Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 20 августа 2024 г. N 752-П
Обстоятельства авиационных происшествий (аварий) с самолетами Ан-2Т RA-02241 и РА28-140-22922 RA-2779G
6 июля 2023 г. в Кирово-Чепецком районе Кировской области на самолете Ан-2Т RA-02241 ООО "Авиакомпания Парма" выполнялись лесоавиационные работы по тушению лесных пожаров. Полет выполнялся по маршрут: посадочная площадка Кучаны - район лесоавиационных работ - посадочная площадка Кучаны.
На борту самолета находились: командир воздушного судна (далее - КВС), второй пилот, летчик-наблюдатель и пять парашютистов-пожарных.
Взлетная масса воздушного судна (далее - ВС) составляла 4997 кг, центровка 25,3% САХ, что не выходило за эксплуатационные ограничения Руководства по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) ВС Ан-2.
В процессе патрулирования на высоте 800 м экипаж обнаружил очаг пожара в районе сельского поселения Чуваши. По согласованию с летчиком-наблюдателем КВС принял решение на высадку парашютистов-пожарных парашютным способом на подобранную площадку.
В момент высадки парашютистов экипажем были обнаружены капли масла на остеклении фонаря кабины пилотов, появился дым и запах нагретого масла. По прибору контроля двигателя ЭМИ-ЗК КВС обнаружил падение давления масла.
После высадки четверых парашютистов-пожарных остекление фонаря кабины пилотов было залито маслом, давление масла в двигателе упало до 0 кгс/см 2. Обзор сохранился на небольшом участке остекления кабины пилотов, слева у КВС.
КВС доложил диспетчеру о возникшей аварийной ситуации и решении на выполнение вынужденной посадки в районе сельского поселения Чуваши. При посадке на пробеге самолет столкнулся с деревьями лесополосы и получил значительные повреждения. В результате аварии КВС получил незначительные телесные повреждения, второй пилот, летчик-наблюдатель и парашютист-пожарный не пострадали.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) с самолетом Ан-2Т RA-02241 было установлено, что уровень профессиональной подготовки членов экипажа соответствовал заданию на полет, экипаж в аварийной ситуации действовал в соответствии с требованиями РЛЭ самолета Ан-2 и со сложившейся аварийной обстановкой. Техническое обслуживание ВС соответствовало установленным требованиям.
При осмотре двигателя самолета комиссией по расследованию обнаружено повреждение паронитовой прокладки 62.10.158 под корпус привода регулятора постоянных оборотов, привода регулятора постоянных оборотов 62.610.045 и регулятора постоянных оборотов Р 9СМ-2.
В соответствии с заключением Федерального автономного учреждения "Авиационный регистр Российской Федерации" разрушение прокладки произошло вследствие неравномерного обжатия паронитовой прокладки регулятора постоянных оборотов в узле уплотнения редуктора двигателя во время выполнения последнего капитального ремонта двигателя в ООО "Авиацентр-411" г. Минеральные Воды.
Комиссия по расследованию также установила, что технология капитального ремонта авиационного двигателя АШ-62ИР не предусматривает использование динамометрического инструмента для контроля усилия затяжки гаек при монтаже корпуса привода регулятора постоянных оборотов, привода регулятора постоянных оборотов 62.610.045 и регулятора постоянных оборотов Р 9СМ-2 на носок картера.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолетом Ан-2Т RA-02241 произошло в результате столкновения ВС с деревьями лесополосы после вынужденной посадки, в условиях отсутствия необходимого обзора закабинного пространства вследствие попадания масла двигателя на остекление фонаря кабины экипажа.
Вынужденная посадка обусловлена возникновением в полете неисправности двигателя из-за отказа его маслосистемы.
Отказ маслосистемы двигателя произошел по причине разрушения паронитовой прокладки 62.10.158 из-за ее неравномерного и недостаточного обжатия в узле уплотнения регулятора постоянных оборотов двигателя при выполнении капитального ремонта двигателя на АРЗ.".
17 мая 2023 г. экипаж в составе двух пилотов (КВС и КВС-обучаемый) планировал перелет единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета РА28-140-22922 RA-2779G с аэродрома Чебоксары на посадочную площадку Троицко-Печорск (Республика Коми) для выполнения лесоавиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.
Выполнение полета планировалось в воздушном пространстве классов С и G, разрешение на использование воздушного пространства было выдано Самарским региональным центром ЕС ОрВД.
Медицинский осмотр перед полетом экипаж прошел в здравпункте Международного Аэропорта Чебоксары. Информацию о погодных условиях по маршруту полета, аэродромам назначения и запасном КВС не запрашивал. Со слов КВС, метеоинформацию для принятия решения на вылет он получил в сети Интернет.
В 12:12 (здесь и далее время местное) экипаж выполнил взлет с аэродрома Чебоксары. Несмотря на то, что промежуточная посадка планом полета не была предусмотрена, КВС решил выполнить посадку на посадочную площадку Усть-Кулом с целью тренировки КВС-обучаемого. При этом экипаж согласовал с диспетчером и получил разрешение на незапланированную посадку. В 16:44 экипаж выполнил посадку на площадку Усть-Кулом с докладом диспетчеру.
После разбора полета и проведения предполетной подготовки экипаж в 17:22 произвел взлет с площадки Усть-Кулом с МК = 80° для продолжения полета по заявленному маршруту.
Через минуту после взлета ВС столкнулось с проводами линии электропередачи, а в дальнейшем с забором частного владения и деревьями. После остановки самолета из разрушенных топливных баков произошла утечка топлива. Экипаж своевременно покинул ВС и в результате авиационного происшествия не пострадал. Утечка топлива привела к возгоранию ВС. Возникший пожар удалось ликвидировать силами Усть-Куломского пожарно-спасательного гарнизона МЧС.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом РА28-140-22922 RA-2779G было установлено, что взлетная масса ВС составляла 820 кг (максимальная - 975 кг), центровка составляла 16,3% САХ, что не выходило за эксплуатационные ограничения РЛЭ самолета РА28-140-22922.
Посадочная площадка Усть-Кулом имеет две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы с направлениями для выполнения взлета и посадки: МК = 80°, МК = 260°, МК = 180°, МК = 360°.
Выбор направления взлета с МК = 80° экипаж, по его словам, осуществил исходя из фактического направления ветра.
Проанализировав характеристики ВС на взлете, комиссия по расследованию пришла к выводу, что расчеты взлетных характеристик, наиболее вероятно, экипаж не выполнял. При фактических параметрах ветра (160°/3 м/с) и выбранном курсе взлета МК = 80° ветер был боковой справа, выбор же направления взлета с МК = 180° обеспечивал бы его выполнение со встречной составляющей ветра.
Произведя взлет с МК = 80° расстояние до ближайших препятствий составляло всего 890 м, а при взлете с МК = 180° около 1400 м, что в случае нештатной работы двигателя позволило бы экипажу либо произвести посадку перед собой, либо отвернуть в сторону от препятствий.
Согласно объяснениям экипажа, перед взлетом и на этапе разбега поведение самолета было без особенностей. Отклонение в поведении самолета стало проявляться после отрыва от земли. Со слов экипажа, на этапе набора высоты после отрыва произошла просадка самолета из-за недостаточной мощности двигателя.
С целью определения работоспособности силовой установки самолета РА28-140-22922, комиссией по расследованию было организовано исследование двигателя Lycoming O-320-E2A N L17615-27A.
В соответствии с заключением Федерального автономного учреждения "Авиационный регистр Российской Федерации", детали двигателя находятся в удовлетворительном техническом состоянии за исключением карбюратора (разрушен поплавок). Разрушение поплавка карбюратора произошло, наиболее вероятно, в результате деградации паяных соединений. Разрушение поплавка привело к невозможности полного открытия клапана подачи топлива в поплавковую камеру карбюратора, что привело к недостаточной подаче топлива в двигатель на установленном режиме его работы и, как следствие, снижению частоты вращения двигателя и падению его мощности.
Комиссия по расследованию отмечает, что двигатель Lycoming O-320-E2A, установленный на данное ВС, на момент авиационного происшествия был оборудован авиационным карбюратором производства компании "Volare Carburetors, LLC". Данный производитель выпустил бюллетень "SB-2 Rev В" от 1 февраля 2009 г., требующий установить в поплавковую камеру карбюратора твердый поплавок из синей эпоксидной смолы вместо полых латунных.
Указанный бюллетень производителя авиационных карбюраторов не был выполнен обществом с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скайрус". Записи о выполнении работ или осмотров карбюратора в формуляре самолета, двигателя, в бортовом журнале или в картах-нарядах на выполнение технического обслуживания отсутствуют. Сведения о проведенных работах ремонтной организацией при капитальном ремонте данного двигателя также отсутствуют. Инженерно-технический персонал имел необходимые свидетельства и квалификационные отметки на право техобслуживания. Уровень профессиональной подготовки инженерно-технического персонала соответствовал предъявляемым требованиям.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом "РА28-140-22922" RA-2779G явилась потеря мощности двигателя на взлете, после отрыва самолета от земли, что не обеспечило безопасный профиль набора высоты, привело к "просадке" самолета и столкновению с препятствиями по курсу взлета.
Падение мощности двигателя явилось следствием разрушения поплавков карбюратора в процессе эксплуатации.
Способствующими факторами явились:
- невыполнение бюллетеня по замене поплавков, разработанного фирмой - изготовителем карбюраторов;
- невыявление факта невыполнения бюллетеня при проверке ВС в ходе получения СЛГ.
Выбор направления взлета был осуществлен экипажем без учета рисков, связанных с наличием препятствий по курсу взлета, исключающих безопасное выполнение вынужденной посадки при отказе двигателя.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с самолетами Ан-2Т RA-02241 и РА28-140-22922 RA-2779G приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 20 августа 2024 г. N 752-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.