Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 232772-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и находится на стадии предварительного рассмотрения.
Проект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N Пр-913 по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и предполагает внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", направленных на совершенствование регулирования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, осуществления контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных, а также деятельности по сопровождению опекунов (попечителей) несовершеннолетних подопечных.
Первоначальная редакция Проекта ранее рассматривалась Советом, который в своем Экспертном заключении от 25 марта 2021 г. N 206-2/2021 высказал ряд замечаний, требующих устранения.
Анализ представленной редакции Проекта показывает, что замечания, высказанные в заключении Совета, учтены, за исключением одного, касающегося недопустимости ограничения права граждан на одновременное принятие в семью более одного ребенка, а также права ребенка жить и воспитываться в семье.
Указанные положения сохранены в проектируемых пункте 2.1 статьи 125 и пункте 4 статьи 146 СК РФ, согласно которым не допускаются одновременное усыновление и одновременная передача под опеку (попечительство) более чем одного ребенка, а также каждое последующее усыновление и каждая последующая передача под опеку (попечительство) лицами, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), до истечения одного года со дня вступления в законную силу решения суда о предыдущем усыновлении или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц опекунами (попечителями).
Исключение из этого правила составляют случаи усыновления или передачи под опеку (попечительство) отчиму или мачехе, усыновления или передачи под опеку (попечительство) братьев и сестер, детей, ранее вместе воспитывавшихся в одной семье, в том числе после их усыновления или в период их нахождения под опекой (попечительством), детей, находившихся под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывавшихся не менее года в одной воспитательной группе, а также детей, являющихся родственниками лиц, желающих их усыновить или принять под опеку (попечительство).
Согласно пояснительной записке к Проекту данное ограничение обусловлено "особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье" и является "необходимой мерой, принимаемой в целях защиты прав и интересов" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях "снижения риска возврата детей" в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подобное обоснование введения столь серьезного ограничения не представляется глубоким и достаточным.
Так, из пояснительной записки неясно, каким образом подобное ограничение связано с адаптационным периодом первого года жизни ребенка в семье. В результате реализации положений Проекта ребенок, принятый на воспитание первым, по истечении года и при принятии в семью второго ребенка вновь должен проходить адаптационный период, связанный с появлением нового члена семьи и новым "перераспределением ролей". При одновременном принятии двоих детей они вместе проходят и заканчивают период адаптации, который не продлевается на долгие годы.
Кроме того, в пояснительной записке отсутствуют сведения о том, какова доля отмен решений о передаче детей на воспитание по инициативе замещающих родителей при передаче двоих и более детей, не являющихся родственниками, в общем количестве отказов от детей, переданных на воспитание в семьи. Случаи принятия в семью двоих и более детей, не являющихся родственниками, встречаются не часто. В каждом подобном случае должна осуществляться индивидуальная оценка ситуации в семье и при необходимости должна оказываться помощь.
Введение подобных законодательных ограничений оправдано только в случае, если отменяется значительная часть решений об одновременной передаче в семью двух и более детей, не являющихся родственниками, а ограничение прав граждан при этом является единственным способом прекращения подобной практики. Во всех других случаях введение подобных формальных запретов и ограничений приведет только к необоснованному ограничению права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на устройство в семью.
Вызывает вопросы и содержащийся в Проекте перечень исключений из общего правила об ограничении принятия детей в семью. Так, в этот перечень не включены несовершеннолетние члены расширенной семьи (свойственники) замещающих родителей, что не позволяет, например, женщине принять под опеку племянника или иного родственника ее мужа, который по состоянию здоровья не может быть назначен опекуном, если не истек год с момента принятия в эту семью другого ребенка.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 232772-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" в представленной редакции не может быть поддержан.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.