Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение о предоставлении позиции Минпросвещения России по вопросу урегулирования размера и порядка выплат педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - Обращение), зарегистрированное в Минпросвещения России 3 июля 2024 г. за N ПГ-МП-35333 и сообщает.
В Обращении предлагается разработать федеральный закон, предусматривающий внесение изменений в часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части добровольности выполнения работы педагогическими работниками на государственной итоговой аттестации (далее соответственно - Федеральный закон N 273-ФЗ, ГИА), оформления соответствующей работы в форме соглашения с четкими параметрами оплаты, а также предусматривающий внесение изменений в законодательство в части обеспечения достойного уровня оплаты труда всех работающих на ГИА, установления времени для отдыха и приема пищи для занятых на ГИА в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), предоставления права педагогических работников на отказ от работы на ГИА и установления размера компенсации за соответствующую работу. Кроме того, в Обращении предусматривается внесение изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части исключения из него части 4 статьи 19.30.
В соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники участвуют в проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по решению уполномоченных органов исполнительной власти в рабочее время, освобождаясь от основной работы на период проведения ГИА.
В свою очередь, перечень уважительных причин, позволяющих педагогическим работникам в образовательных организациях отказаться от участия в проведении ГИА, предусмотрен пунктом 6 Методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, представленных в письме Минпросвещения России от 4 февраля 2020 г. N ВБ-175/08 (далее - Методические рекомендации), к которым, в частности, относится состояние здоровья, подтвержденное медицинскими документами, достижение возраста 65 лет, уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, наличие листка нетрудоспособности в связи с уходом за больным родственником, наличие у женщины детей в возрасте до трех лет, смерть близкого родственника и иные уважительные причины, подтвержденные документально.
Следовательно, учитывая работу педагогических работников на ГИА в рабочее время с освобождением от выполнения основной работы, а также перечень оснований для их отказа от участия в проведении ГИА, внесение предложенного в Обращении изменения в часть 9 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ в части установления добровольности выполнения работы педагогическими работниками на ГИА нецелесообразно.
Часть 1 статьи 144 Трудового кодекса гарантирует самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации систем оплаты труда (в том числе тарифных систем оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Кроме того, частью 9 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти решения об участии педагогического работника в проведении ГИА ему выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.
Соответственно отмечаем, что предложенное в Обращении установление в федеральном законодательстве размера компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ГИА противоречит законодательству в указанной части, а также не учитывает отличие субъектов Российской Федерации друг от друга по социально-экономическому положению, приоритетным видам хозяйствования, степени развития производственного потенциала, которые напрямую влияют на уровень заработной платы.
Также в Обращении не предусматривается механизм компенсации соответствующих выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и не содержится экономического обоснования предлагаемого изменения, а также всех необходимых расчетов и прогнозов последствий принятия указанного изменения, в связи с чем установление размера компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ГИА на уровне федерального нормативного правового акта не поддерживается.
Обращаем внимание, что из текста Обращения также не представляется возможным однозначно установить, в чем конкретно заключается инициатива "сделать оплату труда всех работающих на ГИА достойной".
Как следует из пункта 4 Методических рекомендаций, участие работников (в том числе педагогических) в проведении ГИА без освобождения от основной работы на период их проведения (например, в дни недели, свободные для соответствующих педагогических работников от работников от проведения учебных занятий по расписанию) осуществляется по договору возмездного оказания услуг, заключение которого регулируется в статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи остается неясным, о заключении какого соглашения по оформлению работы на ГИА идет речь в Обращении.
Одновременно сообщаем, что ранее Правительством Российской Федерации рассматривался и не был поддержан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (заключение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 5246п-П8), которым, в частности, предусматривалось внесение изменения в часть 9 статьи 4 Федерального закона N 273-ФЗ в части выплаты заработной платы педагогическим работникам в размере не менее двойной стоимости часа их работы по основной работе за каждый час работы при проведении ГИА, а также заключения ими для работы на ГИА срочного трудового договора с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ЕГЭ, предоставляются в том числе гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В свою очередь, статьей 108 Трудового кодекса предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Кроме того, создание условий для приема пищи и обеспечения других нужд работников, участвующих в проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования вне места нахождения работодателя, предусмотрено пунктом 9.9.3 раздела IX Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024-2026 годы, заключенного между Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования 27 марта 2024 г.
Таким образом, внесение изменений в законодательство России в части установления времени для отдыха и приема пищи для занятых на ГИА в соответствии с Трудовым кодексом, предложенное в Обращении, избыточно.
В части предложения по исключению положения части 4 статьи 19.30 КоАП РФ, сообщаем.
Частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность именно за умышленное искажение результатов ГИА и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения ГИА.
В свою очередь, на основании части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В этой связи остается неясным, как отмена административной ответственности за умышленное искажение результатов ГИА, олимпиад школьников и нарушение порядка проведения ГИА соотносится с решением вопроса в части улучшения трудовых условий педагогических работников, работающих на ГИА.
Учитывая изложенное, содержащиеся в Обращении предложения по разработке федерального закона, направленного на внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в часть 9 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, не поддерживаются.
Временно исполняющий |
В.В. Боков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпросвещения не поддерживает разработку федеральных законов, предусматривающих добровольность выполнения педагогами работы на ГИА, ее оформление в форме соглашения с четкими параметрами оплаты, достойный уровень оплаты труда всех работающих на ГИА, установление времени для отдыха и приема пищи, право на отказ от работы на ГИА, размер компенсации за такую работу, а также отмену административной ответственности за умышленное искажение результатов ГИА и нарушение порядка ее проведения.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июля 2024 г. N 08-ПГ-МП-35333 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-