемых Перечней на 2021-2024 годы являлся учредителем или участником юридического лица, которое имеет лицензию на осуществление банковской деятельности.
Анализируя в совокупности представленные и полученные доказательства, судом не установлено фактическое использование здания в качестве административно-делового центра, торгового центра (комплекса) (п. 3 ст. 378.2 НК РФ). В юридически значимые периоды рассматриваемое здание использовалось собственниками ограниченно, а именно по вышеуказанному договору аренды в целях осуществления деятельности, связанной с перевозками.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое здание не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежало включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2024 годы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2021-2024 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, как налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет", суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем судебном акте в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 1200 рублей, о чем свидетельствуют чек-ордеры от 27.03.2024.
В связи с принятием решения суда в пользу административного истца, с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 1200 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования К.О.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия
- приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения под пунктом 9652 объекта недвижимости с кадастровым номером N,
- приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 9512 объекта недвижимости с кадастровым номером N,
- приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 9341 объекта недвижимости с кадастровым номером N,
- приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 9111 объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу К.О.А. расходы на оплату государственной пошлины в размере 1 200 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волжская коммуна", в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 29.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными нормативные правовые акты, включающие объект недвижимости в перечни для определения налоговой базы по кадастровой стоимости, поскольку фактическое использование здания не соответствует критериям, установленным Налоговым кодексом. Суд установил, что здание не использовалось для деловых или административных целей, что нарушает права истца как налогоплательщика.
Решение Самарского областного суда от 23 июля 2024 г. N 3а-1247/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника