Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 489386-8 "О внесении изменений в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального закона N 489384-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Проект о банкротстве), который содержит процедурные положения, описывающие механизм защиты прав сособственников объекта при проведении конкурсных процедур в отношении одного из сособственников.
Как отмечается в пояснительной записке, Проект и Проект о банкротстве подготовлены с учетом правоприменительной практики во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2023 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Шеставина" (далее - Постановление N 23-П). В Постановлении N 23-П Конституционный Суд Российской Федерации указал федеральному законодателю на необходимость внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на возможность реализации гражданами - участниками долевой собственности преимущественного права покупки доли в праве общей собственности в случае ее продажи постороннему лицу с публичных торгов в рамках процедуры банкротства гражданина.
Проект в первоначальной редакции, до его внесения в Государственную Думу, вместе с Проектом о банкротстве рассматривался Советом (Экспертное заключение от 15 августа 2023 г. N 232/оп-6/2023 по проектам федеральных законов "О внесении изменения в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в статьи 111 и 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Экспертное заключение).
По итогам рассмотрения законопроектов Совет высказал замечания и сделал вывод о необходимости их доработки.
В представленной редакции Проект существенным образом переработан, дополнен новыми нормами. В Проекте учтена часть замечаний, высказанных в Экспертном заключении. Вместе с тем Проект и Проект о банкротстве по-прежнему не могут быть рекомендованы к принятию.
1. Продолжение работы над реализацией Постановления N 23-П продемонстрировало необходимость унификации подходов применительно ко всем случаям, когда кредиторы инициируют юрисдикционные процедуры, нацеленные на предоставление им удовлетворения за счет доли в праве собственности. Речь может идти не только о процедурах банкротства, но и об исполнительном производстве.
В этой связи предлагаемые решения должны быть проработаны применительно ко всем возможным случаям обращения взыскания на долю в праве собственности, что может потребовать корректировки иных федеральных законов, помимо Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Представляется, что разработчики Проекта необоснованно игнорируют правовую позицию, содержащуюся в пункте 2 резолютивной части Постановления N 23-П, где указывается на необходимость применения гарантий прав участников долевой собственности, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 255 ГК Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, "при продаже с публичных торгов доли в праве общей собственности, принадлежащей должнику, конкурсный управляющий направляет другим участникам долевой собственности предложение приобрести принадлежащую должнику долю с указанием ее стоимости, равной начальной цене на торгах. При наличии согласия конкурсный управляющий заключает договор купли-продажи с соответствующим участником (участниками) долевой собственности. При неполучении согласия в течение месячного срока доля в праве общей собственности, принадлежащая должнику, продается с торгов. При этом правило о преимущественном праве покупки участников долевой собственности не применяется в этом случае, а также при продаже с повторных торгов и продаже посредством публичного предложения".
Возможность использования этого подхода осталась непроработанной, хотя потенциал его до конца не исчерпан.
3. Предпринятые разработчиками Проекта попытки найти решение проблемы, обозначенной в Постановлении N 23-П, показали, что взятая за основу модель имеет ряд концептуальных недостатков и не до конца продумана.
Так, пытаясь выстроить процедуру реализации преимущественных прав сособственников не на стадии, когда торги еще не назначены (как это предлагает статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), а на стадии торгов, разработчики Проекта сталкиваются с проблемой равенства притязаний всех сособственников и предлагают разрешить ее путем приращения долей (проектируемый пункт 7 статьи 250 ГК РФ). Однако такое решение не способствует прекращению отношений общей собственности, на которое должны быть нацелены все нормы института общей собственности.
Положения Проекта также не решают проблему "придания протоколу о результатах торгов силы договора", поскольку оставляют открытым вопрос о значении волеизъявления каждого из сособственников на фоне этого протокола.
Проект также не свободен от юридико-технических недостатков - проектируемая редакция абзаца первого пункта 6 статьи 250 ГК РФ не содержит в себе нормативного материала, а абзацы второй и третий этого пункта перегружены излишними конструкциями.
4. Работа над проблемой реализации преимущественного права покупки требует также анализа и обсуждения иных ситуаций, в которых законодатель предоставляет аналогичные преимущества участникам гражданско-правового сообщества, вместе обладающим правом на единый объект. Представляется важным продумать возможность выработки единого подхода для разрешения конфликтов, образующихся внутри подобной множественности лиц, в корпоративных отношениях или в отношениях по поводу совместного обладания исключительным правом либо иным имущественным правом.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 489386-8 "О внесении изменений в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требует доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.